обращения с животными.
Тем не менее иудаизм допускает большую свободу мысли в толковании и осмыслении общих положений. Поэтому известны различные способы догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель Гилель, живший в начале новой эры, так ответил язычнику, который просил изложить сущность иудаизма за то время, пока он будет стоять на одной ноге: «Не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись».
Обобщая содержание заповедей, необходимо отметить те две идеи, которые обеспечили их огромное влияние на формирование мировых монотеистических религий.
1. Идея единого всемогущего Божества, которому одному только можно и должно поклоняться; которое настолько лишено элементов языческого антропоморфизма, что запрещены даже намеки на его изображения. Иначе говоря, провозглашается революционная для того времени идея монотеизма.
2. Провозглашение важного и очень привлекательного принципа человеческого общества — социальной справедливости.
Подобные идеи настолько опередили свое время, что потенциал их постепенно и с большим трудом раскрывался в течение даже не веков, а тысячелетий. Можно добавить, что это относится также к тем заповедям, которые предписывают простые правила человеческого общежития (заповеди 5-10). Несколько забегая вперед, следует указать, что все бедствия еврейского народа, да и всего человечества, в иудаизме объясняются Божьим наказанием за несоблюдение этих библейских заповедей.
Конечно, великие идеи человечества не только не исчезают бесследно, но и не возникают из ничего. Иудаизм как религиозная система возник на основе достижений цивилизаций Древнего Ближнего Востока. Уточним: творчески опираясь на них, но не копируя, а переосмысляя и развивая. Вплоть до Нового времени единственным источником сведений о генезисе древнееврейского этноса и соответственно иудаизма было только Священное Писание иудеев, или Ветхий Завет христиан, чаще всего именуемый еврейской Библией. (В христианской Библии Ветхий Завет дополняется книгами Нового Завета.) Однако результаты трудов нескольких поколений библеистов, историков, археологов, лингвистов и представителей других исторических наук позволили прояснить общую картину возникновения и самого еврейского народа, и его религиозных представлений.
Ниже мы приводим описание тех земель, где зародился иудаизм.
Земли Плодородного (Благодатного) полумесяца
Согласно библейской традиции, Западная Азия, точнее регион между Иранским нагорьем и условной линией «река Нил — Балканы», является центром мира.
Земледелие и, следовательно, цивилизация здесь были возможны только на землях так называемого Плодородного, или Благодатного, полумесяца, обрамляющих Сирийскую и Аравийскую пустыни. Восточную, более широкую, часть этого пояса образует междуречье двух великих рек Тигра и Евфрата, именуемое по- гречески Месопотамией. К северу от нее возвышается высочайшая гора региона — Арарат (высота 6864 м). Ее снежная вершина с незапамятных времен поражала воображение обитателей соседних жарких и сухих долин.
Благодаря невероятно тяжелому труду десятков поколений Междуречье примерно к IV тысячелетию до н. э. превратилось в цветущий многонаселенный край. Условной границей между восточной и западной ветвями Плодородного полумесяца является река Евфрат. К западу от нее находятся три исторические области: Сирия, на полосе земель вдоль Средиземного моря — Финикия (современный Ливан) и Ханаан (современный Израиль и Палестина).
Восточная дуга Плодородного полумесяца упирается в Синайский полуостров, напоминающий по форме огромный треугольник. За Синаем начинается Египет, страна удивительной культуры, не уступающей по древности и великолепию месопотамской. Это тоже речная цивилизация: как говорили древние, Египет — дитя Нила.
Все страны Плодородного полумесяца в той или иной степени имеют отношение к происхождению иудаизма, но особую роль для его становления и развития сыграл Ханаан, тянущийся узкой полосой к югу от Финикии. Размеры этой страны весьма скромны: ширина не превышает 80-100 км, длина немногим более 500 км. Морское побережье плодородной земли простирается вдоль Средиземного моря, достигая местами ширины нескольких десятков километров. В древности это была столбовая дорога всех завоевателей и купцов, двигавшихся из Египта в Азию и наоборот.
Параллельно побережью, от Ливанских гор до пустыни Негев, идет горная полоса, высотой в среднем 600-700 м. Северная ее часть пересекается Изреельской долиной, связывающей прибрежную полосу с Сирией. Часть горного пояса выходит к побережью. Севернее Изреельской долины расположена историческая область Галилея, а южнее находится город Иерусалим, ставший для иудеев со временем центром и синонимом всей страны.
За горной полосой и параллельно ей пролегает глубокий и узкий геологический разлом — Иорданская впадина. В этом разломе находится Тивериадское озеро (море Галилейское, Тивериадское) и течет река Иордан, впадающая в горько-соленое Мертвое море. Его поверхность расположена на отметке 398 м ниже уровня моря, а вода настолько соленая, что в нем невозможно утонуть и, конечно, невозможна никакая жизнь. Южнее Мертвого моря находится каменистая пустыня Негев — естественная часть полосы пустынь, простирающихся от африканской Сахары до Аравии.
Семиты — амореи — народ «иври»
Ко II тысячелетию до н. э. большую часть населения этого региона составляли народы, говорившие на языках семитской языковой группы. К этой группе относится и язык, на котором в основном и написано Священное Писание иудеев — еврейская Библия. Кроме древнееврейского языка (который называют также библейским ивритом) в семитскую семью входят такие, как вымершие аккадский (ассиро-вавилонский), угаритский, арамейский, хана- нейские языки, весьма близкие к древнееврейскому и финикийскому. Главными живыми семитскими языками сегодня являются арабский, мальтийский и иврит (возрожденный в качестве живого разговорного языка древнееврейский), а также языки Эфиопии. Все семитские языки восходят к единому прасемитскому, или общесемитскому, представление о котором мы можем получить в результате сравнения языков-потомков, на которые он начал делиться в последней трети V — начале IV тысячелетия до н. э.
В южной Месопотамии к III тысячелетию до н. э. сложилась древнейшая земледельческая цивилизация, основу которой заложили совместно несемитский народ шумеры и восточные семиты — аккадцы. Избыточный продукт питания (зерно) хранился у них на особых складах, в городах, которые постепенно превращались в хорошо укрепленные крепости. Параллельно с развитием материальной культуры здесь складывалась и культура духовная, включая религиозные ее формы. В городах Междуречья создаются целые храмовые комплексы со священными башнями — зиккуратами. Наряду с выполнением сакральных функций храмы надзирали за хранилищами зерна. Постепенно они становились центрами сложной экономической жизни и культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас глиняные таблички с нанесенными на них тростниковой палочкой клиновидными письменами. В конце III тысячелетия в Месопотамии возникает первая централизованная империя, в которую вошли все Междуречье и области, примыкающие к Средиземному морю. Аналогичные процессы развития цивилизации происходили в это время и в Древнем Египте. В Финикии и Ханаане, странах, расположенных вдоль побережья Средиземного моря, к тому времени населенных хананеями, города-государства представляли собой по большей части центры земледельческих общин. В них постоянно проживала правящая верхушка, в том числе и военная, жрецы, ремесленники, торговцы и, разумеется, весь вспомогательный аппарат власти, а также, возможно, часть окрестных земледельцев.
По соседству с земледельческо-городским миром, в менее благоприятных степных и полупустынных районах существовал более примитивный мир пастухов-полукочевников (в полном смысле кочевой образ жизни стал возможен только после одомашнивания верблюда в I тысячелетии до н. э). Это были семитские племена амореев, близких по языку и происхождению к хананеям. Около 2000 г. до н. э., видимо, из-за истощения пастбищ они вторгаются в Месопотамию, чем наносят огромный ущерб земледельческой культуре этой страны. Однако города пострадали сравнительно мало. Со временем основная часть аморейских племен усвоила аккадский язык и местную культуру, и Вавилонское царство возродилось вновь.
Вместе с тем некоторые аморейские племена продолжали вести прежний пастушеский образ жизни в районе южной Месопотамии, около города Ура, и сохранили память о своем происхождении в легендах и преданиях. Примерно в XIV в. до н. э. возникает острый конфликт между вавилонским царем Кадашманом (Хабре I) и этими племенами. В результате жестокого разгрома амореев царскими войсками уцелевшая их часть двинулась на запад. Именно этот исход может считаться началом древнееврейского этногенеза. Имя «амореи» не было самоназванием этого народа. Так его называли жители Месопотамии, и восходит оно к шумерскому слову «марту», означающему «живущие на западе». Сами амореи возводили свою родословную к предкам Суту, или Шуту, и, вероятнее всего, именовали себя «сутии». Анализ библейских родословий, содержащихся в библейской Книге Бытие, показывает, что здесь в основном речь идет о сутийских племенах, ибо их первопредок, сын первочеловека Адама Сиф (др.-евр. Шет), — не кто иной, как Суту, или Шуту, мифический предок-эпоним сутиев, т. е. амореев. Двинувшись с места, сутии дошли до Северной Месопотамии и там, у города Харран, пересекли Евфрат и далее направились в юго-западном направлении. Переход через Евфрат настолько запечатлелся в их общей памяти, что закрепился даже в генеалогии и нашел отражение в библейском наименовании одного из предков этих племен — Эвер (по-еврейски — переход). Потомков Эвера называли «ибри, иври» (от «иври» происходит и русское слово «еврей»). Остается добавить, что амореи-сутии принесли с собой из Месопотамии знакомство с мифами и преданиями шумеров и аккадцев, что нашло отражение в Священном Писании иудеев (и христиан) — Библии.
Племена иври оказались и в Египте (что нашло отражение в тексте Библии). Переселение на территорию Египта части народа иври не представляет ничего необычного. Египетская речная цивилизация меньше зависела от неурожаев, и кочевники приходили в Египет, рассчитывая в засушливые годы купить пищу. Некоторые их них поселялись на пограничных территориях страны (особенно в периоды ослабления центральной власти). О времени поселения кочевых еврейских племен в Египте нет единого мнения, но об их пребывании там свидетельствуют достоверные сведения, содержащиеся в египетских сюжетах Библии. Непреложным доводом достоверности египетского периода еврейской истории является поразительный факт укоренения в сознании народа пребывания его предков в позорном плену в чужой стране.
Заканчивая рассказ о формировании древнееврейского народа, приведем сообщение сохранившейся стелы с надписью фараона Мернептаха, датируемой примерно 1224-1214 гг. до н. э. В нем, хвастливо провозглашая о разгроме врагов Египта, населяющих земли между Иорданом и Средиземным морем (Ханаан), фараон утверждает, что Израиль (второе имя патриарха Иакова) «уничтожен, и семени его больше нет». Информация, мягко говоря, оказалась сильно преувеличенной. Но это первое реальное упоминание самого имени древнееврейских племен в египетском источнике и свидетельство их пребывания в Ханаане.
Все эти события, конечно, в очень специфической форме, описаны в первой части еврейской Библии — Торе, именуемой также Пятикнижием Моисеевым.
ГЛАВА 2 БИБЛЕИСКИИ ПЕРИОД. ЭПОХА ПЕРВОГО ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА (II тысячелетие — V в. до н. э.)
Танах, Тора, Пророки, Писания.
Танах
Свое Священное Писание иудеи называют Танах. Это слово представляет собой аббревиатуру трех еврейских слов: Тора, Навиим, Ктувим. Навиим (евр. — Пророки) означает часть Писания, где собраны Книги пророков, а Ктувим (евр. — Писания, «К» и «X» в еврейском языке могут чередоваться) — другие тексты самого различного содержания от псалмов до сказаний исторического характера. Тора в широком смысле слова обозначает Божественное