книге Левит (гл.16). Обряд выглядел так: в пустыню выгоняли козла, при этом считалось, что козел уносит все людские грехи. Когда был разрушен Храм, обычай изменился. В его новой редакции иудеи резали цыпленка и отдавали его бедным в качестве праздничной пищи перед Днем Искупления. Сегодня никто, конечно, не будет резать цыпленка, предлагая его в качестве праздничной пищи беднякам. Вместо цыпленка нуждающимся дают деньги. Правда, этот обычай не является обязательным для исполнения, традицию извлекают из памяти, когда признают, что сделали что-то плохое, и испытывают потребность исправиться. В некоторых общинах практикуют
благотворительность в иных формах, например, приглашают нуждающихся на трапезу после поста в День Искупления или домой
Новый год встречают чтением Торы и едят. На праздничном столе в этот день обычно есть мед, печенье, или яблоки, облитые медом. Мед символизирует надежду на то, что новый год будет сладким. Пока продолжается День Искупления, не разрешается есть и пить. Цель этого поста в том, чтобы отвлечь ум от необходимости заботиться об удовлетворении физических потребностей и сосредоточиться на духовном.
Пост в День Искупления имеет и другие объяснения. Он может быть покаянием за грехи, когда эти грехи осознаны и человека мучают угрызения совести. Пост способен дисциплинировать человека, побуждая его к самоконтролю. Пост помогает испытать сострадание к другому, поскольку дает понять, что такое голод.
Закон предписывает не делать никакой работы в День Искупления, как и в первый день других больших праздников. Раввины, толкующие Библию, говорят о запрещении сексуальных отношений, ношения кожаной обуви, еды и питья. Этот пост очень важный в иудаизме, соблюдается он все в течение суток.
Итак, цель покаяния – не только прощение, но и возрождение, возвращение к священной чистоте.
Основа службы в День Искупления – исповедание грехов. Но до этого надо освободиться от обещаний, которые остались не выполненными.
Служба начинается с молитвы, призывающей Бога отменить не выполненные обеты.
Когда обеты взяты обратно, приступают к грехам. Внимание сосредотачивается на личной ответственности каждого за соблюдение требований Закона.
Исповедальные молитвы представляют перечень грехов, которые представлены для прощения. Когда часть молитвы заканчивается, делают паузу, чтобы каждый мог исповедаться в своих грехах.
Иудею постоянно внушают, что исповедь не возвращает человека к Богу автоматически. Указывается, что Бог не прощает человеку грех, совершенный против другого человека, если не попытаешься исправить причиненный грех сам.
В День Искупления многие иудеи весь день проводят в синагоге, сконцентрировав все свое внимание на искуплении.
В конце дня заключает праздник служба, которая называется закрытие. Смысл службы состоит в закрытии врат небесных после Божьего Суда. Врата небесные символически представлены открытыми для покаяния дверцами ковчега.
Долгий звук бараньего рога возвещает конец поста.
Праздники Ханука и Пурим.
Ханука (праздник Огней) и Пурим (праздник в честь Эсфири) – меньшие, но имеют большое значение, будучи связанными с историческими событиями.
Общее у этих праздников – восхваление преданности и мужества, важности религиозной свободы. Эти праздники имеют целью дать людям силу бороться и уверенность в окончательной победе над любой формой насилия. Ханука, кроме того, более других праздников выражает борьбу евреев за свою национальную независимость.
Ханука отмечается в память повторного освящения Храма после того, как он был осквернен во II веке до н. э. Антиох IV, правитель Селевкидского царства, решил навязать евреям греческую религию. Он запретил обрезание, изучение Торы и соблюдение субботы. По всей Иудее возводил языческие жертвенники, а в 167 г. до н. э. установил жертвенник Зевсу во дворе Храма и приказал, чтобы на нем были принесены в жертву свиньи. В 164 г. до н. э. Храм был возвращен.
Когда Иуда Маккавей и его люди вступили в Храм, они разрушили оскверненный жертвенник и построили новый. Когда церемонии очищения и освящения были выполнены, было принято решение о праздновании этого события (1 Маккавеев, 4:59).
Ханука считается также «Праздником огней». Это название объясняется историей. Когда Иуда и его люди вошли в Храм, выяснилось, что остался один неоскверненный кувшин с маслом. Его взяли, чтобы зажечь менору. Чудо было в следующем: обычно кувшина масла хватало на один день, но, как говорит предание, свет горел восемь дней, за это время иудеи смогли приготовить свежее масло.
Понятно, что в связи с этой историей для празднования этого чуда предписывается зажигать светильник в каждый из восьми дней. Восемь огней стали символом Хануки.
Порядок обряда такой. В первую ночь зажигают первую свечу, на вторую ночь зажигают вторую. Затем зажигают новую свечу, потом еще одну, и так до конца, пока в последнюю ночь не загорится последняя, восьмая, свеча.
Значение праздника Пурим заключается в напоминании людям о драматическом периоде истории евреев, призыве к вере в Бога. Этот праздник не имеет корней в Торе в том смысле, что не заповедан как праздник. Решение о его праздновании принято раввинами. Можно сказать, что Пурим – это ответ иудеев на яркую историю, рассказанную в книге Эсфирь.
Пурим, безусловно, самый беззаботный праздник из всех. Смысл праздника заключается в убеждении, что в борьбе с истиной и милосердием угнетатели никогда не одержат победу.
История Эсфири довольно интересна. Она вышла замуж за царя Персии Артаксеркса, скрыв свое еврейское происхождение. Мардохей, родственник Эсфири раскрыл заговор против евреев, которых должны были убить, и рассказал об этом Эсфири. Во главе заговора стоял первый министр Аман. Аман убедил царя, что его иудейские подданные не были ему верны. Однако заговор обернулся против него самого, когда Артаксерксу о заговоре рассказала Есфирь. Пораженный мужеством жены, рисковавшей собственной безопасностью (она призналась в своем еврейском происхождении), он казнил не евреев, а Амана.
На праздник Пурим читают книгу Эсфирь, чтение ведется со свитка. Традиционная пища на праздник Пурим – треугольные пирожки с начинкой из мака и меда.
Накануне праздника Пурим евреи соблюдают пост и вспоминают о посте, который соблюдала Эсфирь. Обязательны на праздник радость и веселье, подарки бедным и друг другу.
Другие праздники.
Есть 3 праздника, отмечаемых евреями. Истоки их в глубокой древности. Так, земледельцы каждый год были обязаны отделять часть урожая священникам и беднякам. Требовалось установить дату, начиная с которой можно было бы вести расчеты. Такой датой было 15-е шват.
Этот праздник называют «новым годом деревьев» и отмечают посадкой деревьев. Можно сказать, что это праздник благодарения.
Современные праздники День независимости Израиля и День Иерусалима выпадают соответственно на 5-е и 28-е числа месяца Йар. Первый из этих праздников День независимости Израиля связан с тем, что 14 мая 1948 г. Давид Бен Гурион провозгласил создание еврейского государства Израиль. А в 1949 г. Верховный раввинат Израиля объявил этот день праздником и установил соответствующий порядок службы в синагогах.
28-го числа месяца Йар (7 июня) в ходе Шестидневной войны 1967 г. израильская армия захватила часть Иерусалима, которая находилась в арабском секторе со времени раздела города в 1948 г. В этой части Иерусалима была единственная часть Храма, сохранившаяся после его разрушения в 70 г. н. э., – святое место для иудеев. На годовщину этого события у Западной Стены собирается огромная толпа людей, евреи во всем мире празднуют воссоединение старого и нового секторов Иерусалима.
Иудаизм – удивительная религия одного народа. Несомненно, она представляет огромную ценность как часть мировой культуры и истории. Роль иудаизма в сохранении ценнейших сведений о развитии человечества трудно переоценить. Таким образом, можно сказать, что еврейский народ в целом, и приверженцы иудаизма выполнили свое предназначение – сохранили и донесли до потомков Слово Божие в таком виде, как иудейские пророки его понимали.
Судьба этого удивительного народа не оставляет даже у агностиков сомнения в том, что предсказанное осуществилось, а милость Сущего к своим созданиям безгранична и не поддается человеческому пониманию. Если бы человек мог постичь ее, не было бы религиозных разногласий между конфессиями, ибо каждому народу Создатель дал свою задачу, а все наши ошибки происходят от человеческого несовершенства и бесконечной мудрости Творца, у которого есть план для каждого народа, каждого человека и каждого живого творения.