Скачать:PDFTXT
Иудаизм. В. Л. Вихнович

вообще никакого подобия.

4. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — Он Первый и Он Последний.

5. Я верю полной верой, что Творцу — благословенно имя Его! — только Ему одному следует молиться и что никому, кроме Не­го, не следует молиться.

6. Я верю полной верой, что все слова пророков — истинны.

7. Я верю полной верой, что пророчество Моисея, учителя наше­го — да пребудет он в мире! — было истинно и что он был величайшим из пророков, предшествовавших ему и пришедших после него.

8. Я верю полной верой, что вся Тора (Священное Писание), на­ходящаяся ныне в руках наших, это (Тора) данная учителю на­шему Моисею, да пребудет он в мире!

9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца — благословенно имя Его!

10. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — знает все деяния сынов человеческих и все помыслы их, как сказано: «Создающий все сердца их, Постигающий все деяния их».

11. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — воздает добром соблюдающим заповеди Его и карает престу­пающих заповеди Его.

12. Я верю полной верой в пришествие Машиаха (Мессии) и, не­смотря на то что он медлит, все-таки буду ждать его прихода каждый день грядущий.

13. Я верю полной верой, что настанет воскресение мертвых в то время, когда будет на то воля Творца, — благословенно имя Его! — и да будет превозносима память о Нем всегда и во веки веков!

Кроме того, Маймониду принадлежит ряд коротких трудов, посвященных современным ему проблемам, из которых некото­рые написаны в виде писем в ответ на вопросы представителей различных иудейских общин. Своими религиозно-философски­ми трудами и практическими делами он при жизни заслужил та­кую известность, что его кончина вызвала глубокую скорбь во всех иудейских общинах Европы и Ближнего Востока. Философские труды Маймонида вышли за пределы иудейского мира и оказали влияние на выдающегося средневекового философа Фому Аквин­ского, а также на Спинозу. Авторитет Маймоиида у иудеев отра­жает принятое в их литературе изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея Маймонида не было подобного Моисею».

Критиками взглядов Маймонида были другие иудейские фи­лософы, в частности Крескас (1340-1410) из Барселоны. Надо сказать, что он, как и другие иудейские мыслители уже христиан­ской Испании, писал свои сочинения на испанском языке. В кни­ге «Свет Божий» Крескас, полемизируя с Маймонидом, утверждал, что главное — это не постижение Бога интеллектом, а любовь к нему. Сам Бог — это любовь, и, следовательно, человек должен стремиться к источнику добра. При этом лучшим средством для этого является неукоснительное выполнение заповедей и предпи­саний Торы.

Иудейско-христианские диспуты

С конца XIV в. в Испании усилилось влияние католического ду­ховенства и священной инквизиции. Еврейское население подвер­галось все большему давлению с целью обращения его в христи­анство. Иногда применялись насильственные методы, угрожали немедленной расправой, а зачастую с этой целью короли устраи­вали дискуссии между иудейскими мудрецами и христианскими богословами. Дискуссии носили весьма опасный для иудейских участников характер, потому что с клеветническими заявления­ми нередко выступали ренегаты из иудейской среды, а предста­вители иудейской стороны рисковали быть обвиненными в оскорб­лении католичества. .

Первый заметный диспут состоялся еще в Барселоне при дво­ре короля Арагона в 1262 г., в нем принял участие знаменитый иудейский ученый Нахманид (1190-1270). Обсуждали принци­пиальный вопрос, разделявший христиан и иудеев, — вопрос о Мес­сии. Он состоял из трех проблем:

1. Пришел Мессия или нет?

2. Человек Мессия или Божество?

3. Чья вера более истинна — христианская или иудейская?

Главными принципами аргументации Нахманида было то, что пророки говорили о Мессии как о человеке во плоти и что прише­ствие его должно сопровождаться наступлением всеобщего мира и справедливости, чего на самом деле не происходит. Нахманид настолько блестяще справился со своей миссией, что даже король, удивившись его красноречию, сказал: «Никогда еще неправое де­ло не имело такой умной защиты». Тем не менее по повелению короля католические монахи получили право выступать с пропо­ведями в синагогах, пытаясь убедить верующих в правоте христи­анства. Иудеям же было предписано исключить из рукописей Тал­муда места, которые, по мнению церкви, были оскорбительны для христианства. Нахманид был вынужден покинуть Арагон.

Поскольку впоследствии такие диспуты устраивались часто, в иудейской среде появились специальные пособия для диспу­тантов. Но самым поразительным был диспут, организованный в 1412 г. в арагонском городе Тортоза, где обвинителем иудаизма с христианской стороны выступил приближенный папы, иудейский вероотступник Джеронимо. Иудейскую сторону представляли 22 ученых Арагонского королевства, среди которых был знаме­нитый врач и философ, ученик Крескаса Иосиф Альбо (1380­1444). Дискуссии проходили в присутствии самого папы Бенедик­та XIII и длились с февраля 1413 г. по ноябрь 1414 г. Несмотря на клеветнические нападки вероотступника, диспут закончился без­результатно. Раздраженный папа распорядился, чтобы иудеи три­жды в год слушали христианские проповеди, и приказал запре­тить евреям изучение Талмуда и других религиозных книг. Одна­ко иудеев спасло низложение этого папы, признаваемого только в Испании и Франции.

В дальнейшем Альбо прославился сочинением о догматах иу­дейской веры — «Книга принципов». В ней он свел 13 догматов Маймонида к трем принципам: существование Бога, Божествен­ное Откровение, вера в воздаяние (награда и наказание). Вместе с тем он полагал, что вера в высший пророческий дар Моисея, в не­изменность Торы, в пришествие Мессии, воскресение умерших и выполнение религиозных заповедей обязательна для иудея, но не может быть отнесена к основным принципам иудаизма.

Изгнание иудеев из Испании

В 1492 г. пало последнее арабское государство на юге Испании — Гранада. После такого триумфа христианства католические иерар­хи потребовали искоренения неверных на территории Испанско­го королевства. Под их давлением король Фердинанд и королева Изабелла в марте 1492 г. издали эдикт, согласно которому всем иудеям, отказавшимся перейти в христианскую веру, было при­казано уйти из Испании. В августе того же года около 200 тыс. иудеев покинули свою родину, причем, согласно преданию, это событие пришлось на 9 ава — день разрушения Первого и Второ­го Иерусалимских Храмов.

Изгнанники, претерпев по пути множество испытаний и бед­ствий, рассеялись по всему Средиземноморью. Многие поселились в Османской империи, султаны приветливо встретили переселен­цев, среди которых были образованные люди — врачи, ремеслен­ники, торговцы. Другие нашли пристанище в Италии, Южной Франции, а позднее, уже после эпохи антикатолической Рефор­мации, достигли Голландии, Австрии, Англии, стран Нового Све­та и др.

Сефарды и марраны

Иудейские выходцы из Испании, именуемые по еврейскому на­званию страны «сефарды», сохранили так называемый еврейско- испанский язык «ладино», в общем соответствующий старокас­тильскому с использованием при письме еврейской графики. От других иудеев они отличаются особенностью общинного устрой­ства и порядком богослужения. Председатель общины пользует­ся большой властью при решении всех дел общины, без его разре­шения не может издаваться ни одна книга религиозного содержа­ния. Он обладает правом личного наказания членов общины за различные правонарушения. Порядок молитв у них отличается от евреев Восточной и Центральной Европы, и они иначе произ­носят слова древнееврейского языка. Более того, они избегали сме­шения с другими иудейскими общинами и группами.

Следует отметить, что многие оставшиеся в Испании иудеи лишь формально приняли христианство, продолжая тайно испол­нять иудейские обряды и обычаи. Их презрительно называли «мар­раны» (возможно, от марранос — по-старокастильски «свиньи»). Хотя многие выходцы из них достигали высокого общественного положения, инквизиция постоянно подозревала их в тайном иу­действе. Периодически их подвергали за это жестким репресси­ям, вплоть до сожжения на костре как еретиков. Впоследствии многие из них, уехав из Испании, вернулись к вере отцов. Эдикт Фердинанда и Изабеллы официально был отменен только в 1968 г., хотя фактически его отменила испанская конституция 1869 г.

Конец средневековой еврейской философии

Фактически история иудейской философии завершается труда­ми И. Абрабанеля (1437-1508), который стал свидетелем изгна­ния иудеев из Испании в 1492 г. Он уже придерживался той кон­цепции, что вся Тора Божественна и нет оснований различать одну группу ее идей и представлений от другой.

Со временем в иудаизме возникает антирационалистическая реакция, когда философские подходы к изучению Торы и Талму­да рассматриваются как чистая ересь. Особенно острый характер идеологическая борьба за наследие Маймонида приняла в XIV в. в Южной Франции — Провансе. Там, на границе с Испанией, в пе­риод выхода иудейских центров из сферы арабского языка сло­жились мощные школы перевода арабских сочинений на еврейский язык для просвещения иудейских общин средневековой Европы. Взгляды противников рационализма и просвещения высказал пе­реселившийся в Испанию уроженец Германии выдающийся тал­мудист Ашер бен Иехиель, известный под литературным псевдо­нимом Рош (1250-1327). Обращаясь к испанским иудеям, он го­ворил: «Ваших посторонних наук я не знаю, и благодарю Бога, который меня от них уберег». Его последователи требовали за­претить иудеям, не достигшим 25 лет, изучать книги греческого происхождения по естествознанию и философии, кроме медици­ны. Запрещалось также толковать Танах в аллегорическом духе. Сторонники идей просвещения, напротив, утверждали, что фило­софия принесла большую пользу иудаизму, поскольку очистила представление о Господе от остатков материального язычества. Без нее иудаизм выродился бы в полное суеверие. Дело доходило до взаимных проклятий и завершилось обрушившимся на иудеев общим бедствием — указом об изгнании, изданным французским королем Филиппом Красивым в 1306 г. Хотя это изгнание дли­лось 10 лет, борьба за выживание заставила прекратить все идей­ные конфликты.

Тем не менее рационалистическая традиция в последующие века сохранялась. Как было указано выше, во всех молитвенни­ках приводились 13 принципов Маймонида, а его комментарии к Талмуду публиковались во всех изданиях этого кодекса. Был пе­реведен на еврейский с арабского его философский труд «Путе­водитель растерянных». Однако его идеи были в значительной степени утрачены среди иудейских общин средневековой Европы и тем более вне ее. В этом немалую роль сыграли мистические учения, получившие распространение в позднем еврейском Сред­невековье.

Только уже в Новое время, начиная с потомка марранов Спи­нозы (1632-1672 гг.), появляются философы еврейского проис­хождения, в творчестве которых очень заметно влияние рациона­листического иудейского наследия.

ГЛАВА 7 КАББАЛА (ХI-ХVI вв.)

Мистические движения в иудаизме. Сущность концепции мирозда­ния по «Книге Зогар». Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия. Практическая каббала в Германии и Восточной Европе.

Мистические движения в иудаизме

Наряду с рационалистической традицией в творчестве иудейских мыслителей получило развитие и противоположное направление — мистическое. Появление этого направления религиозной мысли объясняется стремлением верующего превратить Бога из объекта догматического знания в новый живой опыт и интуицию. Сами религиозные ученые отрицают противопоставление мистическо­го и рационального. Как пишет современный раввин А. Штейнзальц, «при толковании текста Письменной Торы (Ветхого Заве­та) возможны четыре подхода. Это — пшат (буквальный смысл текста), ремез (намек), друш (аллегорическое толкование) и сод (скрытый, потаенный смысл)». Все эти подходы равноценны и ни в коем случае не иерархичны. Все они в совокупности объедине­ны аббревиатурой

Скачать:PDFTXT

. В. Л. Вихнович Иудаизм читать, . В. Л. Вихнович Иудаизм читать бесплатно, . В. Л. Вихнович Иудаизм читать онлайн