порицает грех Давида, совершенный, когда Давид послал на смерть военачальника Урию, чтобы завладеть его женой Вирсавией. Несмотря на раскаяние Давида, Всевышний не дозволил ему строительство Храма, хотя Давид перенес в Иерусалим ковчег со скрижалями Завета. За грехи Давида царствование его омрачалось бунтами и смутами, начатыми его сыновьями. Тем не менее в Библии Бог признает Давида царем, который «соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (III Цар. 14:8).
Первая Книга Царей (III Цар. 1-11) и Первая книга Хроник (Паралипоменон 22:9 и далее) посвящены царствованию сына Давида и Вирсавии — Соломона (евр. — мир, благоденствие), третьего царя объединенного царства Израиля (прим. 965-928 гг. до н. э.). Начало воцарения Соломона проходило в ожесточенной борьбе за наследство одряхлевшего Давида между его сыновьями от разных жен. Самым сильным претендентом был Адония, которого поддерживали военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар. Соломон добился престола в ходе сложного противодействия, получив при помощи матери и священника Садока от Давида завещание в свою пользу. Став царем, Соломон жестокими мерами (казни Иоава и Адонии, ссылка Авиафара) укрепил свою власть и в дальнейшем стал успешным правителем большого государства. Предание сообщает, что Соломон получил Божественное благословение в Гаваоне, попросив у Господа только «сердце мудрое и разумное» (III Цар. 3:12). Сообщается, что по мудрости Соломон превзошел всех своих современников, его суды и поучения привлекали людей из далеких и близких стран. Ему приписывается авторство тысяч песен и притч, Книги Песни Песней и Книги Екклезиаста. Проводя мирную политику, он старался поддерживать дружеские отношения с соседями. Посредством династического брака с дочерью фараона он укрепил отношения с Египтом, заключил выгодные соглашения с финикийцами и другими народами. Благодаря этому при нем израильское царство стало центром оживленной торговли с разными странами — от далекой Южной Аравии и Восточной Африки до Малой Азии и Западного Средиземноморья. Совместно с финикийцами организовывались экспедиции за золотом, пряностями и дорогими сортами дерева в далекую страну Офир. Возможно даже, что приезд в Иерусалим царицы расположенного в Южной Аравии царства Сава было связано именно с торговыми интересами.
Возросшее богатство страны позволило Соломону развернуть обширное строительство: Иерусалимского Храма, великолепного царского дворца, многих крепостей и городов. Особой заслугой Соломона считается строительство им Иерусалимского храма. Как провозгласил по окончании его царь Соломон: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтоб пребывать Тебе вовеки» (III Цар. 8:12, 13). Одновременно Храм был хранилищем высших религиозных святынь, прежде всего, ковчега Завета, в котором находились две скрижали с записанными на них 10 заповедями. Возникновение Иерусалимского Храма символизировало становление единого царства Древнего Израиля, объединяющего все 12 колен сынов Израиля. До этого на территории расселения израильских племен существовали разные, иногда созданные на месте прежних языческих культовых центров, святилища Бога. Главным из них был Силом (Шило), где находилось переносное святилище с ковчегом Завета (скиния). Для строительства Храма было мобилизовано 30 тысяч израильтян и 150 тысяч человек из подчиненного народа хананеев. Большое содействие в строительстве оказал царь финикийского города Тира Хирам, приславший искусных ремесленников и строителей.
Храм был сооружен из ценных материалов и великолепно украшен изделиями из драгоценных металлов, меди и дорогих пород дерева. В плане он представлял из себя прямоугольник длиной 35 м и шириной 10 м. Располагался он на горе Мория, относительно ровной площадке в Иерусалиме, современные размеры которой 500 х 300 м, в центре ее находится выступ скалы, где, по преданию, состоялось жертвоприношение Авраамом Исаака. Самым священным помещением Иерусалимского Храма была святая святых — комната, где размещался ковчег Завета и два резных изображения херувимов.
Службу в Храме вели священники (когены), только они приносили жертвы, воскуряли фимиам, зажигали огромную менору (семисвечник), помогали им другие потомки Леви — левиты. Во главе когенов и левитов стоял первосвященник, только он имел право войти в святая святых один раз в году в День Искупления (Йом Кипур). Другие иудеи посещали Храм для жертвоприношений, молитв, после рождения ребенка и в других случаях. Имелся особый двор для иудеев, не относящихся к коленам когенов и левитов, другой двор, находившийся в отдалении, предназначался для женщин. Иноверцам вход на Храмовую гору был вообще запрещен.
Много внимания уделялось укреплению постоянной армии. В армии Соломона впервые появляется кавалерия численностью 12 000 и 1400 боевых колесниц. Все это требовало усиления административного контроля, что привело к разделению страны, кроме Иудеи, на 12 округов, управляемых царскими наместниками. Однако процветание государства радовало далеко не всех. Для нужд предпринятого Соломоном строительства на население были возложены большие налоги. Недовольство вызывало привилегированное положение колена Иуды. Кроме того, многочисленные иноземные жены Соломона склоняли царя к почитанию языческих культов, что, конечно, вызывало недовольство священничества. В конце царствования Соломона от царства отпал Дамаск, начались бунты, в частности под руководством Иеровоама из колена Ефремова, нашедшего убежище в Египте. Все это после смерти Соломона «за грехи» царя и народа привело к распаду единого государства на два: северное — Израиль, и южное — Иудея.
Вторая книга Царей (III Царств) описывает уже два относительно слабых царства: большее по территории и населению северное — Израиль, включающее уделы 10 колен, и меньшее, южное — Иудею, со столицей в Иерусалиме. На территории Иудеи проживало колено Иудино и частично Вениаминово. Вместе с тем Иерусалимский Храм оставался духовной святыней для всех приверженцев веры Моисеевой, хотя правители северного царства старались возобновить языческие формы верования. Поэтому в Иерусалим из соседнего царства стали переселяться левиты. Еще одним важным обстоятельством внутреннего единства Иудеи было то, что в ней правили цари из законной династии Давида. Напротив, в северном царстве соперничество различных колен Израиля, религиозные несогласия, а также отсутствие законной и признанной династии приводили часто к внутренним смутам и кровавым переворотам. Между обоими еврейскими царствами происходили многочисленные вооруженные конфликты, кроме того, продолжались войны с соседними народами.
Для судеб иудаизма имеет особое значение правление иудейских царей Езекии и Иосии. Езекия был свидетелем уничтожения северного царства Израиль в 722 г. до н. э. ассирийцами и стремился уберечь свою страну от подобной участи. Полагая, что причиной всех бедствий является отступничество от заповедей Божьих, он стал энергично укреплять религиозное единство страны. По его приказу уничтожали все места и символы языческого богослужения, которым покровительствовал его отец. Было уничтожено даже медное изображение змея, которому, по преданию, поклонялись евреи во время Исхода из Египта. Это изображение почитали как божество, обращались к нему с просьбами об исцелении от любой болезни. Было восстановлено празднование Пасхи, учрежденное в честь Исхода. Однако, хотя Езекии удалось укрепить государство и даже выстоять перед ассирийцами, после его смерти его сын царь Манассия отменил все то, за что боролся его отец.
Религиозное возрождение произошло при правлении царя Иосии. Он распорядился произвести работы по ремонту Храма. В ходе них была обнаружена рукопись последней книги Пятикнижия Моисеева — Второзаконие (Дварим). Она содержала запись последнего обращения Моисея к народу. В ней пророк и вождь призывает соплеменников соблюдать заповеди Бога, утверждает, что только в таком случае они будут благоденствовать, а государство процветать. Моисей увещевает народ: 4 Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе… и не… за морем. … Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнить его» (Втор. 30:11-13). Однако вместе с тем Моисей предупреждает отступников от заповедей и грешников словами Господа: «У Меня отмщение и воздаяние. Когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 32:35). Пророчица Олдама подтвердила святость найденной книги. Иосия созвал народ к Храму, где читал священную книгу, и народ поклялся выполнять заповеди Божьи. После этого страна была очищена от всех элементов языческих культов, впервые за долгие годы была торжественно отпразднована Пасха по всем предписаниям Закона.
Под ударами ассирийцев в 722 г. до. н. э. пал Израиль, в 586 г. до н. э. уже от рук вавилонян — Иудея, а Иерусалим и Храм были разрушены вавилонским царем Навуходоносором. В обоих случаях большая часть населения была угнана на чужбину. Уведенные в Ассирию 10 колен Израиля исчезли в изгнании. Однако судьба иудеев в Вавилонском плену была иной. Это во многом было обусловлено деятельностью и служением пророков.
Согласно сведениям из указанных книг, наряду с выдающимися пророками, такими как Самуил и Нафан, людей, посвятивших себя пророческому служению, было очень много. Особенно их было много в периоды смут и потрясения основ самого существования народа. Большое значение для судеб иудаизма приобретало служение великих ранних пророков — Илии и его преемника Елисея.
Илия, Илья (евр. — Господь есть Бог) — израильский пророк IX в. до н. э., о пророческом служении и трудах которого сообщается в I и II книгах Царей (III и IV книгах Царств).
В библейских сказаниях Илия предстает как пламенный борец с идолопоклонством, особенно с культами финикийских богов Ваала и Астарты, насаждаемыми женой израильского царя Ахава (дочерью царя Тира) царицей Иезавель и подпавшим под ее влияние мужем. Илия предсказал засуху и голод в стране, которые случились из-за богоотступничества от истинного Бога Израиля. Он с помощью чуда победил в состязании на горе Кармель 450 жрецов Ваала, что привело к долгожданным дождям. Скрываясь от преследований Иезавели, Илия ушел в пустыню и после скитаний добрался до горы Синай, где ему явился Бог и поручил подготовить людей, которые станут орудием Божьей кары. Он, в частности, должен был помазать на царство Ииуя, который свергнет прежнюю династию, а в качестве своего преемника призвать пророка Елисея.
Наряду с борьбой с идолопоклонством Илия выступал как ревнитель справедливости и борец с произволом. Он публично и гневно осудил царя Ахава и царицу Иезавель за отнятый хитростью и обманом виноградник, принадлежавший Навуфею. Для этого прежний владелец был оклеветан и убит. Илия предсказал за это ужасную гибель царю и царице. Популярность и слава Илии были настолько велики, что ему приписывается способность совершать различные чудеса. Илия, согласно библейскому рассказу, мог сделать так, что горшочка масла и горсти муки хватало, чтобы прокормить его самого и всю семью, в доме которой он скрывался; во время скитаний его кормили вороны хлебом и мясом; по пути в Синай он сорок дней и ночей обходился без пищи. Более того, он оказался даже способным воскресить умершего ребенка. Его пророческая деятельность завершается также чудесным образом: «…вдруг явилась колесница огненная