эпидемия чумы, разразившаяся в 1348-1349 гг. «Черная смерть» косила людей миллионами, вымирали целые города. Считается, что в это время население Европы сократилось на треть. Люди обезумели от обрушившегося на них бедствия, не понимая его причин. В это время был пущен зловещий слух, будто эпидемия случилась из-за того, что евреи отравили колодцы, чтобы истребить христиан. Одной из причин этого навета было то, что более умеренный, замкнутый образ жизни, лучшая забота о больных, соблюдение завета регулярных омовений снизили смертность иудеев по сравнению с окружающим населением, хотя и у них она была достаточно велика. Первое время действовала булла папы Климента VI, запрещавшая убивать евреев на основании непроверенных слухов. Однако затем население Европы охватил массовый психоз, особенно после того, как, не выдержав жестоких пыток в Швейцарии, один иудей «сознался», что составил яд, которым они отравляли колодцы. С этого момента эпидемия погромов захватила Испанию, Францию, Германию, где уцелела только община в Регенсбурге. Имущество убитых иудеев делилось между феодальными владетелями и городскими магистратами. Примерно в эту эпоху происходил процесс полного изгнания иудеев из стран Европы: из Англии — в 1290 г., из Франции — в 1394, наконец, из Испании — в 1492.
Иудеи в Италии и в православной Византии
Следует отметить, что иным было положение иудеев в других средневековых христианских государствах — католической Италии и православной Византии. Как ни странно, в стране, являвшейся центром католичества, положение иудеев было гораздо более благоприятным, чем в остальной Европе. Италия в основном избежала еврейских погромов и массовых изгнаний, хотя и здесь известны случаи предъявления евреям нелепых обвинений. В некоторых местах, например в Сицилии, иудеи даже пользовались полным равноправием. Возможно, это объясняется сохранением остатков древней культуры в Италии. Особенно примечательны многочисленные примеры заступничества римских пап, в частности папы Александра III (1151-1181), настоявшего на принятии одним из церковных соборов постановления, запрещавшего принудительное крещение иудеев, беспричинное их преследование и препятствование им в исполнении своей веры. Все это привело к расцвету иудейской науки в Италии, причем иудейские авторы писали свои труды на итальянском языке. Кроме того, итальянские талмудические ученые, подобно своим собратьям в мусульманской Испании, интересовались светскими науками, медициной, филологией. Особо заметное место в еврейской литературе занял поэт Иммануил Римский (1261-1336), именуемый «средневековым Гейне» и друживший с великим итальянским поэтом Данте. Его перу принадлежит комментарий к книгам Пятикнижия, Притчам Соломоновым и другим книгам Танаха. Но особую славу принесли ему «Махбарот» — 28 сборников стихотворений на еврейском языке. Темой последнего сборника является путешествие по аду и раю — сюжет, подобный сюжету поэмы Данте. Следует отметить, что, в то время как Данте отказывает в доступе в рай нехристианам, Иммануил уделяет место в раю всем, кто верил в единого Бога или даже в единую первопричину всего сущего. Нельзя не упомянуть также Иуду Мессера де Леона (14401490), врача и раввина в Мантуе, утверждавшего, что в Танахе действуют те же законы красноречия, что и в античной литературе. Ему принадлежит сочинение по риторике, аналогичное сочинениям Цицерона и Квинтилиана.
Но, конечно, самое большое значение для судеб иудаизма имеет возникновение в Италии центра еврейского книгопечатания. Это случилось практически сразу же после открытия Гутенбергом типографии в 1450 г. Уже в 1475 г. врач Авраам Конат открыл в городе Мантуе типографию и буквально в течение нескольких лет возникают типографии в Ферраре, Болонье, Неаполе. Однако особенно прославилась типография, основанная выходцами из Германии братьями Самуилом и Симоном в итальянском городе Сончино (около Кремоны). Позднее Сончино стало личным именем издателей, организовавших свои типографии в Османской империи — в Салониках (1527 г.) и Стамбуле (1530 г.). Можно сказать, что типографии Сончино были основным источником просвещения иудейских общин позднего Средневековья и начала Нового времени. Их издания считаются очень редкими и ценными. Затем дело еврейского книгопечатания было подхвачено в Италии христианами. Издателю Бромбергу принадлежит честь за три года напечатать в Венеции полный текст нецензурированного Вавилонского Талмуда (1520-1524 гг.), и в течение 30 лет Бромберг напечатал четыре издания Талмуда.
Постепенно положение итальянских иудейских общин в XVI в. меняется к худшему. В Европе началась эпоха Реформации, что вызвало острую католическую реакцию. Кроме того, в раздробленную на отдельные государства Италию последовали вторжения Испании, из которой иудеи были уже изгнаны. Дело дошло до указа папы Юлия III в 1553 г. и его преемника Павла IV о сожжении всех экземпляров Талмуда и вообще еврейских книг как оскорбительных для христианства. Правда, впоследствии в 1564 г. Талмуд был разрешен к печати, но с купюрами, искажавшими порой текст.
Что касается Византии, прекратившей свое существование в 1453 г., то положение там иудейских общин на протяжении почти тысячелетней истории представляет особый интерес, поскольку это государство принадлежало к Восточной православной церкви. Как свидетельствуют источники, основным разговорным языком местных иудеев оставался греческий. Судя по всему, несмотря на неоднократные попытки некоторых византийских императоров христианизировать иудеев и на регулярные антииудейские проповеди богословов, ничего похожего на массовые убийства и изгнания евреев в Византии не было. Иудеев не допускали к службе в армии, как и к другой государственной службе, но не было никаких ограничений на род занятий и места проживания. Поэтому конфликты могли возникать только на почве торговой и профессиональной конкуренции. Не наблюдалось ничего похожего на ложные наветы. По свидетельству епископа секты несториан в г. Нисибине Илии (прим. в 1000 г.), иудеям жилось в Византии лучше, чем христианским еретикам-несторианам: «Ромеи (византийцы) дают жить иудеям в своих владениях, покровительствуют им, позволяют им публичное богослужение и постройку синагог. Еврей в этом государстве может открыто объявить: «Я иудей». Он исповедывает свою религию открыто, публично молится и за это не привлекается к ответственности, ему не мешают исполнять свои религиозные обряды и вообще не причиняют никаких затруднений». Конечно, антииудейские проповеди церковных иерархов иногда оказывали свое действие, но сильная централизованная власть в империи не допускала произвола или беспорядков. Но, разумеется, для иудеев, как и для еретиков, периодически могли вводиться обидные ограничения, что способствовало переселению ряда иудейских византийских общин на окраины Византийской империи, в частности в Крым и другие области Северного Причерноморья, а затем и в Хазарское царство.
О духовной жизни иудеев в собственно Византии сохранилось сравнительно мало сведений. Константинополь стал центром религиозной учености неталмудического направления в иудаизме — караимства. В XII в. талантливый караимский писатель Ие- гуда Гадасси в своем сочинении «Эшкол га кофер» (евр. — «Кисть кипрея — иван-чая») составил систематический свод законов, объединенных в десять групп в соответствии с синайскими заповедями. Из каждой заповеди он выводит законы Торы, конечно, в караимском толковании. Книга, написанная рифмованной прозой, содержит острые полемические выпады против раввинистов. Впоследствии она стала своеобразной энциклопедией караимского богословия. Надо сказать, что крымские караимские общины ведут свое происхождение из Византии, а из Крыма они позднее частично переселились в Литву, Польшу и Россию.
Иудейские общины после XVI в. Гетто
Таким образом, после XVI в. в Западной Европе иудейские общины сохранились только в Италии и на некоторых территориях Германии. Последняя не была единым государством, была раздроблена на множество отдельных автономных княжеств, епи- скопств, городов. Некоторые из них ощущали потребность в иудеях — представителях торгового сословия, весьма полезного посредника между производителем и потребителем. Селились иудеи отдельно, в особых кварталах. Первоначально это делалось добровольно, причем квартал окружали стеной, так как иудеям было предоставлено право самозащиты от нападений. Но потом поселение там стало принудительным, поскольку, по мнению католической церкви, необходимо было воспрепятствовать «дурному влиянию» иудеев на христиан. Эти кварталы получили со временем название «гетто» (итальянское название пушечной мастерской — гетта, на месте которой в XVI в. в Венеции был размещен еврейский квартал). Примерно в 1380 г. по инициативе Меира Галеви, раввина Вены, было установлено, что раввином может стать только тот, кто получит соответствующее удостоверение от какого-либо авторитетного лица, свидетельствующее о том, что данный кандидат достоин титула Морену (евр. — Наш учитель). С тех пор сохраняется традиция выбирать раввином человека, имеющего такой аттестат — смиху. Однако сейчас не возбраняется выбрать и человека, не имеющего смихи. Требование наличия смихи было связано также с тем, что местные властители — короли, крупные феодалы и епископы — с XIII в. стали сами назначать «главных раввинов» общины. Было необходимо, чтобы это были самые достойные и образованные люди, поскольку от них весьма зависело благополучие общины, особенно во время обрушившихся на иудеев Западной Европы бедствий.
Столь неблагоприятные условия жизни объясняют, почему главной задачей средневекового иудаизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии независимо от изменявшихся внешних обстоятельств.
Кодификация иудейского права — «Арба Турим» и «Шулхан Арух»
Литературная деятельность иудеев того периода все больше приобретает характер предписания, регламентирующего поведение иудея во враждебном окружении. В этом отношении особое значение имеет свод иудейского религиозного права, составленный упомянутым в главе 6 Иаковом — сыном Ашера (Роша), ученика Меира Ротенбургского, бежавшего в сравнительно более благополучную тогда Испанию, в г. Толедо. Иаков сын Роша (12801340) всю жизнь прожил в Толедо и посвятил свою жизнь этому труду, обобщившему итоги двухвекового развития религиозного законодательства после работ Маймонида. При этом он опустил все законы, неисполнимые после разрушения Храма, но добавил сведения об обычаях, существовавших в его время в иудейских общинах Западной Европы. Составленный им кодекс называется «Арба Турим» (евр. — «Четыре ряда законов»). Каждый ряд, или Тур, имеет заимствованное из Танаха заглавие и делится на трактаты и главы.
О важности такого труда для иудейских общин свидетельствует тот факт, что именно этот кодекс был первенцем еврейского книгопечатания. Он был издан в 1475 г. и затем выдержал множество изданий. Однако надо отметить, что автор, приводя мнения различных талмудических авторитетов, не высказывает собственного окончательного мнения. Это делает его труд скорее справочником для избранных, а не практическим пособием для всех. Поэтому возникла потребность создания своего рода обобщающего талмудического свода законов, отвечающего потребностям иудейских общин в период уже сложившегося средневекового раввинизма. Это стало возможным только в Оттоманской империи, султаны которой весьма благожелательно принимали сефардов, изгнанных в 1492 г. из Испании католическими королями.
Исполнителем поставленной временем задачи стал Иосиф Каро (1488-1575). Он задался целью проверить кодексы Маймонида и Иакова бен Ашера по первоисточникам. Этому он посвятил 20 лет жизни, найдя в Талмуде обоснование практически для всех законодательных положений, принятых Маймонидом. Но особое внимание он уделил кодексу «Арба Турим». Здесь Каро не ограничивается указанием первоисточников, а приводит