отменил траур в день разрушения Храма 9 числа месяца ав и превратил его в день радости, поскольку именно в этот день он родился, намечались изменения и других праздников. Для свидания с ним в Абидос прибыл польский раввин Н. Коген, также предсказывавший скорое пришествие Мессии. Однако после личной встречи с Цеви Коген не только не признал в нем посланца Бога, но уведомил о его деятельности султанские власти.
Вызванный к султану Мехмеду IV Цеви спасся тем, что принял ислам вместе с женой и своими сторонниками. Получив имя Мехмед-Эфенди, Цеви поселился в Адрианополе (второй столице империи), где вступил в должность привратника султанского дворца. Тем не менее и после своего отступничества он сохранил влияние на многих последователей, уверив их, что его отступничество является лишь одной из необходимых форм сокровенного мистического акта, предусмотренного актом «мессианского искупления». Кроме того, он убеждал, что его шаг вызван стремлением привлечь мусульман к иудаизму. По его примеру часть его последователей также притворно перешли в мусульманство, руководствуясь желанием быть сопричастными «мистическому искуплению». Вместе с тем некоторые утверждали, что на самом деле ислам принял не Цеви, а его призрак, существующий ныне в виде Мехмед-Эфенди, а сам Мессия вознесся на небеса и только ждет своего часа. Цеви долгое время вводил в заблуждение турецкие власти, уверяя, что его целью является исламизация иудеев Османской империи. Наконец он был сослан в маленький город в Албании, где и скончался в 1676 г.
Денме
Однако смерть Цеви не прекратила существование этой секты. Она постепенно превратилась в тайное мистическое сообщество. Одним из самых рьяных последователей секты был образованный марран, уроженец Португалии, вернувшийся в Турции в иудаизм Авраам Кардозо. Он много путешествовал и пропагандировал свое учение. Постепенно главным центром саббатианства стали Салоники, где во главе секты стояли вторая жена Цеви и ее маленький брат Яков, выдаваемый за сына Цеви. В тайном кружке сектантов практиковались тайные мистерии, связанные с мессианством Саббатая Цеви. Основной принцип их веры выражался формулой: «Нет Бога, кроме Бога, и Саббатай Цеви пророк его». Они верили, что настанет время, когда все евреи уверуют в их пророка. Во внутренней жизни они соблюдали законы Моисея и еврейского права. При этом внешне они придерживались исламских обрядов, хотя молитвы произносили на языке ладино. Эта небольшая по численности (около 10-15 тыс. человек) тайная секта сохранилась до нашего времени под названием «денме» (тур. — вероотступники). Незначительная по числу членов, она тем не менее пользовалась влиянием на иудеев очень долго, вызывая расколы в среде многих еврейских общин, особенно в Восточной Европе.
Я. Франк — основатель саббатианства в Польше
Другое лжемессианское движение, идеологически в известной мере связанное с саббатианством, возникло в Польше. Его основателем был Яков Франк (1726-1791), родившийся в местечке на польско-турецкой границе в Подолии, где были широко распространены мистические идеи, конечно, в вульгарном их понимании, в частности саббатианство. Занимаясь мелкой торговлей, Яков побывал на родине Цеви в Смирне и в Салониках, где сблизился с последователями его секты. Воодушевившись идеями саббатианства, он в 1755 г. вернулся на родину в Подолию и организовал вместе с тайными приверженцами саббатианства свою секту, которая проводила мистические собрания, носившие характер экстатических оргий с участием мужчин и женщин. Это стало известно, и раввинский собор в Бродах объявил сектантам херем (отлучение от общины нераскаявшихся). Сам Франк бежал в Турцию.
Но сектанты обратились с жалобой к католическому епископу города Каменец-Подольска Дембовскому, заявляя, что они представляют собой иудейскую секту, отвергающую Талмуд. Они признают священной только «Книгу Зогар» и верят, что Бог един в трех лицах, одно из которых Мессия. Епископ решил, что есть надежда обратить этих иудеев в христианство, хотя сектанты полагали под Мессией Саббатая Цеви. По инициативе Дембовского были проведены прения между сектантами и талмудистами, победителем в которых он признал первых. По приказу епископа у общин Подолии были отобраны все экземпляры Талмуда и публично сожжены в Каменце.
В самый разгар конфликта в 1758 г. в Польшу вернулся Франк, который объявил себя преемником самого Цеви. Однако в отличие от него Франк отвергал политический мессианизм и считал, что теперь нет необходимости в сохранении еврейской нации. Он и его сторонники выступили против аскетических законов Талмуда и провозгласили, что человеческие страсти являются искрами Божьими, находящимися в душах людей. Если не давать им выхода, то это будет препятствовать божественной гармонии. Такие взгляды, содержащие проповедь аморализма, встретили решительный отпор со стороны правоверных иудеев. В спорах с раввинами Франк и его сторонники провозгласили борьбу с Талмудом, клеветнически утверждая даже, что он разрешает проливать кровь христиан, а сами франкисты якобы придерживаются только «Книги Зогар». После очередного диспута с талмудистами, где франкистов признали победителями, от них потребовали перейти в католичество немедленно. Это произошло в 1759-1760 гг., причем крестными отцами новокрещенных были представители многих знатных фамилий, благодаря чему новые католики под новыми фамилиями вошли в состав польского дворянства. Следует отметить, что из семьи крещеных франкистов Маевских происходит мать знаменитого польского поэта Адама Мицкевича. Крестным отцом Франка был сам король Август III.
Однако вскоре католические власти обвинили Франка в двуличии и заключили в крепости г. Ченстохова, откуда он был освобожден через 13 лет русскими войсками в 1772 г. После освобождения Франк обосновался в Германии в Оффенбахе, где присвоил себе титул «барона Оффенбахского». Здесь он со своей дочерью Евой жил в роскоши, окруженный приверженцами. Однако после его смерти в 1791 г. секта скоро прекратила свое существование.
Характеризуя влияние лжемессианства на судьбы раввинистического иудаизма, можно с полным основанием согласиться с Г. Шолемом, считавшим, что саббатианство представляет собой первый после Средневековья серьезный бунт в иудаизме. Это был первый случай, когда мистические идеи вели непосредственно к распаду ортодоксального сообщества «верующих».
Хасидизм
Хасидизм является последним религиозным движением еврейского средневековья (от евр. хасид, в тексте Библии — любящий Бога, благочестивый). Он возник в начале XVIII в. в среде евреев Западной Украины, особенно сильно пострадавших в результате восстания Богдана Хмельницкого и русско-польских войн. Этому во многом способствовали и глубокие внутренние социальные противоречия в самом еврейском сообществе. Источники сохранили много жалоб на злоупотребления самих раввинов и их пристрастность. Зачастую они, подобно богачам, выступали прямыми эксплуататорами бедняков. Простого обывателя, не имеющего времени для изучения религиозной письменности, они презрительно именовали ам-гаарец. Бедняка, жаждущего живой веры и горячего чувства единения в молитве с Божеством, никак не могли удовлетворить сухая схоластика и мертвящий педантизм в умножении обрядового гнета, во что зачастую превращалась тогда раввинская практика. Это закономерно приводило к появлению мессианских настроений, которые во многом поддерживались богатой традицией старинного еврейского мистического учения каббалы, правда, зачастую понимаемого в вульгаризированной форме.
Подобные настроения были особенно сильны среди еврейского населения Украины, Подолии и Волыни. Там, вдали от центров талмудического знания, жили в основном деревенские торговцы, коробейники, арендаторы. Каждый из них был одним из тех самых «ам-гаарец», которых так третировали представители духовной аристократии, изредка встречавшиеся с ними в городах, куда эти простые люди приезжали на ярмарки. Поэтому неудивительно, что именно в этой среде зародилось новое мощное народное движение — хасидизм, а его родоначальником был выходец из самых обездоленных слоев украинского еврейства Израиль бен Эли- эзер, получивший позднее имя Бешт.
Бешт и его последователи
О жизни этого выдающегося человека известно по рассказам его последователей. Родился Бешт примерно в 1700 г. в местечке Окуп на границе Украины и Валахии. Известно, что он учился за общественный счет в хедере, затем был помощником синагогального служки, изучал каббалу. Предание сообщает, что ему попались тайные рукописи, найденные каким-то праведником в пещере. После этого Бешт стал меламедом — религиозным учителем в начальной школе и, к неудовольствию раввина города Брод, женился на его сестре. Вместе с женой он вынужден был отправиться в Карпаты, в самые глухие места. Живя в крайней бедности, он много времени проводил в молитвах, ночных бдениях и постижении «высшей мудрости». Затем, почувствовав призвание, Бешт стал баал шемом, одним из бродячих чудодеев-знахарей, которых тогда было довольно много в тех краях. Странствуя по местечкам и городам, он раздавал «амулеты», старался страстными молитвами исцелить больных. При этом, безусловно, он с помощью лечебных трав и растений действительно помогал страждущим. Слава о его святости распространяется, и он обретает свое имя Баал Шем Тов (Благой баал шем, условно — Божий человек, аббревиатура — Бешт).
В 1740 г. Бешт становится вероучителем и поселяется в местечке Меджибож. Вокруг него складывается сначала узкий, а затем все более широкий круг последователей. Хотя Бешт не отличался глубокими талмудическими познаниями, его страстные проповеди привлекли и видных знатоков раввинистической премудрости. Скончался Бешт в 1760 г., не оставив какого-либо сочинения с последовательным изложением своих идей. Однако о сущности учения Бешта можно судить по его многочисленным изречениям, которые тщательно записывались последователями. Не вдаваясь в подробное изложение, отметим только, что, согласно Бешту, основой служения Богу является молитва, исполнен- нал восторга, искренней радости и вдохновения. Тому, кто произносит молитву Господу, необходимо как бы отрешиться от земной материальной оболочки и слиться в духовном единстве с Божеством. Далее он провозглашал, что «во всем, что существует в мире, заключаются божественные искры, даже в деревьях и камнях, во всех делах, совершаемых людьми; даже в грехах человеческих есть искры Божий, только искры тлеющие, тусклые, которые, однако, могут снова воспламениться и вознестись ввысь через покаяние». По его утверждению, лучшим служением Богу является исполнение заповедей, однако на первом месте должно быть не столько скрупулезное выполнение обрядовых мелочей и изучение Закона, сколько праведная жизнь и восторженное религиозное чувство. Более того, говоря о себе, он утверждал: «Все, что я достиг, я достиг не посредством изучения Торы, а путем молитвы». Следует, однако, оговориться: Бешт, конечно, не был против изучения Закона, но считал это только средством к возбуждению религиозных чувств и общению с Всевышним.
Учение Бешта, получившее название хасидизм, в самое короткое время охватило широкие массы населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, а также начало распространяться за пределы Российской империи. Уже среди второго и третьего поколения последователей Бешта появились различные направления и толкования хасидизма, однако можно говорить о единой философии и этике этого учения. Вместе с тем следует указать, что у хасидов отсутствует свод четко сформулированной догматики, а о сущности их идей можно получить представление из большого числа хасидских преданий и рассказов о жизни и трудах законоучителей и праведников, их нравоучительных бесед и наставлений.
В общем, религиозно-философское учение хасидизма придерживается традиции Бешта. Оно утверждает и развивает принцип своеобразного «пантеизма», признающего, что весь