Скачать:PDFTXT
Что есть иудаизм? Моисей Альтшулер

связь? Бог вывел евреев из Египта, и вот-де… нельзя зажечь свет в субботу, нельзя варить, нельзя выходить за город, нельзя носить носовой платок в кармане. Несуразно! К тому же исход евреев из Египта — миф, а не исторический факт.

Остается третий мотив: субботазнамение между богом и сынами Израилевыми. Если расшифровать это «знамение», мы доберемся до истинного происхождения праздника, раскроем цели жрецов, установивших его, раскроем цели талмудистов, раввинов и других служителей культа Яхве, пропагандирующих святость субботы. Вас, вероятно, удивит, когда скажу, что суббота старше Библии.

— Не только удивлен, но и не понимаю…

— Исторические памятники рассказывают, что в Вавилонии каждый месяц и каждый день месяца посвящен был какому-нибудь богу. Различались дни хорошие и дни плохие. Были также и дни поста. В одном из исторических памятников — обрывке календаря, где значатся месяцы элул и мархешвон, — записано: «Второй день (месяца мархешвон) посвящен Истар. День благоприятный. Царь приносит жертву Шамашу, Белит, Сину, совершает возлияния; возлияния рук его принимает бог». Седьмой, четырнадцатый, двадцать первый, двадцать восьмой дни в календаре обозначены «тяжелыми». В эти дни «пастырь многочисленного народа не должен есть мяса, испеченного на огне, и ничего приготовленного на золе, не должен менять своего платья и надевать чистое одеяние, не должен приносить жертвы. Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоры. Жрец-прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть руки на больного…» Так гласит подпись к названным дням.

Место, где найден этот документ, и время, когда он написан, свидетельствуют, что документ относится к такому историческому периоду, когда еще не было никаких признаков еврейской культуры. Названия месяцев элул и мархешвон — вавилонские. Вавилоняне разделили путь солнца по небу на двенадцать созвездий и каждое из созвездий посвятили одному из богов. И сейчас в различных языках видны следы деления недели на дни по названиям богов-планет. В немецком и еврейском языках первый день недели называется «зонтаг» — день солнца. То же самое в английском языке — «сандей». Второй день недели по-немецки и еврейски называется «монтаг» — день луны. В вавилонских надписях встречается слово «шаббату». Оно обозначает пятнадцатый день месяца и «успокоение сердец» (богов).

— Что же это доказывает?

— Доказывает то, что деление дней месяца на семерки существовало у других народов раньше, чем у евреев. Седьмой день выделялся особо среди других дней. Этот день считался плохим днем.

— Так у других народов. А у евреев?

— И у евреев седьмой день считался в древности плохим днем, когда ты обязан сидеть в темноте, не имеешь права варить, печь, выходить из дома.

В установлении дня субботнего большую роль сыграло поклонение Луне. В глубокой древности разные племена, среди них и еврейские, обожествляли Луну. Следы поклонения евреев Луне остались и до настоящего времени. Верующие евреи, в том числе, надо полагать, и вы, раз в месяц, когда луна ясно видна на небе, «освящают» ее, молятся перед ней, обращаются к ней с просьбой: «Так же, как я прыгаю перед тобою и не могу дотронуться до тебя, пусть так мои враги не в состоянии будут дотронуться до меня, чтобы причинить мне зло». Исчисление времен года, месяцев, недель ведется у иудеев по фазам Луны. Празднуется начало каждого лунного месяца (рошхойдеш). Ряд иудейских праздников связан с полнолунием: пасха, кущи, пурим.

Следы счета времени, по Луне мы видим и в русской речи: луна называется также месяц.

При обожествлении Луны особо отмечается появление луны на небе — начало месяца и полнолуниесередина месяца. У вавилонян пятнадцатый день месяца назывался шаббату. В Библии часто встречаются рядом стоящие праздник месяц (хойдеш) и праздник суббота: «…новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть…». («Исаия», 1:13); «И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее». («Осия», 2:11).

Наблюдение человека за Луной совершенствовалось. Он стал отмечать четыре ее фазы, делить лунный месяц на четыре части: начало месяца, первый день первой четверти Луны, шаббату и первый день последней ее четверти. У первобытного человека Луна вызывала и чувство радости и чувство страха. Луна добрая: она светит человеку ночью. Но она уж очень непостоянная: меняет свое лицо, исчезает иногда ненадолго, а иногда на длительное время. Она спутница ночи и имеет, должно быть, связь с духами. И человек начал обожествлять Луну. А бог требует от человека приношений. Ему надо отдавать лучшее. На ряд предметов налагается запрет потребления, потому что они посвящаются богу. Такой запрет называется табу. Суббота и была в древности днем табу. Она посвящалась духам, в особенности Луне. В этот день все принадлежит духам, богам. В этот день, когда приносят жертвы богам, опасно работать. И сейчас суеверные люди считают некоторые дни недели несчастливыми. В такие дни воздерживаются от важных дел. В прошлом таким тяжелым днем считался седьмой деньсуббота.

Не все еврейские племена одинаково соблюдали день субботний. Объявив бога Яхве единым богом иудеев, жрецы запретили почитание Солнца, Луны и других светил. За поклонение светилам ввели смертную казнь. Поскольку почитание субботы было популярно среди народа, жрецы связали культ субботы с деяниями бога Яхве (сотворение мира, исход евреев из Египта) и провозгласили: «Субботазнамение между богом Яхве и сынами Израилевыми». Установлены были строжайшие законы соблюдения этого дня. Талмудисты и раввины употребили немало усилий, чтобы сделать соблюдение дня субботнего праздником иудаизма. Они придумали множество легенд, которые должны были придать субботе ореол святости, и одновременно оплели «субботний отдых» сетью разных запретов. Два трактата Талмуда посвящены субботе — «Шаббат» и «Эрубин».

— Я внимательно слушал вас. Но вы ведь знаете, что верующий еврей не так уже фанатичен, чтобы строго соблюдать предписания талмудистов и раввинов о субботе. Мы соблюдаем лучшие, не противоречащие прогрессу традиции, связанные с субботой.

— Скажите откровенно: вы лично в субботу ездите в троллейбусе, автобусе?

— Когда работал — ездил, а сейчас нет.

— Работали в субботу?

— Приходилось. Ничего не поделаешь.

— И молились богу, чтобы он простил вам ваши прегрешения?

— Молился. Не я один грешил. Не мог ходить к утренней молитве, а к вечерней ходил.

— Далеко живете от синагоги?

— Час ходу.

— Ездили?

— Нет, ходил.

— Разве это отдых?

— Хоть таким образом отмечал связь со своим народом, со своим богом, с традициями народными.

— Нет, это не народные традиции. Это традиции старого мира, темноты и невежества, традиции духовного рабства. Подведем итог нашей беседе. Суббота со всеми ее запретами — это отдых на цепи, сковывающий творческую мысль человека, его энергию.

Мы стоим за то, чтобы у людей было больше дней отдыха. В настоящее время рабочие и служащие нашей страны имеют два выходных дня в неделю. У большинства из них второй день отдыха приходится на субботу. Но это дни подлинного, полнокровного духовного и физического отдыха человека, а не того духовного рабства, которое вы защищаете. Вы же смирно сидели и сидите на цепи, связывающей вас с враждебными науке взглядами, с суеверием, с верой в сверхъестественные силы, держащие вас во власти тьмы.

— Мне уже поздно рвать эти «цепи», как вы называете религию. Это не по моим старческим силам. Говорите с молодыми, если они иудеи. Правда, вера у них держится не на цепи, а на волоске.

— И волосок порвется, и цепи религиозные лопнут. Не выдержат они разрывной силы науки и опыта жизни.

Дни страха

В первые дни осеннего месяца тишри (соответствует сентябрю или части сентября и октября) религиозные евреи празднуют рош-га-шоно — Новый год, а через семь дней — йом-кипур — Судный день. В эти дни, по учению иудаизма, бог решает судьбы людей и народов. Верующие называют эти праздники «страшными днями». В синагоге они получают в эти дни большую зарядку страха, который должен владеть иудеями на протяжении всего года. До подписания вынесенного богом приговора человек имеет еще возможность повлиять на волю всевышнего судьи, умилостивить его молитвами, покаянием. Десять дней предоставлено для покаяния — с первого дня рош-га-шоно до исхода Судного дня.

Уже с наступлением первого осеннего месяца — элула, предшествующего месяцу тишри, — верующие евреи начинают готовиться к «страшным дням». Утренние молитвы в синагогах сопровождаются трубными звуками шойфера (бараньего рога), вызывающими страх в сердцах молящихся. С особой торжественностью обставлен ритуал шойфера рош-га-шоно и йом-кипур. Назначение трубных звуков — прогнать сатану, преграждающего путь молитвам к престолу божьему. В первый день рош-га-шоно мужчины-иудеи идут на реку и стряхивают там грехи со своей одежды. Они исполняют сказанное в книге пророка Михея: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». В канун йом-кипур верующие мужчины и женщины совершают обряд капорес. Мужчины держат петуха, женщины — курицу и произносят молитву: «Это моя жертва искупления, это моя замена, пусть этот петух (курица) идет на смерть, а я пойду к хорошей жизни и миру».

Когда возникли эти нелепые праздники и ритуалы? Кем навеян страх перед «судом божьим»? Обратимся сначала к «священным» книгам иудаизма. Предписания о рош-га-шоне и йом-кипуре приводятся в Пятикнижии несколько раз. В книге «Левит» (гл. 23) есть приказ бога Яхве, данный через пророка Моисея: «В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание, никакой работы не работайте и приносите жертву Яхве… Также в девятый день месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание, смиряйте души ваши и приносите жертву Яхве».

В книге «Числа» (гл. 29) это указание повторяется еще раз, притом перечисляется, какие жертвы должны быть принесены Яхве. «…И приносите всесожжение Яхве в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем; три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на овна и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев и одного козла в жертву за грех для очищения вас».

А в книге «Левит» (гл. 16) дана подробная инструкция первосвященнику, как совершать обряд жертвоприношения. «И от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов и жертву за грех и одного овна во всесожжение. И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Яхве у входа скинии собрания. И бросит Аарон об обоих козлах жребий: один жребий для Яхве, а другой для Азазела. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Яхве, и принесет

Скачать:PDFTXT

Что есть иудаизм? Моисей Альтшулер Иудаизм читать, Что есть иудаизм? Моисей Альтшулер Иудаизм читать бесплатно, Что есть иудаизм? Моисей Альтшулер Иудаизм читать онлайн