носят теоцентриче- ский характер, причем утверждается, что для возвещения прихода Мессии Господь пошлет Великого Пророка. Его иногда отождествляли с Илией, иногда с Иеремией или даже с Моисеем. Авторы этих творений, в частности Книги Юбилеев и IV Книги Эзры, пытались даже определить время прихода Мессии. Особенно ярко грядущий конец времен и приход Мессии описаны в проповедях сторонников ессеев, что отражено в произведениях Кумран- ской общины и близких к ним движений. К проповедникам таких идей принадлежал и Иоанн, известный в новозаветной литературе как Иоанн Креститель. Второе имя было дано ему в связи с тем, что, согласно древнему иудейскому обычаю, символом ритуального очищения («крещение» в русском переводе) у приверженцев Иоанна было омовение в проточной воде — водах Иордана. Иоанн проповедовал в Иудейской пустыне, затем за обвинение правителя области Галилеи, сына Ирода Великого — Ирода Антипы, в безнравственности был заключен в тюрьму и казнен.
Возникновение христианства
Иоанн был провозвестником движения, признававшего Мессией (Христом) крещенного им в водах Иордана уроженца Галилеи сына плотника из Назарета Иисуса (латинизированная форма еврейского имени Иошуа). Иисус проповедовал кроме Галилеи в Иудее и в Иерусалиме. Несмотря на то что сам Иисус провозглашал: «царствие Мое не от мира сего», римские власти, а также их приспешники саддукеи заподозрили его в призыве к мятежу против римской власти. Иисус был арестован, предан суду прокуратора Понтия Пилата и осужден в 33 г. н. э. на позорную казнь через распятие на кресте как бунтовщик, претендующий на то, что он «Царь Иудейский». Дело в том, что тогда время от времени в Иудее появлялись проповедники, провозглашавшие себя Мессиями, посланными Богом для восстановления Царства Божия и освобождения страны от власти нечестивого языческого римского императора.
Однако его последователи считали, что Иисус воскрес после смерти из мертвых, и верили, что он возвестил миру Новый Завет между Богом и людьми, хотя надо сказать, что подобные представления встречаются и в кумранской ессейской литературе. Книги, описывающие жизнь и поучения самого Иисуса, а также его последователей — апостолов, собраны в особом сборнике, называемом в христианской традиции Новым Заветом и по существу являющемся последним памятником иудейско-эллинистической литературы.
Приверженцы учения Иисуса первых веков н. э. были иудеох- ристианами, которые полагали себя правоверными иудеями, соблюдавшими все заповеди религии Моисея. Строго говоря, к ним можно отнести и самого Иисуса, провозглашавшего: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить я пришел, но исполнить» (Матф. 5:17) и «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24). Однако Иисус обращался также и к неиудеям.
По мере распространения нового учения среди нееврейского населения возникла проблема выполнения неофитами Законов Моисея. В посланиях апостола Павла (Савл, евр. Шауль), уроженца Тавра в Киликии, иудея по рождению и римского гражданина, уже отрицается обязательность выполнения законов Торы сначала для прозелитов из язычников, а затем и для всех христиан. Иудеохристиане не согласились с этим, опираясь, в частности, на авторитет апостола Иакова, «брата Господня», ставшего главой Иерусалимской церкви. Поэтому на апостольском соборе (прим. 51 г. н. э.) было принято компромиссное решение о необязательности соблюдения Законов Моисея для прозелитов из язычников. Судя по тексту Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсису), составленному в I в. н. э. и отражающему идеологию иудео- христиан, в ряде христианских общин многих крупных городов Малой Азии преобладали иудеохристиане. В частности, Иоанн с гневом говорит о «тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское» (Откр. 2:9), и называет христиан сынами Израилевыми (Откр. 2:14). В столице империи Риме также первоначально христианская проповедь находила отклик прежде всего у членов иудейской общины. Однако по мере распространения христианства среди язычников центром иудеохристианства остается Палестина и особенно Иерусалим.
После казни в 62 г. вышеупомянутого Иакова, «брата Господня», большинство иерусалимских иудеохристиан переселились в Заиорданье. Наиболее радикальными приверженцами прежнего культа среди иудеохристиан были эбиониты (от евр. эвионим — бедные, нищие), строго соблюдавшие все требования законов иудаизма (обрезания, пищевых ограничений, соблюдения субботы). Они полагали Иисуса пророком и верили в его мессианство, но отрицали его божественную природу, а апостола Павла объявляли лжепророком. Из новозаветных книг они признавали только Евангелие от Матфея, сохранились также отрывки из апокрифического Евангелия от евреев. Стремление соблюдать коммунистические принципы общинного общежития сближает эбионитов с ессеями. Менее ригористическая секта иудеохристиан, «назареи», полагала возможным разрешить неофитам из язычников соблюдать только определенные этические нормы. Для эбионитов и на- зареев характерна проповедь аскетизма, в частности отказ от мясной пищи. Однако все направления иудеохристиан не поддерживали идеи непорочного зачатия от «святого духа», поскольку в арамейском и еврейском языках дух (руах) женского рода. Влияние иудеохристиан в Палестине сохранялось достаточно долго, по сообщению историка церкви Евсевия Кесарийского, вплоть до восстания иудеев против римлян под руководством Бар-Кох- бы (132-135 гг. н. э.) все 15 сменявших друг друга иерусалимских епископов «были исконными евреями и Христово учение приняли искренне… Вся церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная с апостолов».
В иудейской среде отношение к иудеохристианам было разным, первоначально среди апостолов Иисуса был даже зелот (воинствующий борец за свободу Иудеи) Симон. Сторонники римлян саддукеи осудили на смерть Иакова, брата Иисуса, а фарисеи «не нашли ничего худого» в самом апостоле Павле (Деян. 23:9). Полный разрыв иудеев с иудеохристианами произошел уже в начале II в. В последующие десятилетия, постепенно распространяясь среди неевреев, учение Христа вышло за рамки иудаизма и стало мировой религией — христианством, сохранив в качестве Священного Писания еврейский Танах. Христианство можно считать крайним проявлением вселенского начала в иудаизме.
Разрушение Иерусалима и Иерусалимского Храма
Однако среди другой части иудейского населения возобладало национальное начало. Одним из его проявлений было движение зелотов (греч. зелот — ревнитель). Зелоты полагали неразделимыми понятия Торы и Земли, дарованной Богом народу Израиля. По их убеждению, только Бог мог быть истинным владыкой Израиля и присутствие в его стране язычников было недопустимо. По их мнению, иудей, терпящий на земле римское владычество, совершает смертный грех. Не меньшую ненависть у них вызывали наиболее богатые и знатные слои самого иудейского общества, прекрасно ладившие с римскими властями за счет разоряющихся крестьян и городской бедноты. Наиболее крайним течением зелотов были сикарии (лат. сикарии — убийцы), взявшие на вооружение партизанские методы борьбы и беспощадно убивавшие римлян и их пособников.
Несмотря на противодействие основной массы фарисейских законоучителей, призывавших народ к сдержанности, в 66 г. в Иудее вспыхнуло антиримское восстание, возглавляемое зелотами. Оно сразу приняло характер не только национально-религиозной, но социальной революции. Повстанцы жестоко расправились не только с римским гарнизоном Иерусалима, но и с первосвященником и саддукейским проримским Синедрионом. Только летом 70 г. после продолжительной и жестокой осады римским войскам под водительством будущего римского императора Тита удалось захватить Иерусалим. В результате город и Храм были второй раз разрушены до основания. По преданию, это произошло в тот же самый день 9 месяца ав, что и разрушение Первого Храма вавилонянами в 586 г. до н. э. Окончательно антиримское восстание было подавлено только в 73 г. После его подавления с исторической сцены исчезают и саддукеи, и принимавшие активное участие в борьбе против римлян ессеи. Иудеохристиане, по всей видимости, в восстании участия не принимали.
Иосиф Флавий
Следует указать, что подробное описание событий I в. н. э. в Иудее содержится в сочинении «Иудейская война» прямого очевидца и участника этой войны Иосифа Флавия (евр. — Иосиф бен Мататиягу) (37 — около 100 г.). Иосиф Флавий родился в Иерусалиме, в семье священника высокого ранга, а по материнской линии находился в родстве с царской династией Хасмонеев. В молодости он примкнул в движению ессеев, затем посвятил себя государственной деятельности. Выполняя дипломатическое поручение, посетил столицу империи Рим, что произвело на него глубокое впечатление. В начале антиримского иудейского восстания 66 г. (Иудейской войны) Иосиф был назначен командующим повстанческими войсками в Галилее. В 67 г. в Галилею вступила римская армия под командованием Веспасиана, Иосиф Флавий был захвачен в плен и неожиданно для всех предсказал, что римский полководец станет римским императором. По исполнении пророчества Веспасиан освободил Иосифа, после чего тот по римскому обычаю принял родовое имя нового императора — Флавий. При осаде римскими войсками Иерусалима в 70 г. Иосиф стал свидетелем разрушения города и окончательного подавления восстания. После войны он, пользуясь покровительством императорской семьи, поселился в Риме, где и создал историческое сочинение «История иудейской войны против римлян (Иудейская война)». Несмотря на некоторые недостатки, в частности приукрашивание своей личной деятельности, книга стала ценнейшим источником по истории конца Второго Иерусалимского Храма. Впоследствии Иосиф написал более обширный труд по древней еврейской истории «Иудейские древности», где наряду с важными историческими сведениями приводит свидетельства античных авторов по иудейской истории, не сохранившиеся в других источниках. В конце жизни он написал несколько более мелких работ, в частности в защиту иудаизма 4 Против Апиона». Несмотря на это, отношение к Иосифу в еврейской среде было двойственным — одни считали его предателем, другие полагали, что Иосиф верил в мессианское избавление своего народа, который может выжить, только подчинившись Риму. Сочинения Иосифа, отличающиеся высокими художественными достоинствами, написаны на арамейском и греческом языках, причем сохранились только греческие варианты. В христианском мире его сочинения очень ценились, так как содержали сведения о Святой земле в период жизни основателя христианства Иисуса и его последователей. В иудейской литературе он не упоминается вообще, хотя в X в. в еврейской среде была создана книга исторического характера «Иосиппон», во многом опирающаяся на сведения, почерпнутые из сочинений Иосифа.
Восстание Симона Бар-Кохбы
Своеобразным эпилогом истории иудаизма эпохи Второго Храма является второе великое восстание иудеев против римского владычества под руководством Симона Бар-Кохбы, длившееся почти 3 года (132-135 гг.). Как стало известно из документов, найденных в Иудейской пустыне, его настоящее имя было Симон Бар-Косиба. Прозвище Бар-Кохба (Сын Звезды) он получил в соответствии со стихом из Книги Чисел (24:17): «Восходит звезда от Иакова», что воспринималось как реализация мессианского пророчества. Считается, что причиной восстания наряду с социально-экономическими проблемами были всеобщие мессианские настроения, выражавшиеся в ожидании близкого прихода Мессии. Ожидалось, что он восстановит Иерусалим и Иерусалимский Храм, освободив Святую землю от римского господства. В отличие от Великого восстания 66-73 гг. это восстание тщательно готовилось, а также имело единое руководство во главе с Бар-Кох- бой. Народные предания рисуют его великим воином, обладавшим богатырской силой. Очень укрепило авторитет Бар-Кохбы и признание его Мессией частью наиболее выдающихся законоучителей того времени во главе с рабби Акибой. Поводом к восстанию