Скачать:TXTPDF
Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин

самого человека в лагерях смерти. Если, как утверждает иудаизм, каждый человек создан по образу и подобию Бога, — человеческая жизнь священна. Но если мы верим в то, что человек создан «по образу и подобию» материи, как утверждают марксисты и гуманистические атеисты, то тогда человек — лишь кусок материи, который можно использовать для производства мыла или делать из его кожи абажуры для настольных ламп, как это делали нацисты с евреями — или как это делают сегодня коммунисты, убивая миллионы людей ради ускорения индустриализации. И это вполне логичный результат воплощения в жизнь идеологий, основанных на идее «мертвого Бога»… Тот факт, что марксизм и прочие нерелигиозные идеологии с их моральной относительностью распространяются и побеждают сегодня с опасной быстротой, несмотря на недавний исторический опыт гитлеризма и сталинизма, еще раз доказывает, что люди ничему не научились у истории и что перед евреями стоит самая трудная задача за последние 3200 лет. Но еще рано предсказывать исход борьбы, рано судить лишь по числу убитых или порабощенных людей, или по физической мощи армий и техники в руках людей, отвергших Бога. Как свидетельствует история, иудаизм является самой мощной идеологией в истории человечества, вполне успешно пережившей многие другие. Две тысячи лет иудаизм оставался интроспективной, замкнутой в себе системой. Настало время, когда иудаизм должен обратить взор на мир и предложить себя и свой монотеистический идеал этики как альтернативу для человечества. Пора и человечеству взглянуть на иудаизм более благожелательно и серьезно. Христианство и ислам показали нам, что только лишь вера в Бога не создает нравственное общество. Марксизм и коммунизм продемонстрировали нам, что вера в человека тоже не содействует созданию нравственного и доброго человечества. Гуманисты и нерелигиозные интеллектуалы, превозносящие разум, как Бога, тоже не создали лучшего общества. Остается иудаизм, создатель идеала совершенствования мира, основатель универсальной морали, система, объединяющая Бога, человека и разум.

Если бы все четырнадцать миллионов евреев на земле жили по заветам иудаизма, разделяя его моральные ценности и применяя законы иудаизма на практике, поиски правильного пути для человечества были бы значительно облегчены. Если бы сотни тысяч еврейских ученых, профессоров, писателей, журналистов, врачей и юристов поддержали идеалы иудаизма, могла бы произойти моральная революция гигантских масштабов. Если бы каждый еврей исполнял свою миссию, утверждая этический монотеизм и борясь против религиозного фанатизма и «мирского» радикализма, их влияние на общество могло бы быть колоссальным… Впервые за последние две тысячи лет у евреев появилась возможность создать «образцовое» государство — Израиль. Сегодня евреи имеют возможность продемонстрировать миру, и в индивидуальном порядке, и как нация, моральную мощь идеалов иудаизма. Как повелевает евреям заповедь 3200-летней давности (Исход ]9:б), они должны создать «армию» сильных, но добрых, заботливых, нравственных людей, чтобы противостоять множеству бесцельно и скучно живущих людей, отдавших себя во власть безбожных нигилистических и жестоких идеологий тоталитаризма. Отпрыски иудаизма — христианство, ислам, марксизм и гуманизм — владеют сегодня миром и человечеством. Сознательно или бессознательно, человечество еще раз подтвердило правоту идеалов иудаизма, изменив и извратив, однако, методы достижения этих идеалов. Настало время, если еще у человечества есть время, продолжить и завершить преобразующий мир эксперимент, начатый в Синайской пустыне больше трех тысяч лет тому назад. Мы могли бы назвать этот благородный эксперимент усовершенствования мира еврейской революцией.

ВОПРОС ШЕСТОЙ. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНТИСЕМИТИЗМОМ И АНТИСИОНИЗМОМ?

Теоретически можно быть терпимым по отношению к католикам и, тем не менее, ежедневно бороться за свержение папства. Теоретически можно уважать методистов и баптистов… и в то же время запрещать распространение их религиозной литературы. В повседневной практической жизни такие противоречия невозможны. Нельзя быть одновременно врагом сионизма и другом евреев.

Франклин Х.Литтель «Распятие евреев»

Когда люди критикуют сионистов, они имеют в виду евреев.

Мартин Лютер Кинг

Нельзя назвать человека «антисионистом», если он поддерживает право Израиля существовать как еврейское государство, даже если человек этот строго критикует отдельные стороны израильской политики (или даже не приемлет ее целиком на определенном этапе). Антисионистами можно смело назвать тех людей, которые отрицают право Израиля на существование как государства евреев.

(Мы допускаем, что некоторые индивидуумы могут быть антисионистами теоретически, но все же поддерживать идею о праве Израиля на существование как государства, ибо разрушение Израиля, в их понимании, аморально. Такой взгляд на вещи является довольно редким и строго «академическим» по своему характеру. Поэтому мы не будем обсуждать эту категорию людей в данной главе. Нас прежде всего интересует антисионизм в его практическом варианте, как отрицание права евреев на свою государственность и территорию). Вопрос, таким образом, будет поставлен так: можно ли поддерживать политику и действия, направленные на уничтожение Израиля, и в то же время не считаться врагом евреев, антисемитом? (Мы употребляем слова «враг евреев» и «антисемит» как эквивалентные, ибо в нашем понимании слово «антисемит» — это лишь вежливый вариант понятия «антиеврей», «враг евреев». Сам термин «антисемитизм» был изобретен в 1879 году Вильгельмом Марром, выразителем антисемитизма в Германии, и использовался этот термин в применении к политическому движению против немецких евреев, обретавшему тогда силу в Германии. Термин, однако, является логическим абсурдом, ибо описываемое им явление не имеет ничего общего с «семитами». Поэтому, между прочим, слово «антисемитизм» обычно пишется в английском языке слитно, одним словом. Эта традиция пошла от Джеймса Паркса, выдающегося историка антисемитизма. Слитное написание этого термина помогает избежать недоразумения в отношении якобы существующей группы «семитов», против которых-де и направлен «антисемитизм».) Антисионисты утверждают, что антисемиты, мол, выступают против всех евреев вообще, в то время как они, антисионисты, якобы выступают только против еврейского государства и против того, чтобы считать евреев нацией.

(Но евреи всегда были и нацией, и религиозной общностью, как мы отмечали в предыдущих главах. Для того чтобы обосновать и «узаконить» отрицание права евреев на государство Израиль, антисионисты утверждают, что евреи не являются народом или нацией, а что они, мол, являются только религиозной группой. Типично в этом отношении заявление, содержащееся в уставе Организации освобождения Палестины (ООП): «Иудаизм, по своему религиозному характеру, не имеет ничего общего с нацией или национальностью, существующей независимо. Подобным же образом евреи — это не парод…» (Статья 20 Палестинской национальной хартии).

По мнению антисионистов, человека, сознательно стремящегося нанести вред еврейскому государству (антисиониста), нельзя приравнивать к человеку, который сознательно стремится нанести вред евреям (антисемиту).

Или, перефразируя это положение, откровенный враг родины и страны каждого еврея не является врагом каждого еврея. Абсурд!

Для многих антисионистов это мнимое «различие», очевидно, имеет какое-то политическое или идеологическое значение. Для евреев, однако, это «различие» является чисто академическим. Хотя некоторые антисионисты полагают, возможно даже искренне, что они не руководствуются ненавистью к евреям, результаты и последствия антисионизма, равно как и антисемитизма, для евреев одинаково пагубны. Антисионизм отличается от прочих проявлений антисемитизма лишь тем, какой именно аспект еврейства избран как объект ненависти. Те средневековые христиане, которые сжигали евреев на кострах — живьем — тоже полагали, и, вероятно, искренне, что они не питают ненависти ко всем евреям, а только к тем, кто продолжает исповедовать еврейскую веру и соблюдать еврейские традиции. Антисионисты делают подобные же заявления, отличаясь от предшественников лишь тем, какой аспект верований евреев, по их мнению, подлежит «наказанию». Поддерживая убийства евреев в Израиле и уничтожение еврейского государства, или даже участвуя в таких акциях, антисионисты, подобно средневековым антисемитам, отрицают тот факт, что они ненавидят и презирают всех евреев, нет, они якобы ненавидят лишь тех, кто настаивает на сохранении еврейской нации и государственности! И так же, как в средние века многие евреи отказывались от своих верований и традиций ради самосохранения и избавления от ненависти со стороны христиан, так и сегодня некоторые евреи отказываются от идеи еврейской государственности, дабы не навлечь на себя гнев антисионистов.

Фактически Адольф Гитлер и его нацисты были единственными антисемитами в истории, которые открыто заявляли о своей ненависти ко всем евреям, вне зависимости от религиозных убеждений и политической принадлежности этих евреев. Все прочие антисемиты, подобно антисионистам, утверждали и продолжают утверждать, что их ненависть распространяется лишь на «определенных» евреев. Ну, если не считать нацистов единственными антисемитами в истории, нынешние антисионисты в такой же степени антисемиты, как и все прочие антисемиты. Различны лишь их мотивировки. Как и все прочие антисемиты, антисионисты пребывают в состоянии постоянной войны против каждого еврея, ибо почти каждый еврей в той или иной степени поддерживает право Израиля на существование.

АНТИСИОНИЗМ КАК АНТИСЕМИТИЗМ В ТЕОРИИ

Предположим, кто-то считает, что итальянцы — не нация, что Италию следует уничтожить как независимую страну и в то же время этот «кто-то» заявляет, что не испытывает никакой ненависти к итальянцам, а следовательно, он не враг итальянского народа. Нелепо, не правда ли? Если человек стремится к уничтожению Италии и отрицает право итальянцев на национальную государственность, стало быть, само собой разумеется, он — враг Италии и итальянцев, и как бы этот человек ни «любил» отдельных итальянцев, все равно он их враг. Ни один человек в здравом уме не станет отрицать этого. Почему же так трудно понять многим ту же ситуацию в отношении Израиля? Люди. стремящиеся к уничтожению Израиля, являются врагами евреев, как бы сильна ни была их «любовь» к отдельным евреям. И название таким людям — антисемиты.

Антисионисты, возможно, возразят, что сравнение Израиля с Италией неудачно, ибо «итальянец» означает национальность, в то время как «еврей» означает религиозную принадлежность. И так как иудаизм — это «просто религия», а сионизм — национальное движение, то можно, дескать, быть противником сионизма, не будучи врагом евреев или иудаизма.

В дополнение ко всему приведенному выше, этот аргумент ложен еще по четырем причинам:

Во-первых, аргумент этот ведет к абсурдному выводу, что неевреи могут диктовать евреям, что именно означает «быть евреем». Как писал видный еврейский теолог раввин Эммануэль Ракман: «Я еврей и сионист… Я убедительно прошу (неевреев) уважать мои религиозные убеждения, как я их понимаю, а не как они их понимают…» (журнал Американский сионист, март 1971).

В течение всей своей долгой истории евреи всегда утверждали, что суть еврейской нации — это иудаизм, объединяющий идеалы Бога, Торы (закона) и Израиля (родины евреев). Самоопределение евреев как народа, имеющего конкретную географическую территорию, Израиль — это не просто модное современное политическое течение. Это сама суть иудаизма, осознанная еще в эпоху написания Библии.

(Первое указание Бога первому еврею, Аврааму, было таково: иди и владей землей, названной Израилем (Бытие 12:1). Мусульмане, стоящие сегодня во главе антисионизма, приняли еврейскую Библию, но утверждают, что евреи искажают Библию, так как Авраам в действительности был мусульманином (!)

Во-вторых, заявление о том, что

Скачать:TXTPDF

Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать бесплатно, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать онлайн