мир — это проявление Божества. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление Божества. Считается, что Божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным оком. Высказывалась даже мысль о слиянии человека с Божеством не посредством досконального изучения Закона, доступного только немногим, а путем восторженной молитвы. При этом, исполняя заповеди Торы и тем более духовно отождествив себя с ней, человек как бы становится «колесницей» на пути к Богу. Любой поступок может стать делом Божьим, если человек, его совершающий, ощущает, что его ведет десница Господа.
Хабад
Направление хасидизма, представленное школой Шнеура Залмана (Шнеерсона) из местечка Лиозно, связывает Божественный путь с интеллектом. В своей книге «Тания» Шнеур Залман описывает различные свойства разума, познающего высший Дух, понятиями хохма (мудрость), бина (разум) и даат (знание). Это направление по первым буквам триады именуется Хабад. Его центром первоначально было местечко Любав ичи (Белоруссия), а ныне — Нью-Йорк. Особое место в хасидизме занимает понятие духовного вождя — цадика (евр. — праведник). Считалось, что такой человек, обладающий даром пророчества, является своего рода посредником между Богом и людьми. Позднее сложился даже культ цадиков и, более того, их династий. Поклонение им принимало иногда формы массового суеверия и раболепного почитания.
Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и любовь к людям — одно и то же. Люди все равноценны, а грешник — только заблудший брат. Помогать надо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность (душевное горение). Скромность проистекает из того, что все в мире — творение Божества. Радость — отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Поэтому некоторые цадики культивируют веселые мелодии, песни, музыку и танцы. Сложился даже определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец, душевное горение — это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье.
Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели некоторые изменения в общепринятые обряды и молитвенники, они встретили ожесточенное сопротивление со стороны приверженцев традиционного раввинистического иудаизма. Центром тогдашней раввинской учености был Вильно (Вильнюс), ставший одновременно и центром противников хасидского движения, которых возглавил знаменитый раввин Элиягу бен Шломо Залман, или Виленский Гаон (гений). Об этом, несомненно, выдающемся человеке уже при жизни рассказывали поразительные истории, граничащие с легендами. Известно, что уже в семь лет он произнес первую проповедь в Большой синагоге, а в десять самостоятельно изучил раввинскую литературу и наравне со взрослыми принимал участие в талмудических прениях. Всю свою жизнь он посвятил изучению и толкованию Закона во всей его полноте. Он твердо верил в то, что «религиозные заповеди и обряды составляют проявление Божьей воли… Праведники не стремятся ни к приятному, ни к полезному, а к тому, что по самой сущности есть добро, то есть к исполнению заповедей Торы». Более того, этот суровый аскет искренне полагал, что «веселье и избыток пищи родят все дурное». Естественна поэтому та ненависть, которую он испытывал к новоявленным проповедникам служения Богу в радости — хасидам. Дело дошло до того, что в 1772 г. в Большой синагоге Вильно был провозглашен подписанный Гаоном текст херема — отлучения от еврейского сообщества всех виленских хасидов, в котором были такие слова: «Пусть везде преследуют и угнетают хасидов … Пусть рассеивают их сборища… чтобы истребить идолов с лица земли. Тот же, кто поспешит в этом добром деле, удостоится жизни вечной».
Херем повторили во многих городах, и до самой своей смерти, последовавшей в 1797 г., Гаон отвергал все попытки примирения с хасидами. В день его кончины виленские хасиды открыто плясали под веселую музыку, радуясь уходу из жизни своего гонителя. В ответ митнагдимы устроили настоящий погром веселящихся, в результате которого погибло трое хасидов. Затем в виленских синагогах под звуки шофара было провозглашено, что «хасиды… вовсе не признаются сынами Израиля». Толпы митнагдимов начали повсеместно преследовать и оскорблять хасидов и всячески портить их имущество.
Российская власть и хасиды
Трудно представить себе дальнейшую судьбу нового движения, если бы Литва не вошла в состав Российской империи. В ответ на жалобу гонимых виленский губернатор запретил кагалу «наказывать евреев, нарушающих обряды религии, и позволил каролинам (так тогда именовали хасидов. — В. В.) отправлять богослужения». Но накал ненависти у митнагдимов не стихал, и, решив погубить противников любыми средствами, они прибегли к откровенно ложному политическому доносу. В то время в России царствовал император Павел I, подвергавший преследованиям все, что было даже отдаленно похоже на новые идеологические и религиозные течения, подозревая в них идеи революционной тогда Франции. Зная это, виленские митнагдимы тайно сообщили в Петербург о «противогосударственной» деятельности «руководителя каролинской секты Залмана Боруховича (Шнеура Залмана)». Тут же последовал приказ о его аресте и немедленном препровождении в оковах в страшную Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге. Там ему учинили допрос в Тайной канцелярии, где расследовались особо важные государственные преступления. Мало кому в то грозное время удавалось оправдаться и доказать свою невиновность. Однако после двух месяцев пребывания в заключении, в течение которых его убедительные ответы на допросах произвели самое благоприятное впечатление как на следователей, так и на самого императора, по высочайшему указу узник был освобожден и отпущен домой. Более того, Альтера (Старого) Ребе, как его потом назвали, власти снабдили письмом, где указывалось, что «секта евреев, каролины именуемая, остается на прежнем ее существовании». Хасиды ликовали и распространяли рассказы о его пребывании в Петербурге, а также о чудесном его влиянии на высшие власти империи. День его освобождения — 19 кислева по еврейскому календарю (декабрь) 1798 г. — стал у его последователей праздничным.
Однако виленская еврейская община раскололась на два враждебных лагеря, постоянно жалующихся друг на друга властям. Бывший раввин Пинска Авигдор Хаймович дошел даже до того, что снова послал донос на Шнеура Залмана самому императору, добавив к прежним обвинение в присвоении и пересылке общественных денег в Палестину, входившую тогда в состав враждебной России Турецкой империи. При этом он, конечно, знал, что это были пожертвования на содержание поселившихся в Святой земле хасидов. Последовал новый арест и очная ставка с Авигдором.
Там Алтер Ребе снова убедительно отверг все обвинения клеветника, заявив, что «он наводит на нас такие обвинения, каких никогда не слыхали, разве во времена Польши и ее ксендзов, которые возводили лживые обвинения в употреблении человеческой крови». И снова Павел I, ознакомившись с материалами следствия и донесениями губернских властей о полной лояльности хасидов, приказал освободить Шнеура Залмана, повелев ему, правда, пока оставаться в Петербурге. Полная реабилитация Алтера Ребе произошла в 1801 г., после восшествия на престол Александра I. В дальнейшем, уже в «Положении об устройстве евреев», утвержденном Александром 9 декабря 1804 г., было специально указано, что «ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной синагоге, в таком случае позволяется одному из них построить свою синагогу и выбирать своих раввинов». В ответ благодарные хасиды по призыву Шнеура Залмана оказали большие услуги русской армии в ходе борьбы с нашествием Наполеона в 1812 г.
Тем не менее идеологические противоречия между хасидами и митнагдимами продолжались в острой форме весьма долго, тем самым способствуя, подобно лжемессианству, подрыву позиций традиционного средневекового раввинистического иудаизма. Однако в дальнейшем противоречия между хасидами и митнагдимами потеряли свою остроту ввиду появления общего врага в лице маскилов (еврейских просветителей). Последние считали хасидов конца XIX — начала XX в. сектой, враждебной современной цивилизации и прогрессу. Признаком такой реакционности, по их мнению, являлась даже приверженность последователей Бешта к одежде его времени — черным сюртукам и шляпам, а также меховым шапкам особого покроя.
После Второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной образованной общественности, в том числе, разумеется, и российской. Идеи хасидизма нашли свое отражение в творчестве писателей И. Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии Ш. И. Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля, в трудах многих исследователей. Имеет место точка зрения, согласно которой хасидизм — это «мост» от иудаизма к христианству.
ГЛАВА 10 МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ В ХVIII-ХХ вв.
Иудейские общины Западной Европы к началу эпохи Просвещения. Сефардские общины в Голландии. Спиноза. Мендельсон. Реформизм.
Консервативный иудаизм. Ортодоксальный иудаизм. Мусар.
Иудейские общины Западной Европы к началу эпохи Просвещения
Хотя эпоха Нового времени началась в Западной Европе в конце XV в., для иудеев Средневековье продолжалось еще несколько столетий. В течение этого времени иудейские общины, сохранившиеся в основном в некоторых немецкоязычных городах и княжествах, влачили весьма жалкое существование в мрачных и тесных гетто. Они должны были носить на одежде оскорбительные знаки, они подвергались опасности быть изгнанными из тех мест, где они жили много лет, их периодически обвиняли в осквернении гостий и убийстве христианских младенцев. Нередко случались погромы и грабежи. Местные власти, хотя и терпели иудеев, все же внимательно следили, чтобы их число не увеличивалось. С этой целью власти в немецких землях установили строгий лимит на количество браков, заключаемых иудеями. В случае превышения этого лимита ослушники подлежали изгнанию. Не очень изменила положение иудеев и Реформация в Германии. Ее главный идеолог М. Лютер рассчитывал на обращение иудеев в протестантство, но потерпев в этом неудачу, резко обрушился на них. Все это объясняет, почему подавляющее большинство иудеев не интересовались дилкяямш ендкпейишги) Прошашеятага, по-прежнему замыкаясь на изучении Талмуда и талмудического законодательства.
Вместе с тем стремление образованного европейского общества правильно понять сущность Ветхого и Нового Заветов привело к возникновению интереса к Талмуду, а также к изучению еврейского и арамейского языков. Появились латинские переводы талмудических трактатов и диссертации на талмудические сюжеты. В это время в христианской среде появились академически образованные гебраисты и семитологи, среди которых выделяются отец Иоганнн Буксторф (1564-1639) и сын Иоганн Буксторф (1599-1669). Благодаря их трудам в Базеле была напечатана еврейская Библия и полный указатель (конкордация) всех слов, в ней встречающихся, а также много других книг по иудаике. При этом они охотно консультировались и с еврейскими учеными.
Сефардские общины в Голландии. Спиноза
Постепенно свет европейского Просвещения стал проникать и в иудейскую среду. Особо благоприятные условия сложились для этого в протестантской Голландии, которая в ходе кровопролитной войны освободилась к XVII в. от господства католической Испании. В Голландию стали переселяться марраны, открыто возвращавшиеся к вере отцов, поэтому в начале XVII в. иудейские