Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Мартин Хайдеггер — Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963

Шелер (Maria Scheler) — третья жена философа, управляющая наследием и до своей смерти в 1969 г. единоличная издательница трудов Шелера.

[268]

Ниже рукой Хайдеггера приписано: «Гартенштр., 28» (адрес родителей Ясперса).

[269]

Карл Вильгельм Ясперс (Carl Wilhelm Jaspers; 1850–1940) и Генриетта Ясперс (Henriette Jaspers; 1862–1941), урожд. Танцен (Tantzen).

[270]

«Was ist Metaphysik?», Bonn 1929 (Frankfurt a. M. 13,1986), а также в следующих изданиях: GA Bd. 9: Wegmarken. Hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1976, S. 103–122.

[271]

Очевидно, после доклада Хайдеггера Ясперс положил это письмо ему в комнату.

[272]

Приглашение в Берлинский университет Ясперс получил 28.3.1930.

[273]

В архиве Ясперса имеется копия, сделанная его женой, с небольшим изменением.

[274]

Ясперс уже строит планы о преемстве кафедры Риккерта.

[275]

Министерство по делам культов и просвещения.

[276]

Бушор Эрнст (Buschor, Ernst; 1886–1961) — специалист в области классической археологии; отказался от преемства кафедры Людвига Курциуса в Гейдельберге.

[277]

Эрвин Панофски отклонил приглашение в Гейдельберг (на место Карла Ноймана).

[278]

«Центром» была католическая партия, названная так по занимаемым ею местам в середине парламента. В годы Веймарской республики была основной правительственной партией.

[279]

Райнфельдер Ханс (Rheinfelder, Hans; 1898–1971) — романист, защитившийся во Фрайбурге и в 1933 г. ставший ординарным профессором в Мюнхене.

[280]

Бесселер Генрих (Besseler, Heinrich; 1900–1969) — музыковед, с 1928 г. профессор в Гейдельберге, позднее — в Йене и Лейпциге.

[281]

Ольшки Леонардо (Olschki, Leonardo; 1885–1961) — романист, ученик Карла Фослера (Karl Vossler); в 1918–1932 гг. преподавал в Гей-дельбергском университете, затем был приглашенным доцентом Королевского университета в Риме. В 1933 г. по причинам расистского характера был отправлен Гейдельбергским университетом в отставку; после этого продолжал читать лекции в Риме, пока ему не запретили и это. В 1938 г. эмигрировал в США, где долгое время был безработным. В 1944 г. получил место на факультете восточных языков в университете Беркли, однако в 1950 г., во время маккартистских «чисток», лишился его, хотя был уже американским гражданином. С 1954 г. преподавал в Риме и Венеции. Основной труд: «Geschichte der neusprachlichen wissenschaftlichen Literatur», Heidelberg 1919–1927*.

«Русск. перев.: «История научной литературы на новых языках», т. 1–3, М. — Л., 1934

[282]

Миякэ Гочи (Myake, Gochi; 1895–1982) — философ, профессор в университете Тохоку (Сендай), в университете Киото и университете Гаскусю (Токио); в 1930–1932 гг. — стажировка в Германии. Опубликовал ряд статей о философии Хайдеггера, философии морали, философии искусства и проблеме времени.

[283]

Один из Восточно-Фризских островов, где Ясперс часто бывал в детстве.

[284]

Д-р Вернер Брок (Werner Brock) был в 1931–1933 гг. ассистентом Хайдеггера; впоследствии при поддержке Хайдеггера эмигрировал в Англию (Кембридж).

[285]

Ricken Я., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tubingen 1931.

[286]

В качестве предположения: Риккерт включил в гейделъбергскую традицию Германа Глокнера (Hermann Glockner), Августа Фауста (August Faust) и Ойгена Херригеля, но Ясперса не упомянул ни словом.

[287]

Подразумевается брошюра «Духовная ситуация времени» («Die geistige Situation der Zeit»), вышедшая незадолго до трехтомной «Философии».

[288]

«Большой труд» — трехтомная «Философия» (Philosophie, Berlin 1932. Bd. I: Philosophische Weltorientierung; Bd. II: Existenzerhellung; Bd. III: Metaphysik). «Введение» — Die Geistige Situation der Zeit, Berlin 1931.

[289]

Успех «Бытия и времени».

ПО

[290]

См. письмо [102] от 24.5.1930.

[291]

Ср. письмо [101] от 17.5.1930; очевидно, в 1930 г. Хайдеггер гостил на Троицу у Ясперса.

[292]

Штернбергер Дольф (Sternbeiger, Dolf; 1907–1989) — учился как у Ясперса (1927), так и у Хайдеггера (1929). В 1932 г. защитился у Пауля Тиллиха во Франкфурте-на-Майне на тему «Исследование экзистенциальной онтологии Мартина Хайдеггера» («Der verstandene Tod», Leipzig 1934). Уже в 1929 г. во «Франкфурте? цайтунг» (29.9) опубликовал критику книги Хайдеггера «Кант и проблема метафизики». Каким образом Штернбергер дал повод к тому высказыванию Хайдеггера, с точностью установить не удалось.

[293]

Ср. письмо [86] от 24.7.1929.

[294]

Речь идет о высказывании Ясперса: «…могло бы вновь ощутимо упорядочить иерархию в духовной жизни» («Frankfurter Zeitung», 14.12. 1931, по поводу статьи Пауля Тиллиха «Существует ли еще университет?», напечатанной в той же газете 22.11.1931).

[295]

JaspersK., Max Weber. Deutsches Wesen im politischen Denken, im Forschen und Philosophieren, Oldenburg i. 0.1932.

[296]

МаксВебер.

[297]

Крик Эрнст (Krieck, Ernst; 1882–1947) — педагог, после профессур в Дортмунде и Франкфурте-на-Майне с 1934 г. ординарный профессор в Гейдельберге, где с 1.4.1937 рейхсминистерство образования назначило его ректором. На время его ректорства пришлось увольнение Ясперса. Крик в значительной мере участвовал в «приобщении» немецкого университета к нацистской идеологии. Наряду с Альфредом Боймлером был влиятельнейшим педагогом национал-

социализма, оказывал сильное влияние на национал-социалистскую философию политики. Оценка Крика Хайдеггером, уже в марте 1933 г. скептическая, после принципиальной концептуальной полемики по поводу основанного Криком во Франкфурте «Культурно-политического кружка немецких преподавателей высшей школы» («Kulturpolitische Arbeitsgemeinschaft Deutscher Hochschullehrer» — KADH) и после резких нападок Крика на Хайдеггера в криковском журнале «Народ в становлении» («Volk im Werden», 1934) вылилась в нескрываемую обоюдную неприязнь. О философии Хайдеггера Крик писал, что она есть «фермент, разлагающий и разрушающий немецкий народ». По его словам, Хайдеггер принадлежит к тем, кто «втайне способствует подрыву национал-социалистского движения обновления», а истоки его мысли отнюдь «не всегда были германскими»; мышление Хайдеггера отражает «чужеродное еврейское мышление» да «и без того чуждо и враждебно творческому немецкому человеку» (ср.: Volk im Werden, H. 2. [1934]; H. 3. [1935]).

[298]

Шадевальдт Вольфганг (Schadewaldt, Wolfgang; 1900–1974) — филолог-классик, в 1928 г. профессор в Кенигсберге, с 1929 г. во Фрайбурге, с 1934 г. в Лейпциге, с 1941 г. в Берлине, с 1950 г. в Тюбингене. Дружил с Хайдеггером. Переводчик Гомера, Эсхила, Софокла и Платона.

[299]

Зауэр Йозеф (Sauer, Joseph; 1872–1949) — папский прелат, профессор христианской археологии и истории искусства; ректор Фрайбургского университета в 1932–1933 гг.

[300]

Ср. ректорскую речь Хайдеггера: «Самоутверждение немецкого университета», Breslau 1933 (теперь в издании: Die Selbstbehauptung der deutschen Universitat — Das Rektorat 1933/34. Hrsg. von Hermann Heidegger, Frankfurt a. M. 1983). 21.4.1933 Хайдеггер был избран ректором Фрайбургского университета.

[301]

Ср. «Philosophische Autobiographie», a. a. O., S. 100: «В конце мая 1933 года Хайдеггер в последний раз довольно долго гостил у нас. Несмотря на восторжествовавший на мартовских выборах национал-социализм, мы беседовали как прежде. Он купил мне пластинку с григорианскими хоралами, и мы вместе слушали ее. Уехал Хайдеггер раньше, чем намечалось. «Нужно включаться», — сказал он о быстром развитии национал-социалистской реальности. Я удивился, но ничего не спросил»*.

[302]

В южном предместье Берлина Эрнст Майер (Ernst Mayer, 1883–1952), зять Ясперса, еврей, имел частную врачебную практику. «Арийский параграф» в законе о восстановлении профессиональных административных кадров от 7.4.1933 уже привел к частичному бойкоту его практики со стороны «арийских» пациентов. — В некрологе на смерть Эрнста Майера (Arztliche Mitteilungen, H. 24, 20. 12. 1952) Ясперс сообщает, что еще в 1933 г. Майер сказал ему: «Они сгонят нас в барачные лагеря, а потом подожгут их». Тогда Ясперс воспринял это как плод излишне буйного воображения. В 1938 г. Э. Майер эмигрировал в Голландию, где во время оккупации, в укрытии, написал свою «Диалектику незнания» («Dialektik des Nichtwissens», Basel 1950. Серия: Studia Philosophica. Supplementum 5).

[303]

30 июня по приглашению гейдельбергского студенческого союза Хайдеггер читал в Гейдельберге лекцию «Университет в новом рейхе» («Die Universitat im neuen Reich»). Ср.: Heidelberger Neueste Nachrichten, Nr. 150 от 1. 07. 1933, S. 4. Перепечатано также в: SchneebergerG., Nachlese zu Heidegger. Dokumente zu seinem Leben und Denken, Bern 1962, S. 73 ff.

Хайдеггер использовал слово, ставшее тогда модным благодаря идеологии национал-социализма: «включаться» («einschalten»).

[304]

Спустя более чем 20 лет Ясперс так описывал этот последний визит Хайдеггера: «В мае он еще раз на короткое время остановился у нас. Поводом была лекция, которую он, теперь ректор Фрайбургского университета, читал перед гейдельбергскими студентами и профессорами. Шеель, председатель гейдельбергского студенчества, приветствовал его как «коллегу Хайдеггера». По форме это была мастерская лекция, а по содержанию — программа национал-социалистского обновления университета… Бурными аплодисментами студенты и немногие профессора приветствовали это выступление. Я, сидя в первом ряду с краю, вытянув ноги и заложив руки в карманы, не пошевелился.

Последующие разговоры с Хайдеггером не были с моей стороны открытыми. Я сказал ему: ожидалось, что он вступится за наш университет и его великую традицию. Никакого ответа. Я заговорил о еврейском вопросе и о злобной чепухе про «сионских мудрецов», на что он сказал: «Существует ведь опасный международный союз евреев». За столом он сказал слегка сердитым тоном: это безобразие, что существует столько профессоров философии — во всей Германии следовало бы оставить двух или трех. «Кого же?» — спросил я. Никакого ответа. «Как может такой необразованный человек, как Гитлер, управлять страной?» — «Образование совершенно не важно, — ответил он, — вы только посмотрите на его великолепные руки!»

Сам Хайдеггер тоже казался другим. Сразу, как только он приехал, возник настрой, разделивший нас. Народ был опьянен национал-социализмом. Я поднялся наверх, в комнату к Хайдеггеру, чтобы поздороваться с ним. «Как будто опять наступил 1914 год… — начал я, желая продолжить: — опять то же всеобщее, лживое опьянение», но при виде сияющего Хайдеггера слова застряли у меня в горле. Этот радикальный разрыв необычайно меня затронул. Ни с одним человеком у меня такого не было. Особенно больно было оттого, что Хайдеггер, казалось, ничего не замечал. Он подтвердил это

тем, что с 1933 г. больше не приезжал ко мне и даже при моем увольнении в 1937 г. не нашел для меня ни слова. Но еще в 1935 г. я слышал, что на одной из своих лекций он говорил о своем «друге Яспер-се». Сомневаюсь, понял ли он тот разрыв даже сегодня.

Я был растерян. До 1933 г. Хайдеггер ничего не говорил мне о своих национал-социалистских симпатиях. Я, со своей стороны, должен был с ним поговорить. В последние годы перед 1933-м его визиты стали редкими. Теперь было слишком поздно. Перед одурманенным Хайдеггером я оказался бессилен. Я не сказал ему, что он на ложном пути. Я уже не доверял его изменившемуся характеру. От той силы, к которой теперь примкнул Хайдеггер, я чувствовал угрозу и для себя самого и, как уже не раз в моей жизни, думал о «caute» Спинозы.

Обмануло ли меня все то позитивное, что было между нами? Был ли я сам виноват, что не искал радикального разговора с ним, опираясь на это позитивное? Не был ли я виноват в том, что до 1933 г. своевременно не увидел опасности, считал национал-социализм в целом чем-то слишком безобидным, хотя Ханна Арендг уже в 1932 г. ясно сказала мне, куда все идет?

В мае 1933 г. Хайдеггер уехал в последний раз. Больше мы никогда не виделись» (Philosophische Autobiographie, a. a. O., S. 100 ff.).

[305]

Heidegger M., Die Selbstbehauptung der deutschen Universitat. Rede, gehalten bei der feierlichen Ubernahme des Rektorats der Universitat Freiburg i.

Скачать:TXTPDF

Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать бесплатно, Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963 Ясперс читать онлайн