же, в мире Ясперса отсутствуют греки — что, по моему убеждению, в нынешний момент западноевропейских событий означает катастрофу»19. Ясперс же в своих размышлениях 1930–1950 гг. сосредоточен на теме коммуникации. Соответственно, отсутствие темы коммуникации у Хайдеггера воспринимается как фатальный симптом20. Для мышления Хайдеггера характерно «фактическое и принципиальное отсутствие коммуникации (коммуникация заменяется со-бытием («Mitsein»), нейтрализирующей и закрепляющей объективацией)» [156].
В переписке же все более сглажено: «…вопрос о том, как выйти из монолога и из повторения монологов другими, вероятно, есть вообще жизненный вопрос нашего теперешнего философствования», — пишет
Ясперс21.» То, что подразумевает Ницше, лежит вне альтернативы коммуникации и не-коммуникации», — не сдается Хайдеггер и. Ясперсу приходится — на словах — смягчить свою позицию: «Ваши слова о монологах — что мы «недостаточно сильны для этого», а также об одиночестве («вне альтернативы коммуникация — не-коммуникация») — мне кажется, я их понимаю, когда думаю… о трудах Лао-цзы или Спинозы… Такие труды могут в результате способствовать коммуникации, однако не говорят о ней. Мы оба, как мне кажется, прежде всего заинтересованы в истине, которая нас связывает и которая фактически проявляется в углублении коммуникации. Я согласен с Вами, что подлинное, сущностное всегда лежит «по ту сторону» коммуникации и не-коммуникации, субъекта и объекта, мышления и бытия и т. п. и что, утратив эту связь, все наше мышление становится беспочвенным и рассыпается. Но говорить — и сообщать — мы можем лишь в пределах противоречий, в явлениях конечного. Лишь благодаря последнему мы способны приблизиться к первому»23.
Переход: заключение от философии — к практике. Итак, то, что Ясперс с разных сторон пытается прояснить как «феномен философии Хайдег-гера», все эти разрозненные и фрагментарные наблюдения, части, обрывки — все это складывается в довольно неутешительную картину. Ясперс, однако, на этом не останавливается: «Показать, что природа этого философствования должна привести на практике к тотальному господству», — такова основная задача [166]. А потому то, что «Х[айдеггер] делает в 1933 г., было «нечеловеческим» следствием философии, в которой был утерян человек в своей свободе, своей ответственности, своем собственном бытии» [167]. Примером этого послужило занятие Хайдегге-ром поста ректора в 1933 г.
Ясперс не только высказывает догадку о возможной практической пагубности философии Хайдеггера, но и отказывает ее создателю в проницательности: «Не является ли он вообще слепым на людей?» [141]. Безответственным? [149]. Лишь мельком проскальзывает замечание, в котором ректорство Хайдеггера вызывает несколько большее уважение, нежели «оппортунизм», пассивное следование переменам других ученых того времени [158]. Поступок друга Ясперс оценивает как событие, создавшее между ними неодолимую пропасть.
Итак, Ясперс стремится подойти к осмыслению философии своего друга «систематично»: не пытаться опровергать или отвергать какие-то отдельные ее части или положения (хотя и это он все-таки делает), а постичь ее как «целое». — Не следует ли считать своеобразной иронией такого подхода то обстоятельство, что мышление Хайдеггера «затвердевает», превращаясь в некую опасную идеологию? «Записки» представляют редкий по своей жесткости документ. И, по словам Бимеля, их публикация «не способствовала разряжению ситуации» вокруг имени Хайдегге-ра*.
Нет сомнения, что в образе Хайдеггера, который складывался у Яс-перса, мало привлекательного. Однако он важен как один из первых и наиболее типичных. Все более поздние размышления такого рода не принесли, по сути, ничего нового. «Никто не задел Ясперса в XX веке, как Хай-деггер, никто не был ему ближе, никто не оттенил яснее, что путь Ясперса вел в тупик»25. Если это справедливо, то верно и обратное: никому не удалось в XX веке задеть Хайдеггера так, как Ясперсу, его бывшему другу.
1 Это, вне всякого сомнения, можно назвать «романом века» — ср.: Бибихин В. В. К переписке Хайдеггера с Ясперсом //Логос. № 5.1994, с. 101. В этом же номере журнала — фрагменты трех писем из переписки обоих мыслителей, впервые опубликованные на русском языке в переводе В. В. Бибихина (они соответствуют письмам, которые в данном издании имеют номера: 135,144,149). Публикаций, посвященных самой переписке, не очень много. Доклад В. Бимеля в 1989 г. (Biemel W. Zur Briefwechsel Jaspers/Heidegger // Zur philosophischen Aktualitat Heideggers.
Symposium der Alexander von Humboldt-Stiftung vom 24–28. April 1989 in Bonn-Bad Godesbeig. Bd. 2. In Gesprach der Zeit. Frankfurt a. M. 1990. S. 71–86) — лишь краткий пересказ основных вех этой переписки, непосредственно предшествовавший публикации писем. Некоторые другие публикации будут цитироваться дальше.
2 Бибихин В. В. Дело Хайдеггера // Мартин Хайдеггер. Время и Бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
3 Ясперс это заметил, хотя и много времени спустя. О том, как он это объясняет, см. примечания к письму № 7.
4 Примечания к письму № 124.
3 Наст, издание, последний абзац к последнему примечанию.
* Далее я цитирую их по изданию: Jaspers К. Notizen zu Martin Heidegger. Hrsg v. H. Saner. Munchen; Zurich, R. Piper & Co. Verf., 1978. Эти заметки выходили и в других изданиях, поэтому далее я буду ссылаться не на страницы, а на номер записи (они имеют сквозную нумерацию).
7 При этом он использует известное своей многозначностью слово «Auseinandersetzung».
(Bekampfung). Хайдеггера Ясперс называет «Wider-Sacher»: в лице своего друга Ясперс встречает противника в вопросе о самом «деле» (Sache) философии. Как же возможно занять подобную «тотально-критическую позицию»?
Письмо № 149.
9 Письмо № 151.
10 Письмо № 124.
12 Приведенное выше впечатление греческого студента несколько раз встречается в «Заметках», в разных модификациях.
Ясперсу даже более предпочтительным: «азиатские мыслители» находились в самой гуще практической жизни [160].
13 Остается, правда, вопрос: могла ли хайдеггеровская «тема бытия» быть раскрыта в «методическом мышлении», понимаемом в духе Ясперса?
14 Письмо № 124.
15 Письмо № 131.
16 Письмо № 146.
17 Вопрос философского радикализма был поднят нами ранее: Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер… с. 86–87.
18 О том, какой проблемой это может стать, см.: Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер… с. 132–135.
19 Письмо Э. Блохман от 30 марта 1933 г. См.: Martin Heidegger — Elisabeth Blochmann. Briefwechsel 1918–1969. Hrsg. v. J. Storck. Maibach a. Neckar, 1989.
20 Об этом у Ясперса — буквально на каждой странице. Ср. заметки №№ 7,8,9, 19 и т. п. Вопрос возможности «коммуникации» в философии Хайдеггера является отдельной важной проблемой, обсуждение которой не входит в задачи данного послесловия.
21 Письмо № 131.
22 Письмо № 132.
23 Письмо № 133.
24 Biemel W. Zur Briefwechsel Jagers/Heidegger… S. 71.
25 Бибихин В. В. К переписке Хайдеггера с Ясперсом… с. 102.
Указатель имен*
Августин — 63,338,398 Алгайер A. (Allgeier, А.) — 362 Альтман 3. (Altmann, S.) — 329 Андреас В. (Andreas, W.) — 339 Арендт X. (Arendt, H.) — 24, 50, 52, 184, 185, 284, 286, 338, 340, 348, 385, 388, 391 Аристотель — 63, 66, 73, 75–77, 81,82,98,110,113,123,129,140, 231,307,308,311, 314, 318, 319, 323,330,331
Барт Генрих (Bart, H.) — 53
Барт Карл (Bart, К.) — 53
Баумгартнер В. (Baumgartner, W.)
— 331
Баумгартен Э. (Baumgarten, E.) —
20,34,237,240,364,368,369
Баух Б. (Bauch, В.) — 100, 126,
146,315
Бауэр К. (Bauer, С.) -369
Беккер K.-F.(Becker, С. Н.) —
84,118,308,314,320,321
Беккер О. (Becker, О.) — 152,155,
159, 160,167,168, 172, 173, 184,
206,207,331
Бёкман П. (Bockmann, P.) — 388
Бенда И. (Benda, J.) — 378
Берг Б. (Berg, В.) — 150, 331
Бергсон A. (Bergson, H.) — 163,
Бернулли К.-A. (Bernoulli, С. А.)
— 309
Бесселер Г. (Besseler, H.) — 202,
БехерЭ. (Becher, E.) — 118,126,
147,323,330
Бибихин В. В. — 384,394,395,406
Бимель В. (Biemel, W.) — 44, 45,
54, 56,301,320,394,394, 406
Бимель M. (Biemel, M.) — 56,301
Бимель X. (Biemel, H.) — 56
БиргТ.(В1П,Тг1.)-.?77
Блохман Элизабет (Blochmann,
* Курсивом обозначены страницы из вступительной статьи, комментария и послесловия. — Прим. ред.
Указатель имен
E.) -20,404
Блуме (Blume) — 369
Боймлер A. (Baeumler, А.) — 152,
159,168,172–173,184,219,330,
331,344,359,366
Больнов О.-Ф. (Bollnow, O.-F.) —
259,379
Борн M. (Born, M.) — 299
Брокер В. (Brocker, W.) — 302
Брёкер-Олыманс К. (Brocker-
01tmanns,K.)~562,J7/
Брехт Ф.-Й. (Brecht, F. J.) — 259,
Бринкман Т. (Brinkmann, Th.) —
Брок В. (Brock, W.) — 207–209,
212,215,34??<55
Бультман P. (Bultmann, R.) — 98,
313,331
БуркхардгЯ. (Burckhardt, J.) — 85,
159,173,258,291,575,378
Бушор Э. (Buschor, E.) — 200,342
Бюхер К. (Bucher, K.) — 329
Вайзерг Г. (Weisert, H.) — 356 Вайс E. (Weiss, H.) -115,126,319 Валь Ж. (Wahl, J.) — 241,372 Вальтер Г. (Walther, G.) — 86,309 Вальц X. (Waltz, H.) — 376,390 BaHlorB.-72,JO5 Варнгаген Р. (Varnhagen, R.) — 185,338 Вебер A. (Weber, A) — 141–143,
201,328,339,371 Вебер Макс (Weber, M.) — 20,52, 83,142,161,176,201,216–218, 237, 240,308, 316, 344,354,364, 366-, 390
Вебер Марианна (Weber, Marianne) — 103,316,325,368 Ведекинд (Wedekind) — 314 Венде Э. (Wende, E.) — 84,308 Венчер M. (Wentscher, M.) — 120, 169, 72/
Вернер Р. (Werner, R.) — 331 Вертхаймер M. (Wertheimer, M.) — 171,172,JJ5
Викториус K. (Victorius, K.) — 262, 379
Вильзер Ю. (Wilser, J.) — 271,273, 386
Виндельбанд Вильгельм (Windelband, Wilhelm) -12, 123,126,302, 315,322
Виндельбанд Вольфганг (Windelband, Wolfgang)- 112, 157, 173, 318,335
Винтер Ш. (Winter, St.) — 56 Вирхов P. (Virchow, R.) -144,329 Виткоп Ф. (Witkop, Ph.) — 307 Вольцендорф К. (Wolzendorff, K.) -299
Вроблевски В. фон (Wroblewsky, V. von) -378
Вундт В. (Wundt, W.) — 321 Вундг M. (Wundt, M.) -100,126, 315
Указатель имен
Гайгер A. (Geiger, А.) — 63,65,68,
69,71,106,300,302,317,392
Гайгер M. (Geiger, M.) — 82,307
Гартман H. (Hartmann, N.) — 89,
99,100, 107, 150, 152, 153, 158,
197,277,310,314,379
Гегель Г. В. Ф. (Hegel, G. W. F.) —
73,108–110,112,114,117,122,
127, 129, 131, 158, 161, 186, 278,
296, 302,303,307, 313, 317,321,
323,324,326,327,330, 333, 339,
382,385, 403
Гелескул А. М. — 384
Гельдерлин Ф. (Holderlin, F.) — 36,
46,230,232,234,259,305,357,359
Геншер В. (Gentner, W.) — 284,388
Гентнер-Пфелер A. (Gentner-
Pfaehler,A.)-284,3A?
Георге С. (George, S.) — 142,287
Гераклит — 254,377
Геринг Г. (Goring, H.) — 273
Гёрланд И. (Goriand, L) — 326,339
Герхард К.-Й. (Gerhardt, С. J.) —
Гете И.-В. (Goethe, J. W. von) —
252,253,262, 316,376,399
Гитлер А. (НМег, А.) — 18,33,54,
265,273,287, 347
Глокнер Г. (Glockner, H.) — 343
Гомер -345
Готшлих Э. (Gotschlich, E.) — 339
Гофман Э. (Hoffinann, E.) — 100,
111,116,120,199,210,5/5
Гофмансталь Г. фон (Hofmann-
sthal, H. von) — 287
Гофман-Эрфурт A. (Hoffmann-
Erfurt,A.)-J27
Грасси Э. (Grassi, E.) — 16,17,52,
139,140,143, 327,328
ГризебахЭ. (Grisebach, E.) — 171,
Гундольф Ф. (Gundolf, F.) — 142,
201,329
Гуссерль M. (Husserl, M. Ch.) —
Гуссерль Э. (Husserl, E.) — U, 12,
15,19,21,22,34,44, 52,54,61,62,
66,70,81,86,91, 116,118, 123,
139, 163, 180, 187, 188, 300, 301,
307,309, 311, 312, 318,320, 322,
327,331, 338–340, 401, 403
Гюнтер П. (Gunther, P.) — 386
Декарт P. (Descartes, Rene) — 54,
61,311,360
Делёз Жиль (Deleuse, G.) — 36
Деррида Жак (Derrida, J.) — 32,
ДильК.(О1еЫК.)-46
Дильтей B. (Dilthey, W.) — 46,62,
138,139,163, 301,307,327, 403
Дитце К. фон (Dietze, С. von) —
362,364
ДлугачТ.Б. — 355
Дриш X. (Driesch, H.) — 126,303,
Дюрер A. (Durer, A.) — 337
Указатель имен
Дюроф A. (Dyroff, А.) — 147,169,
Дюрр Э. (Durr, E.) — 389
Ёлькен — 21
Завацки Г. (Sawatzki, G.) — 267,
Заламун К. (Salamun, K.) — J55
Заламун-Хыбашек E. (Salarmm-
HybaSek, E.) — 355
Зальдитг M. (Salditt, M.) — 137,
138,326,327
Зальц A. (Salz, А.) — 142, 328
Занер X (Saner, H.) — 56,299,311,
333,338,355,368,394,396
Зауэр Й. (Sauer, J.) — 21,275,345,
Зингер K. (Singer, 1С) — 142, 328
Зоден X. фон (Soden, H. von) —
236,331,361
Йегер B. (Jaeger,