Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мартин Хайдеггер — Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963

«О сущности истины» («Vom Wesen der Wahrheit») в архиве Хайдеггера не найдено. Вероятно, Хайдеггер подготовил ее на основе своей лекции зимнего семестра 1925/26 г. «Логика. Вопрос об ис-

‘Русск. перев.: «Пайдейа», М, 1998.

тине» («Logik. Die Frage der Wahrfieit», GA Bd. 21, hrsg. von W. Biemel, Frankfurt a. M. 1976), а свои заметки впоследствии уничтожил. Прочитанную в 1926 г. лекцию не следует пугать с лекцией 1930 г., полностью переработанной, но имеющей то же заглавие (Frankfurt a.M. 1943, а также в: GA Bd. 9; Wegmarken. Hrsg. von F.-W. Henmann, Frankfurt a. M. 1976)…

114. В архиве Хайдеггера не найдено.

115. По сообщению Кристеллера (1988), в то время он из-за финансовых соображений вынужден был подготовить диссертацию как можно быстрее, но затем вернулся к Хайдеггеру (1931), который в качестве темы для защиты одобрил платонизм Марсилио Фичино. В 1932 г. для ее написания Кристеллер получил стипендию Общества поддержки немецкой науки.

116. Имеется в виду печатание работы «Бытие и время».

117. Беккер Карл Генрих (Becker, Carl Heinrich) — министр по делам культов Пруссии, см. прим. 47 к письму [13].

118. В Сильваплану (ср.: Husserl-Chronik, Denk- und Lebensweg Edmund Husserls von K. Schuhmann, Den Haag 1977, S. 308).

119. Летом Энно Э. Ясперса (Jaspers, Enno E.; 1889–1931), брата Карла Ясперса, пришлось на время поместить в приют св. Георгия для душевно- и нервнобольных в Эллене (Бремен).

120. Штёрринг Густав (Storring, Gustav; 1860–1946) — философ и психолог, с 1896 г. — приват-доцент в Лейпциге, в 1902–1911 гг. — ординарный профессор философии в Цюрихе, затем в Страсбурге, а в

1914–1927 гг. в Бонне. Как психолог-экспериментатор, Штёрринг был учеником Вильгельма Вундга (Wilhelm Wundt). Работы о процессах мышления, чувствах, а также систематическое изучение душевной жизни в норме и патологии послужили основой реалистической теории познания, с позиций которой он критиковал фрайбургскую (баденскую) школу неокантианства. Его философские работы, вплоть до самых поздних, находились под влиянием психологии.

121. Венчер Макс (Wentscher, Мах; 1862–1942) — с 1897 г. приват-доцент в Бонне, с 1904 г. — внештатный профессор в Кенигсберге, в 1907 г. в Бонне, там же с 1918 г. — ординарный профессор. В 1933 г. отправлен в отставку. Его работы, сосредоточенные главным образом на этических проблемах, находились, в частности, под влиянием Рудольфа Германа Лотце (Rudolf Hermann Lotze).

122. Ротхаккер Эрих (Rothacker, Erich; 1888–1965) — с 1924 г. профессор философии в Гейдельберге, с 1928 г. — в Бонне. Его работы посвящены главным образом логике и систематике гуманитарных наук. О его гейдельбергском периоде см.: Rothacker K, «Heitere Erinnerungen», Frankfurt a. M. / Bonn 1963, S. 57 ff.

123. Карл Генрих Беккер.

124. В архиве Хайдеггера не найдено.

125. Гегель, Предисловие к «Феноменологии духа»: «Знакомое вообще именно потому, что оно знакомо (bekannt), оказывается не познанным (erkannt). Это наиболее распространенное самозаблуждение, как и заблуждение других, предполагающих в познании нечто как знакомое и удовлетворяющихся этим; при всей этой болтовне такое знание, не знающее, что с ним происходит, не двигается с места» (WW. И,25).

126. Риккерта.

11—3600 321

127. В архиве Хайдеггера не найдены.

128. Виндельбанд Вильгельм (Windelband, Wilhelm; 1848–1915) — философ, представитель фрайбургской (баденской) школы неокантианства, историк философии. Работы: Geschichte der abendlandischen Philosophie im Altertum, 1888*; Geschichte der neueren Philosophie, Leipzig 1878–1880,2 Bde**; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie (1892). Tubingen, 15, — 1957; Geschichte und Naturwissenschaft, Rektoratsrede (1894). Stra?burg, 3,-1904; Uber Willensfreiheit (1910). Tubingen, 4.1923***; Platon. 1900,7, —1923″»; Praludien. Aufeatze und reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 2 Bde. 1884*»».

129. Подразумевается «Философия» Ясперса («Philosophie»).

130. Дриш Ханс (Driesch/Hans; 1867–1941) — философ, профессор в Лейпциге. Представитель виталистической философии («Philosophie des Organischen», Leipzig 1909,2 Bde).

131. Пихлер Ханс (Pichler, Hans; 1882–1958) — философ, профессор в Грайфсвальде, занимал критическую по отношению к неокантианству позицию; выступал за обновление онтологии.

132. Манке Дитрих (Mahnke, Dietrich; 1884–1958) — философ, профессор в Марбурге; занимался философией Лейбница («Unendliche Sphare und Allmittelpunkt — Beitrage zur Genealogie der mathematischen Mystik», Halle a. d. Saale 1937)****».

* Русск. перев.: История древней философии. СПб., 1902–1905. Т. 1–2.

«Русск. перев.: История новой философии. 1893. Т. 2; «От Канта до Ницше», СПб., 1913, М., 1997.

**» Русск. перев.: О свободе воли. М., 1905.

«**Русск. перев.: Платон. СПб., 1909, Киев, 1997; «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия». М., 1910.

***** Русск. перев.: Прелюдии. СПб., 1904; Дух и история. Избранные работы. М., 1996.

****** Манке также являлся в свое время учеником Гуссерля, занимал административные посты в министерстве образования.

133. Бехер Эрих (Becher, Erich; 1882–1929) — философ и психолог, профессор в Мюнстере и Мюнхене; представитель витализма. Основной труд: «Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften», Munchen u. Leipzig 1921.

134. Великий герцог Фридрих I Баденский (1826–1907) — в 1852 г. стал принцем-регентом, а в 1856 г. — Великим герцогом. Одним из первых заговорил о немецком национальном единстве под эгидой Пруссии; в политике придерживался либеральных позиций; инициатор реформ выборной системы в Бадене (1904).

135. Фишер Куно (Fischer, Kuno; 1824–1907) — философ, в 1850 г. защищался по философии в Гейдельберге; с 1856 г. — профессор философии в Йене, с 1872 г. — снова в Гейдельберге, где преподавал до самой смерти. Начинал как гегельянец, однако своими трудами о Канте дал толчок новой рецепции философии Канта; один из крупнейших историков философии второй половины XDC в., снискавший известность прежде всего блестящим стилем изложения; основной труд: «Geschichte der neueren Philosophie», 10 Bde — «История новой философии».

136. Хайдеггер читал курс лекций «Основные проблемы феноменологии» («Die Grundprobleme der Phanomenologie»; теперь в: GA Bd. 24. Hrsg. von Fr.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 2,1989), а также вел семинар для старших студентов «Онтология Аристотеля и логика Гегеля» — «Die Ontologie des Aristoteles und Hegels Logik».

137. В летнем семестре 1927 г. Ясперс вел семинар по «Феноменологии духа» Гегеля.

138. Розенкранц Иоганн Карл Фридрих (Rosenkranz, Johann Caii Friedrich; 1805–1879) — философ, с 1831 г. — профессор в Галле, а с 1833 г. — в

11* 323

Кенигсберге, один из наиболее видных представителей правого крыла гегельянства. Хайдеггер запрашивал следующие работы: Die Modificationen der Logik, abgeleitet aus dem Begriff des Denkens. Studien Teu 3, Leipzig 1846; Wissenschaft der logischen Idee, Konigsberg 1858–1859,2 Bde. 139. 400 лет со дня основания Марбургского университета.

140. От издательства «Макс Нимайер» Ясперс получил «Бытие и время».

141. Относится либо к рождественскому письму, которое не сохранилось (ср. письмо [39] Хайдеггера Ясперсу от 26.12.1926), либо к визиту Хайдеггера в Гейдельберг (1.1.1927). В обоих случаях речь, по всей видимости, шла о «Бытии и времени», которое Ясперс к тому времени знал по чистой корректуре.

142. Rosenkranz K., Erlauterungen zu Hegel’s Encyclopadie der philosophischen Wissenschaften//Philosophische Bibliothek, Bd. 34, Berlin 1870.

143. Эрдман Иоганн Эдуард (Erdmann, Johann Eduard; 1805–1892) — с 1836 г. профессор в Галле, крупный историк философии («Versuch einer wissenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie», 3 Bde, Leipzig 1834–1853); принадлежал к последователям Гегеля правой ориентации. Ясперс намекает на работу: «Grundri? der Logik und Metaphysik. Funf Vorlesungen», Halle a. d. S. 1841.

144. Fischer K., System der Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre, Heidelberg 1852.

145. Подразумевается опубликованное З мая извещение о смерти, где сообщалось, что Йоханна Хайдеггер, урожд. Кемпф, скончалась «после долгой мучительной болезни».

46

146. Ср. прим. 139 к письму [43].

147. Ср. прим. 108 к письму [32].

148. Гертруда Ясперс предприняла эту поездку вместе с Марианной Ве-бер.

149. Майер Давид (Mayer, David; 1834–1929) — коммерсант; овдовев, жил в Пренцлау.

150. Майер Додо (Mayer, Dodo), в замужестве Зингер (Singer) — дочь брата Гертруды Ясперс, Артура Майера (Arthur Mayer).

151. Работа над «Философией».

152. Ср. более позднее высказывание Ясперса из его «Философской автобиографии» (а. а. О., S. 98 ff.): «Появление работы Хайдеггера «Бытие и время» (1927), хоть я тогда не разглядел этого по-настоящему, не привело к углублению наших отношений, но сделало их скорее более поверхностными. Я реагировал, как и за несколько лет до того на его критику моей «Психологии мировоззрений», не особенно заинтересованно. Уже в 1922 году Хайдеггер читал мне отдельные страницы из своей рукописи. Для меня это было непонятно. Я настаивал на естественном способе выражения. Временами Хайдеггер позднее говорил: он, мол, уже продвинулся намного вперед, наброски тех лет уже серьезно переделаны, что-нибудь получится. О содержании вышедшей в 1927 году книги я прежде ничего не знал. И вот я увидел работу, которая с первых же страниц производила впечатление интенсивностью исследования, конструктивностью понятий, меткостью и новизной языка, часто многое проясняющего. Однако, несмотря на блеск мощного анализа, она не казалась мне полезной для того, к чему стремился в философии я. Я радовался успеху человека, с которым был близок, но читать эту работу мне не хотелось, я то и дело застревал, потому что стиль, содержание и образ мысли

?25

были мне чужды. Я не воспринял книгу и как нечто, против чего должна быть направлена моя мысль, с чем я должен спорить. В отличие от бесед с Хайдеггером, она не давала мне никакого импульса.

Хайдеггер был, наверное, разочарован. Я, как старший, целиком занятый своей философской работой, не удосужился основательно прочитать и дать критику [его текста], как он, еще молодым человеком, сделал это по отношению к моей «Психологии мировоззрений», выявляя на этой критике свое мышление. Вот почему Хайдеггер, в свою очередь, не испытывал настоящего интереса ко всем моим более поздним публикациям».

153. Семинар.

154. Относится к тогдашней структуре «Философии».

155. На зимний семестр 1927/28 г. была определена тема: «Метафизика. (Ее история и современная истина)» — «Metaphysik. (Ihre Geschichte und gegenwartige Wahrheit)».

156. GA Bd. 25: Phanomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft. Hrsg. von Ingtraud Gorland, Frankfurt a. M. 27, — 1987.

157. Назначение на должность ординарного профессора кафедры философии в Марбурге Хайдеггер получил 19.10.1927. Факультет не согласился с отклонением кандидатуры прусским министерством по делам культов и повторно выдвинул Хайдеггера.

158. Saldi «Maria, «Hegels Shakespeare-Interpretation», Berlin 1927. (Издано Ясперсом в серии: Philosophische Forschungen. H. 5.)

159. Зальдитг Мария (Saldi«, Maria; род. 1899) — в 1920–1924 гг. изучала философию в университетах Фрайбурга, Вюрцбурга, Мюнхена и Гей-дельберга, в 1924–1926 гг. — филологию и социологию в США. Защитилась в 1927 г. у Ясперса, написав работу о гегелевской интерпретации Шекспира. В 1927–1929 гг. — преподавательская деятельность в США. С 1930 г. — преподавание в различных средних школах Германии. — М. Зальдитт была близким другом семьи Ясперс, особенно во времена национал-социализма.

160. Подразумевается текст «Философии».

161. Манке Дитрих (Mahnke, Dietrich), рец. на: Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd. 7 // Literarische Berichte aus dem Gebiete der Philosophie. Das umfassende Literaturblatt fur Wissenschaft und

Скачать:TXTPDF

Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать бесплатно, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать онлайн