завтра, Хёдерер.
Трое выходят.
СЦЕНА V
Жессика, Уго.
Долгое молчание.
Жессика. Ну что?
Уго. Ты была здесь и все слышала.
Жессика. И что ты думаешь?
Уго. Что я могу думать? Я же тебе говорил, что он хитрец.
Жессика. Уго! Он был прав.
Уго. Бедная моя Жессика! Тебе откуда знать?
Жессика. А ты что знаешь? У тебя был довольно бледный вид.
Уго. Черт! Конечно, со мной ему легко справиться. Посмотрел бы я, каково ему с Луи поговорить. Тут бы он так просто не выпутался.
Жессика. Может, он и его бы переспорил.
Уго(смеясь). Кого, Луи? Ты его не знаешь. Луи не может ошибаться.
Жессика. Почему?
Уго. Потому. Потому что он Луи.
Жессика. Уго! Ты лукавишь! Я смотрела на тебя, пока ты говорил с Хёдерером. Он тебя убедил.
Уго. Он не убедил меня. Никто не убедит меня в том, что нужно лгать товарищам. Но если бы ему и удалось меня убедить, то тем нужнее его убрать, иначе он убедит кого-нибудь еще. Завтра утром я покончу с этим делом.
Картина шестая
Кабинет Хёдерера.
Оконная рама, выбитая взрывом, прислонена к стене, осколки стекла выметены, окно закрыто простыней, приколотой кнопками.
СЦЕНА I
Хёдерер, затем Жессика.
В начале сцены Хёдерер, стоя у плитки, варит себе кофе и курит трубку. Стук в дверь. Слик просовывает голову.
Слик. Девчонка пришла, хочет вас видеть.
Хёдерер. Ладно, пусть войдет. (Входит Жессика, Слик исчезает.) Что тебе? (Она молчит.) Подойди ближе. (Она стоит на пороге, волосы в беспорядке падают ей на лицо. Он идет к ней.) Ты, наверное, хотела мне что-то сказать? (Она кивает.) Так говори и уходи.
Жессика. Вы всегда торопитесь…
Хёдерер. Я работаю.
Жессика. Вы не работали, а варили кофе. Можно мне чашечку?
Хёдерер. Можно (Пауза.) Ну так что?
Жессика. Дайте мне собраться с духом. С вами тяжело говорить. Вы ждете Уго, а он еще бриться не начинал.
Хёдерер. Хорошо. Даю тебе пять минут, чтобы собраться с мыслями. Вот твой кофе.
Жессика. Поговорите со мной.
Хёдерер. О чем?
Жессика. Я же должна собраться с мыслями. Говорите.
Хёдерер. Мне нечего сказать, и я не умею разговаривать с женщинами.
Жессика. Неправда, умеете. И очень хорошо.
Хёдерер. Да? (Пауза.)
Жессика. Вчера вечером…
Хёдерер. Что?
Жессика. Мне показалось, что правы были вы.
Хёдерер. Я был прав? (Пауза.) Спасибо, ты меня подбодрила.
Жессика. Издеваетесь?
Хёдерер. Да. (Пауза.)
Жессика. Если бы я вступила в партию, что бы мне пришлось делать?
Хёдерер. Нужно еще, чтобы тебя приняли.
Жессика. Но если бы меня приняли, что бы мне пришлось делать?
Хёдерер. Вот уж не знаю. (Пауза.) Ты за этим пришла ко мне?
Жессика. Нет.
Хёдерер. За чем же тогда? В чем дело? Ты поссорилась с Уго и хочешь уехать?
Жессика. Нет. Вы бы огорчились, если бы я уехала?
Хёдерер. Я бы обрадовался, что могу работать спокойно.
Жессика. Вы говорите не то, что думаете.
Хёдерер. Ты так считаешь?
Жессика. Да. (Пауза.) Вчера, когда вы вошли, у вас был вид очень одинокого человека.
Хёдерер. Ну и что?
Жессика. Это прекрасно — человек, который одинок.
Хёдерер. Настолько прекрасно, что сразу возникает желание составить ему компанию. И тут он перестает быть одиноким. Мир скверно устроен.
Жессика. О, со мной вы вполне бы могли остаться одиноким. Я бы не стеснила вас.
Хёдерер. С тобой?
Жессика. Я просто так сказала. (Пауза.) Вы были женаты?
Хёдерер. Да.
Жессика. Ваша жена была членом партии?
Хёдерер. Нет.
Жессика. А вы говорили, что нужно жениться только на членах партии.
Хёдерер. Правильно.
Жессика. Она была красивая?
Хёдерер. Как когда, и потом, кому что нравится.
Жессика. А я красивая, по-вашему?
Хёдерер. Издеваешься?
Жессика (смеясь). Да.
Хёдерер. Пять минут прошло. Говори или уходи.
Жессика. Вы не сделаете ему зла.
Хёдерер. Кому?
Жессика. Уго. Вы к нему хорошо относитесь, правда?
Хёдерер. Чувства тут ни при чем. Он ведь хочет меня убить, это и есть твоя история?
Жессика. Не делайте ему зла.
Хёдерер. Да нет, я ему зла не сделаю.
Жессика. Вы… вы знали?
Хёдерер. Знаю со вчерашнего вечера. Как он собирается меня убивать?
Жессика. Что вы имеете в виду?
Хёдерер. Каким оружием? Гранатой, револьвером, топором, саблей, ядом?
Жессика. Револьвером.
Хёдерер. Неплохо.
Жессика. Сегодня, идя к вам, он возьмет револьвер с собой.
Хёдерер. Понятно. Зачем ты его выдала? Ты с ним в ссоре?
Жессика. Нет. Но…
Хёдерер. Так что же?
Жессика. Он попросил меня ему помочь.
Хёдерер. И ты таким образом ему помогаешь? Странно.
Жессика. Он не хочет вас убивать. Совсем не хочет. Вы ему очень нравитесь. Просто он получил приказ. Он не признается, но я уверена, что в глубине души он будет рад, если ему помешают его выполнить.
Хёдерер. Нужно подумать.
Жессика. Что вы будете делать?
Хёдерер. Еще не знаю.
Жессика. Пусть Слик тихонько отберет у него револьвер. Больше у него нет оружия. Заберите это, и все будет кончено.
Хёдерер. Нет. Он почувствует себя униженным. Людей нельзя унижать. Я с ним поговорю.
Жессика. Вы впустите его сюда вооруженным?
Хёдерер. Почему бы и нет? Я хочу его убедить. Это пятиминутный риск, не более. Если сегодня утром он не решится, то не решится уже никогда.
Жессика(внезапно). Я не хочу, чтобы он вас убил.
Хёдерер. Ты бы огорчилась, если бы меня прикончили?
Жессика. Я? Я бы обрадовалась.
Слик. Уго пришел.
Хёдерер. Минутку. (Слик. прикрывает дверь.) Полезай в окно.
Жессика. Не хочу от вас уходить.
Хёдерер. Если ты останешься, он, точно, выстрелит. В твоем присутствии он не сдрейфит. Давай лезь!
Она вылезает в окно, и простыня вновь его прикрывает. Пусть он войдет.
СЦЕНА II
Уго, Хёдерер.
Входит Уго. Хёдерер идет к двери и затем вместе с Уго возвращается к столу. Стоит рядом с ним, пристально наблюдает за всеми его движениями во время разговора, готовый схватить его за руку в случае, если Уго захочет вынуть револьвер.
Хёдерер. Ну, хорошо спал?
Уго. Так себе.
Хёдерер. С похмелья?
Уго. Ужасно.
Хёдерер. Решился наконец?
Уго(вздрогнув). На что?
Хёдерер. Ты вчера вечером сказал, что уйдешь от меня, если не сможешь меня заставить переменить мнение.
Уго. Я полон решимости.
Хёдерер. Хорошо. Поговорим об этом чуть позже. А пока поработаем. Садись. (Уго садится за свой рабочий стол.) На чем мы остановились?
Уго(читая свои записи). «Согласно данным переписи населения, число сельскохозяйственных рабочих понизилось с восьми миллионов семисот одной тысячи в тысяча девятьсот шестом году до…»
Хёдерер. Слушай, а бомбу бросила женщина.
Уго. Женщина?
Хёдерер. Слик нашел следы на грядках. Ты ее знаешь?
Уго. Как это я могу ее знать?
Хёдерер. Забавно, правда?
Уго. Очень.
Хёдерер. Тебе, по всей видимости, это не кажется забавным. Что с тобой?
Уго. Я болен.
Хёдерер. Хочешь, отдохни до обеда?
Уго. Нет, давайте работать.
Хёдерер. Тогда прочитай еще раз ту фразу.
Уго берет свои записи и читает заново.
Уго. «Согласно данным переписи…»
Хёдерер смеется. Уго резко поднимает голову.
Хёдерер. Знаешь, почему она промахнулась? Бьюсь об заклад, что она бросила бомбу с закрытыми глазами.
Уго(рассеянно). Почему?
Хёдерер. Из-за грохота. Они закрывают глаза, чтобы их не оглушило, понимай как знаешь. Все эти крысы боятся шума, иначе из них бы вышли отменные убийцы. Они, знаешь, упрямые: перенимают какую-нибудь готовую идею и верят в нее, как в Господа Бога. Нам- то сложнее выстрелить в человека по принципиальным соображениям, ведь идеи создаем мы сами и знаем всю кухню — мы никогда до конца не уверены в своей правоте. Вот ты уверен в своей правоте?
Уго. Да.
Хёдерер. В любом случае из тебя убийцы не выйдет. Не то призвание.
Уго. По приказу партии кто угодно может стать убийцей.
Хёдерер. А если партия прикажет тебе плясать на натянутом канате, думаешь, у тебя получится? Убийцами рождаются. Ты вот слишком много размышляешь, ты бы не смог.
Уго. Смог бы, если бы решил.
Хёдерер. Ты смог бы хладнокровно пустить пулю мне в лицо, потому что я не согласен с тобой по политическим вопросам?
Уго. Да, если бы я так решил или бы мне приказала партия.
Хёдерер. Удивительно. (Уго собирается засунуть руку в карман, но Хёдерер перехватывает его за запястье и слегка приподнимает его руку над столом.) Представь, что в этой руке оружие и что этот вот палец должен нажать на спусковой крючок…
Уго. Отпустите руку.
Хёдерер(не отпуская руки). Представь, что я стою перед тобой, вот как сейчас, и что ты целишься в меня…
Уго. Отпустите и давайте работать.
Хёдерер. Ты смотришь на меня и, нажимая на спусковой крючок, вдруг думаешь: «А если он был прав?» Представляешь?
Уго. Я бы об этом не думал. Я бы думал только о том, как убить.
Хёдерер. Еще как думал бы. Интеллигент иначе не может. До того как нажать на спуск, ты бы представил себе последствия своего поступка: перечеркнуто дело целой жизни, политической работе конец, меня никем не заменишь, партия, быть может, обречена на…
Уго. Говорю вам, я бы не задумался!
Хёдерер. Ты бы не сумел иначе. И очень хорошо, потому что, если бы ты не подумал об этом до того, целой твоей жизни после не хватило бы на обдумывание. (Пауза.) И что вам всем приспичило играть в убийц? У убийц нет воображения, им ничего не стоит принести смерть, поскольку они понятия не имеют, что такое жизнь. Я предпочитаю людей, которые боятся чужой смерти, это доказывает, что они умеют жить.
Уго. Я родился на свет не для того, чтобы жить, я не знаю, что такое жизнь, и знать не хочу. Я лишний, я без места, и я всех стесняю, никто меня не любит и не доверяет мне.
Хёдерер. Я тебе доверяю.
Уго. Вы?
Хёдерер. Конечно. Ты — ребенок, который с трудом вырастает, но ты станешь дельным взрослым человеком, если кто-нибудь облегчит тебе этот переход. Если мне удастся уцелеть после их бомб и гранат, я оставлю тебя при себе и помогу тебе.
Уго. Зачем вы мне это говорите? Почему именно сегодня?
Хёдерер(отпуская его). Просто чтобы доказать, что не дилетанту запугать хладнокровного человека.
Уго. Если я что-нибудь решил, я должен это сделать. (Про себя, с каким-то отчаянием.) Я должен.
Хёдерер. Ты смог бы убить меня, глядя мне в глаза? (Смотрят друг на друга. Хёдерер отходит от стола и отступает на шаг.) У настоящих убийц ничего не происходит в голове. А ты, ты сможешь выстрелить, зная, что происходит у меня в голове, когда ты целишься? (Пауза. Продолжает смотреть на него.) Кофе хочешь? (Уго не отвечает.) Он готов, я налью тебе чашку. (Поворачивается спиной к Уго и наливает кофе в чашку. Уго встает и сует руку в карман, где лежит револьвер. Видно, что он борется с собой. Через минуту Хёдерер поворачивается и спокойно идет к Уго, неся полную чашку. Протягивает ему.) Бери. (Уго берет чашку.) Теперь давай револьвер. Давай-давай, ты же видишь, я предоставил тебе случай, а ты им не воспользовался. (Сам достает револьвер из кармана Уго.) Да это игрушка! (Идет к столу и кидает на него револьвер).
Уго. Я вас ненавижу.
Хёдерер возвращается к нему.
Хёдерер. Да нет, ты меня не ненавидишь. Какие у тебя основания для ненависти?
Уго. Вы принимаете меня за труса.
Хёдерер. Почему? Убивать ты не умеешь, но это не причина для того, чтобы предположить, будто и умереть ты не