вообще никакого подобия.
4. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — Он Первый и Он Последний.
5. Я верю полной верой, что Творцу — благословенно имя Его! — только Ему одному следует молиться и что никому, кроме Него, не следует молиться.
6. Я верю полной верой, что все слова пророков — истинны.
7. Я верю полной верой, что пророчество Моисея, учителя нашего — да пребудет он в мире! — было истинно и что он был величайшим из пророков, предшествовавших ему и пришедших после него.
8. Я верю полной верой, что вся Тора (Священное Писание), находящаяся ныне в руках наших, это (Тора) данная учителю нашему Моисею, да пребудет он в мире!
9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца — благословенно имя Его!
10. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — знает все деяния сынов человеческих и все помыслы их, как сказано: «Создающий все сердца их, Постигающий все деяния их».
11. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — воздает добром соблюдающим заповеди Его и карает преступающих заповеди Его.
12. Я верю полной верой в пришествие Машиаха (Мессии) и, несмотря на то что он медлит, все-таки буду ждать его прихода каждый день грядущий.
13. Я верю полной верой, что настанет воскресение мертвых в то время, когда будет на то воля Творца, — благословенно имя Его! — и да будет превозносима память о Нем всегда и во веки веков!
Кроме того, Маймониду принадлежит ряд коротких трудов, посвященных современным ему проблемам, из которых некоторые написаны в виде писем в ответ на вопросы представителей различных иудейских общин. Своими религиозно-философскими трудами и практическими делами он при жизни заслужил такую известность, что его кончина вызвала глубокую скорбь во всех иудейских общинах Европы и Ближнего Востока. Философские труды Маймонида вышли за пределы иудейского мира и оказали влияние на выдающегося средневекового философа Фому Аквинского, а также на Спинозу. Авторитет Маймоиида у иудеев отражает принятое в их литературе изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея Маймонида не было подобного Моисею».
Критиками взглядов Маймонида были другие иудейские философы, в частности Крескас (1340-1410) из Барселоны. Надо сказать, что он, как и другие иудейские мыслители уже христианской Испании, писал свои сочинения на испанском языке. В книге «Свет Божий» Крескас, полемизируя с Маймонидом, утверждал, что главное — это не постижение Бога интеллектом, а любовь к нему. Сам Бог — это любовь, и, следовательно, человек должен стремиться к источнику добра. При этом лучшим средством для этого является неукоснительное выполнение заповедей и предписаний Торы.
Иудейско-христианские диспуты
С конца XIV в. в Испании усилилось влияние католического духовенства и священной инквизиции. Еврейское население подвергалось все большему давлению с целью обращения его в христианство. Иногда применялись насильственные методы, угрожали немедленной расправой, а зачастую с этой целью короли устраивали дискуссии между иудейскими мудрецами и христианскими богословами. Дискуссии носили весьма опасный для иудейских участников характер, потому что с клеветническими заявлениями нередко выступали ренегаты из иудейской среды, а представители иудейской стороны рисковали быть обвиненными в оскорблении католичества. .
Первый заметный диспут состоялся еще в Барселоне при дворе короля Арагона в 1262 г., в нем принял участие знаменитый иудейский ученый Нахманид (1190-1270). Обсуждали принципиальный вопрос, разделявший христиан и иудеев, — вопрос о Мессии. Он состоял из трех проблем:
1. Пришел Мессия или нет?
2. Человек Мессия или Божество?
3. Чья вера более истинна — христианская или иудейская?
Главными принципами аргументации Нахманида было то, что пророки говорили о Мессии как о человеке во плоти и что пришествие его должно сопровождаться наступлением всеобщего мира и справедливости, чего на самом деле не происходит. Нахманид настолько блестяще справился со своей миссией, что даже король, удивившись его красноречию, сказал: «Никогда еще неправое дело не имело такой умной защиты». Тем не менее по повелению короля католические монахи получили право выступать с проповедями в синагогах, пытаясь убедить верующих в правоте христианства. Иудеям же было предписано исключить из рукописей Талмуда места, которые, по мнению церкви, были оскорбительны для христианства. Нахманид был вынужден покинуть Арагон.
Поскольку впоследствии такие диспуты устраивались часто, в иудейской среде появились специальные пособия для диспутантов. Но самым поразительным был диспут, организованный в 1412 г. в арагонском городе Тортоза, где обвинителем иудаизма с христианской стороны выступил приближенный папы, иудейский вероотступник Джеронимо. Иудейскую сторону представляли 22 ученых Арагонского королевства, среди которых был знаменитый врач и философ, ученик Крескаса Иосиф Альбо (13801444). Дискуссии проходили в присутствии самого папы Бенедикта XIII и длились с февраля 1413 г. по ноябрь 1414 г. Несмотря на клеветнические нападки вероотступника, диспут закончился безрезультатно. Раздраженный папа распорядился, чтобы иудеи трижды в год слушали христианские проповеди, и приказал запретить евреям изучение Талмуда и других религиозных книг. Однако иудеев спасло низложение этого папы, признаваемого только в Испании и Франции.
В дальнейшем Альбо прославился сочинением о догматах иудейской веры — «Книга принципов». В ней он свел 13 догматов Маймонида к трем принципам: существование Бога, Божественное Откровение, вера в воздаяние (награда и наказание). Вместе с тем он полагал, что вера в высший пророческий дар Моисея, в неизменность Торы, в пришествие Мессии, воскресение умерших и выполнение религиозных заповедей обязательна для иудея, но не может быть отнесена к основным принципам иудаизма.
Изгнание иудеев из Испании
В 1492 г. пало последнее арабское государство на юге Испании — Гранада. После такого триумфа христианства католические иерархи потребовали искоренения неверных на территории Испанского королевства. Под их давлением король Фердинанд и королева Изабелла в марте 1492 г. издали эдикт, согласно которому всем иудеям, отказавшимся перейти в христианскую веру, было приказано уйти из Испании. В августе того же года около 200 тыс. иудеев покинули свою родину, причем, согласно преданию, это событие пришлось на 9 ава — день разрушения Первого и Второго Иерусалимских Храмов.
Изгнанники, претерпев по пути множество испытаний и бедствий, рассеялись по всему Средиземноморью. Многие поселились в Османской империи, султаны приветливо встретили переселенцев, среди которых были образованные люди — врачи, ремесленники, торговцы. Другие нашли пристанище в Италии, Южной Франции, а позднее, уже после эпохи антикатолической Реформации, достигли Голландии, Австрии, Англии, стран Нового Света и др.
Сефарды и марраны
Иудейские выходцы из Испании, именуемые по еврейскому названию страны «сефарды», сохранили так называемый еврейско- испанский язык «ладино», в общем соответствующий старокастильскому с использованием при письме еврейской графики. От других иудеев они отличаются особенностью общинного устройства и порядком богослужения. Председатель общины пользуется большой властью при решении всех дел общины, без его разрешения не может издаваться ни одна книга религиозного содержания. Он обладает правом личного наказания членов общины за различные правонарушения. Порядок молитв у них отличается от евреев Восточной и Центральной Европы, и они иначе произносят слова древнееврейского языка. Более того, они избегали смешения с другими иудейскими общинами и группами.
Следует отметить, что многие оставшиеся в Испании иудеи лишь формально приняли христианство, продолжая тайно исполнять иудейские обряды и обычаи. Их презрительно называли «марраны» (возможно, от марранос — по-старокастильски «свиньи»). Хотя многие выходцы из них достигали высокого общественного положения, инквизиция постоянно подозревала их в тайном иудействе. Периодически их подвергали за это жестким репрессиям, вплоть до сожжения на костре как еретиков. Впоследствии многие из них, уехав из Испании, вернулись к вере отцов. Эдикт Фердинанда и Изабеллы официально был отменен только в 1968 г., хотя фактически его отменила испанская конституция 1869 г.
Конец средневековой еврейской философии
Фактически история иудейской философии завершается трудами И. Абрабанеля (1437-1508), который стал свидетелем изгнания иудеев из Испании в 1492 г. Он уже придерживался той концепции, что вся Тора Божественна и нет оснований различать одну группу ее идей и представлений от другой.
Со временем в иудаизме возникает антирационалистическая реакция, когда философские подходы к изучению Торы и Талмуда рассматриваются как чистая ересь. Особенно острый характер идеологическая борьба за наследие Маймонида приняла в XIV в. в Южной Франции — Провансе. Там, на границе с Испанией, в период выхода иудейских центров из сферы арабского языка сложились мощные школы перевода арабских сочинений на еврейский язык для просвещения иудейских общин средневековой Европы. Взгляды противников рационализма и просвещения высказал переселившийся в Испанию уроженец Германии выдающийся талмудист Ашер бен Иехиель, известный под литературным псевдонимом Рош (1250-1327). Обращаясь к испанским иудеям, он говорил: «Ваших посторонних наук я не знаю, и благодарю Бога, который меня от них уберег». Его последователи требовали запретить иудеям, не достигшим 25 лет, изучать книги греческого происхождения по естествознанию и философии, кроме медицины. Запрещалось также толковать Танах в аллегорическом духе. Сторонники идей просвещения, напротив, утверждали, что философия принесла большую пользу иудаизму, поскольку очистила представление о Господе от остатков материального язычества. Без нее иудаизм выродился бы в полное суеверие. Дело доходило до взаимных проклятий и завершилось обрушившимся на иудеев общим бедствием — указом об изгнании, изданным французским королем Филиппом Красивым в 1306 г. Хотя это изгнание длилось 10 лет, борьба за выживание заставила прекратить все идейные конфликты.
Тем не менее рационалистическая традиция в последующие века сохранялась. Как было указано выше, во всех молитвенниках приводились 13 принципов Маймонида, а его комментарии к Талмуду публиковались во всех изданиях этого кодекса. Был переведен на еврейский с арабского его философский труд «Путеводитель растерянных». Однако его идеи были в значительной степени утрачены среди иудейских общин средневековой Европы и тем более вне ее. В этом немалую роль сыграли мистические учения, получившие распространение в позднем еврейском Средневековье.
Только уже в Новое время, начиная с потомка марранов Спинозы (1632-1672 гг.), появляются философы еврейского происхождения, в творчестве которых очень заметно влияние рационалистического иудейского наследия.
Мистические движения в иудаизме. Сущность концепции мироздания по «Книге Зогар». Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия. Практическая каббала в Германии и Восточной Европе.
Мистические движения в иудаизме
Наряду с рационалистической традицией в творчестве иудейских мыслителей получило развитие и противоположное направление — мистическое. Появление этого направления религиозной мысли объясняется стремлением верующего превратить Бога из объекта догматического знания в новый живой опыт и интуицию. Сами религиозные ученые отрицают противопоставление мистического и рационального. Как пишет современный раввин А. Штейнзальц, «при толковании текста Письменной Торы (Ветхого Завета) возможны четыре подхода. Это — пшат (буквальный смысл текста), ремез (намек), друш (аллегорическое толкование) и сод (скрытый, потаенный смысл)». Все эти подходы равноценны и ни в коем случае не иерархичны. Все они в совокупности объединены аббревиатурой