Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Смысл и назначение истории

сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» (Кант И. Соч В 6 т Т 4 Ч. I. С. 414).

Грозный (Hrozny) Бедржих (1879–1952) — чешский хеттолог.

Эпоха переселения народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе IV–VII вв., главным образом, с периферии Римской империи к ее центру. В результате этого римская культура была практически уничтожена.

Эпоха Августа — на время правления Августа приходится расцвет классической латинской литературы, опирающейся на греческие образцы (так называемый «золотой век» — Вергилий, Гораций, Овидий).

Каролингское возрождениекультурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII–IX вв. (в основном на территории современных Франции и Германии).

Оттоновское возрождение — культурные и государственные процессы, происходившие во времена правления Отгона I (912–973), Оттона II (955–983) и Оттона III (980-1002). Германский король Оттон I попытался возродить Римскую империю и в 962 стал императором так называемой Священной Римской империи германской нации, объединившей значительную часть европейских государств. При его дворе и дворе его последователей Оттона II и Оттона III трудились многие выдающиеся теологи, ученые и философы, изучавшие классическое наследие Римской империи.

Возрождение в узком значении этого слова, или Ренессанспериод в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в других странах — конец XV–XVI вв.), переход от средневековой культуры к культуре Нового времени на основе возрождения античных традиций.

Ханьская эпохавремя правления китайской императорской династии Хань с 206 до Р. X. — 220 по Р. X. В это время конфуцианство обрело статус официальной идеологии, приобрело некоторые религиозные функции.

Сунская эпохавремя правления китайской императорской династии Сун (960-1279), в которое возникло неоконфуцианство как ответ на идейный вызов распространившихся в Китае даосизма и буддизма.

Гуманистическое движение в Германии 1770–1830 гг. — прусский неогуманизм, культурное движение, связанное с именами? Вольфа, Лессинга, Гете, Шиллера. В его рамках был сформирован новый тип образования, основанный на глубоком изучении античных источников, и провозглашен идеал всесторонне образованной личности. Концом этого периода служит начало июльской революции во Франции.

Возрождение санскрита в XII в. — В XII в. в Индии возникла литература на новоиндийском языке хинди, для которой санскрит и связанная с ним духовная традиция значили так же много, как для западноевропейской средневековой культуры латынь.

Кадеш — древний город на реке Оронт (близ современного города Хомс, Сирия), у которого в конце XIV — начале XIII в. до Р. X. произошла битва между египетскими войсками Рамзеса?? и хеттами

Троецарствие (или Саньго) — период в истории Китая (220–265 или 220–280), получивший название по числу царств (Вэй, У и Шу), образовавшихся после распада в 220 империи Хань.

Цезарь Гай Юлий (102/100-44 до Р. X.) — римский полководец и диктатор (в 49, 48–46, 45 и с 44 до Р. X. — пожизненно). С его именем (так же, как и с именем Августа) связывается эпоха военной мощи и успешных завоеваний Рима.

Перикл (ок. 490–429 до Р. X.) — афинский стратег (главнокомандующий) в 444–429 до Р. X., вождь демократической группировки. С его именем (как и с именем Солона) связывается эпоха реформ, время расцвета греческих полисов.

Дионисий Ареопагит, точнее Псевдо-Дионисий Ареопагит — христианский богослов V–VI вв., представитель поздней патристики. Трактаты и послания Псевдо-Дионисия Ареопагита написаны от имени персонажа «Деяний апостолов», члена Ареопага I в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла. Автор этих трудов, традиционно приписывавшихся Дионисию Ареопагиту, не установлен.

Большинство исследователей склонны идентифицировать его с Петром Ивером, епископом Маюмы.

Сципионы — в Древнем Риме одна из ветвей рода Корнелиев, к которой принадлежали крупные полководцы и государственные деятели. В данном контексте речь идет о Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем (ок. 235 — ок. 183 до Р. X.) и Публии Корнелии Сципионе Эмилиане Африканском Младшем (ок. 185-ок. 129 до Р. X.), которых римская традиция изображает ревностными поклонниками эллинской культуры. Сципион Младший объединял вокруг себя писателей, стремившихся перенести на римскую почву греческую образованность и искусства (т. наз. сципионов кружок). В его окружении развивались и всесторонне обосновывались идеи о необходимости «возделывания» человека, воспитания его души и чувств, образования и привития, ему разносторонних интересов. Все это считалось необходимым для раскрытия подлинной сущности человека. Эти идеи впоследствии вдохновляли мыслителей Нового времени, получивших название гуманистов.

Орфики — члены религиозно-философских, мистических сект Древней Греции, учение которых связано с именем героя сказания об аргонавтах Орфея, легендарного певца и музыканта. Орфизм учил, что в человеке злая титаническая природа соединена с божественным дионисийским началом.

Пифагореизм — религиозно-философское учение в Древней Греции VI–IV вв. до Р. X., считавшее своим основателем Пифагора, создавшего в Кротоне религиозную общину, сосредоточенную на проблеме спасения. Он учил о метемпсихозе, очищении посредством познания музыкально-числовой структуры космоса, о дуализме души и тела. Как и в орфических общинах, пифагорейский союз имел несколько степеней посвящения своих членов в «тайные истины».

Феллахи — в арабских странах оседлое население, занятое земледелием, крестьяне.

…номинализме позднего средневековья возникли предпосылки современной науки — Номинализм — философское учение, согласно которому общее не имеет никакого онтологического содержания. В средневековой философии номинализм был одним из направлений решения проблемы универсалий Он признавал, что существуют только единичные предметы, а общие понятия являются порождением человеческого ума. Поздний средневековый номинализм был тесно связан с разработкой проблем языка, провозглашал главной задачей изучение природы. В XX в. номиналистический подход характерен для философии науки позитивизма, разработки философских оснований математики и математической логики.

Вторая часть. Настоящее и будущее

Везалий (Vesalius) Андреас (1514–1564) — естествоиспытатель, основоположник анатомии.

Левенгук (Leeuwenhoeck) Антони ван (1632–1723) — нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии.

Помпеи — античный город, засыпанный при извержении вулкана Везувий в 79 от Р. X.

Шлиман (Schliemann) Генрих (1822–1890) — немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои по данным гомеровской «Илиады» и раскопал ее, вел раскопки в Микенах, Орхомене и др.

Гиппократ (ок. 460-ок. 370 до Р. X.) — древнегреческий врач, реформатор античной медицины.

Лютер (Luther) Мартин (1483–1546) — немецкий мыслитель и общественный деятель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Учил об абсолютном предопределении Богом судеб всех творений.

Алогон — здесь: иррациональное.

Дессауэр (Dessauer) Фридрих (1881–1947) — немецкий философ, специалист по вопросам философии науки и техники.

Морзе (Morse) Сэмюэл Финли Бриз (1791–1872) — американский художник и изобретатель.

Имеется в виду спор Гете с Ньютоном о природе света.

Буркгардт (Burckhardt) Якоб (1818–1897) — швейцарский философ и историк культуры, основатель культурно-исторической школы в историографии.

Бёрк (Burke) Эдмунд (1729–1797) — английский публицист и философ, один из лидеров вигов. Автор памфлетов против Великой французской революции.

Клагес (Klages) Людвиг (1870–1956) — немецкий психолог и философ, представитель «философии жизни».

Гроот (Groot) Ян Якоб Мария де (1854–1921) — нидерландский синолог. С 1911 профессор в Берлине.

Токвиль (Tocquevill) Алексис (1805–1859) — французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной партии порядка, министр иностранных дел (1849).

Констан де Ребек (Constant de Rebeque) Бенджамен Анри (1767–1830) — французский писатель и публицист.

Липман (Lippmann) Уолтер (1889-?) — американский журналист и социолог.

Ферреро (Ferrero) Гульельмо (1871–1942) — итальянский историк и публицист.

Хайек (Hayek) Фридрих фон (р. 1899) — английский экономист.

Репке (Ropke) Вильгельм (1899–1966) — швейцарский экономист.

Тацит (ок. 58-ок. 117) — римский историк.

Лонг — греческий писатель II–III вв., автор любовно-буколического романа «Дафнис и Хлоя».

Вильгельм II (1859–1941) — прусский король и германский император, инициатор первой мировой войны, свергнут германской революцией 1918 г.

Фридрих II. Штауфен (1194–1250) — германский король, император Священной Римской империи с 1212.

Он старался не смотреть на Горгону… — согласно древнегреческому мифу, взгляд Медузы Горгоны обращал все живое в камень.

Срединная империя — традиционное самоназвание Китайской империи.

Принцип вечного мира у Канта — имеется в виду учение Канта о возможности вечного мира на земле, изложенное в работе «К вечному миру» (см.: Трактаты о вечном мире. М., 1963).

Лимес (от лат. limes — «межа», «граница») — укрепленные рубежи Римской империи на границах с землями варваров.

Китайская стена, точнее. Великая китайская стена — крепостная стена в Северном Китае, построенная в III в. до Р. X. Длина 4–5 тыс. км, высота 6-10 м.

Константин, Константин Великий (ок. 285–337) — римский император в 306–307. Способствовал торжеству христианства в Римской империи. Покровительствовал Никейскому собору (325). Выступал на стороне христианской Церкви в борьбе с донатистами.

Кроне (Crone) Бенедетто (1866–1952) — итальянский философ, историк, литературовед, политический деятель.

Третья часть. О смысле истории

Третичный периодпериод геологического времени, ок. 60.0 млн. лет назад.

Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (1882–1944) — английский астроном.

Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260–1327) — немецкий монах, доминиканец; проповедовал воззрения, близкие к пантеизму.

Фома Аквинский (1225/1226-1247) — философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианизированного аристотелизма.

Данте Алигьери (1265–1321) — итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В своей знаменитой поэме «Божественная комедия» ярко и глубоко выразил мировоззрение позднего средневековья.

Аменхотеп (1419–1400 до Р. X.) — имя фараонов Египта из XVIII династии. Имеется в виду Аменхотеп IV, который в борьбе с всевластием жречества отменил культ Амона-Ра, бывшего в то время главным в египетской религии, и установил новый государственный культ единого бога Атона, взяв себе имя Эхнатон.

Янычары (тур. букв. — «новое войско») — турецкая регулярная пехота, созданная в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, позже — путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Османской империи.

Иоахим Флорский (ок. 1132–1202) — итальянский мыслитель, развивший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, согласно которой мировая история делится на три эры, соответствующие Лицам Троицы. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же последовательности этапов, в конце истории грядет царство справедливости.

Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627–1704) — французский писатель, епископ. Создал концепцию исторического развития как осуществления божественного Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели.

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729–1781) — немецкий мыслитель эпохи Просвещения. Рассматривал историческое развитие как процесс постоянного совершенствования, восхождения к все более высоким ступеням.

Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744–1803) — немецкий философ, критик, эстетик. Считал мировой исторический процесс единым органичным ростом человеческого общества, в основе которого наряду с национальным фактором лежат также природные условия и культурные традиции. Для всех этих мыслителей характерно понимание истории как направленного однолинейного развития, которое было выдвинуто иудаизмом и утверждалось христианством (в первую очередь, Августином) в борьбе с языческим толкованием истории как циклического развития, вечного чередования жизни и смерти.

Хартман или Гартман (Hartmann) Эдуард (1842–1906) — немецкий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало — мировую волю.

Пытается ли вавилонский бог повернуть развитие вспять — неясно, какого из вавилонских богов имел в виду Ясперс. Вероятнее всего, речь идет об индуистском боге Брахме, который, погружаясь в сон, прекращает жизнь мира.

Духовная ситуация времени

Книга впервые опубликована в 1931 г.

Перевод выполнен М. И. Левиной в 1990 г. по изданию Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. В. — Leipzig,1932.

Гуттен (Hutten) Ульрих фон (1488–1523) — немецкий писатель, гуманист, идеолог рыцарства.

Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712–1778) — французский мыслитель, писатель, один из главных представителей французского Просвещения XVIII в.

В 1750 в Женеве он опубликовал конкурсную

Скачать:PDFTXT

Смысл и назначение истории Ясперс читать, Смысл и назначение истории Ясперс читать бесплатно, Смысл и назначение истории Ясперс читать онлайн