Скачать:TXTPDF
Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин

оставление их на «милость» мировой общественности). То, что антисемиты называют себя антисионистами — это лишь курьезный факт истории. Возможно, между этими двумя категориями существуют какие-то различия в мотивировках ненависти. Но эти различия имеют смысл лишь для историков. Как антисионизм, так и антисемитизм угрожают еврейскому народу лишением родины, страданиями и физическим уничтожением — это все, что евреи обязаны знать и помнить об этих двух «анти».

ВОПРОС СЕДЬМОЙ. ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВСТУПАТЬ В СМЕШАННЫЕ БРАКИ? РАЗВЕ ИУДАИЗМ НЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО НАРОДОВ?

Многие еврейские родители, вступившие в брак с неевреями, заявляют, что их дети, когда вырастут, сами выберут для себя свое национальное (или религиозное) самосознание. Это, как правило, означает, что дети «выберут» самосознание окружающего большинства людей… Окружающим большинством для таких детей будет нееврейское окружающее большинство.

Мариал Скляр «Американские евреи»

Эти люди (ассимилированные евреи}… потеряны для иудаизма, вот и все! Они затерялись где-то на пути, который увел от еврейства больше евреев, нежели гитлеровский геноцид (сделал это физически). Конечно, эти ассимилированные евреи прекрасно могут выжить физически и как личности. Но, если сравнить ситуацию с армией — какая разница, убиты ли солдаты, или попрятались по кустам и снимают с себя обмундирование?..

Герман Вук «Это мой Бог»

Ответ на этот, седьмой вопроссамый трудный для нас. Когда мы писали о роли евреев в мире, о вековых традициях, о еврейском идеале Бога и человека, о важном значении Шабата — мы обращались к разуму читателя. Но когда мы пишем о нежелательности смешанных браков — мы апеллируем не только к разуму, но и к эмоциям.

По сути дела, ответ на седьмой вопрос уже содержится в предыдущих шести главах этой книги. Если вы прочли их внимательно, вам должно быть ясно, как важно сохранять традиции иудаизма и само существование евреев. По крайней мере, вам, возможно, стало ясно, почему мы и миллионы других евреев так строго сохраняем свою верность иудаизму.

ПРОБЛЕМА — В СОХРАНЕНИИ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А НЕ В НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Наш ответ и ваше восприятие этого ответа будут зависеть от тех моральных ценностей, которые вы, возможно, будете разделять с вашим будущим партнером по браку. Важно ли для вас лично, чтобы эти ценности, созданные еврейским народом и имеющие самобытный характер, продолжали существовать? Если это важно для вас, то наш с вами диалог значительно упростится. Начнем с простого вопроса: разделяет ли ваш будущий супруг (или супруга) такие же убеждения? Если да — смело вступайте в брак. Иудаизм приветствует людей, который переходят в еврейскую веру.

Более того, согласно преданиям иудаизма. Мессия будет потомком человека, перешедшего в иудаизм в результате сознательного выбора. Повторяем, этот переход, это приятие иудаизма должно быть искренним и сознательным, а не формальным, для успокоения будущей родни и близких супруга. Переход в иудаизм без соблюдения традиций еврейской жизни противоречит этическим ценностям иудаизма. Такое «принятие» иудаизма делает его бессмысленным и превращает еврейский народ в простую этническую группу.

Как мы отмечали в начальных главах нашей книги, мы горячо приветствуем тех, кто принимает иудаизм, если это не является пустой бумажно-бюрократической формальностью. Печати и подписи на свидетельстве о браке, как известно, не являются гарантией счастливой и прочной семьи, тем более — семьи в лоне иудаизма. Если же ваш будущий супруг или супруга не разделяют ваших нравственных ценностей, то такой брак нежелателен, даже если ваш избранник или избранница является евреем — этнически. Авторы этой книги тоже прошли через опыт непрочных отношений с еврейскими девушками, для которых иудаизм, к сожалению, был лишь внешним проявлением еврейства. Если вы – серьезный еврей, вам должно быть понятно наше отношение к смешанным бракам. Можно, правда, возразить, что «любовь сильнее всяческих моральных и религиозных различий, любовь, мол, побеждает». Это романтическое отношение к проблеме брака обычно оправдывается весьма рациональными аргументами о том, что если вы полюбили человека, то, стало быть, уже разделяете его (или ее) ценности и убеждения. Возможно, бывает и так. Однако это далеко не обязательно… Но что, если для вас (или для объекта вашей любви) иудаизм не является той системой ценностей, ради которой вы могли бы пожертвовать серьезными отношениями? Если ситуация именно такова в вашем случае, нам, естественно, будет трудно убедить вас в нашей правоте. Но… попробуем.

СМЕШАННЫЙ БРАК И «НЕПРИЧАСТНЫЙ» ЕВРЕЙ

Если вы являетесь таковым евреем, мы начнем наш разговор с просьбы — не отвергайте тот образ жизни и ту систему ценностей, о которых вы. мало знаете. Давайте говорить честно, без самообмана — вы не знаете, что такое иудаизм. Несколько часов повторения для бар– или бат-мицвы, зубрежка иврита и игра в мяч в еврейской школе — еще не гарантия понимания иудаизма или способности оценить иудаизм. Вы можете судить об иудаизме вашей юности, но вряд ли вы постигли тот иудаизм, который существует уже в течение 3500 лет, иудаизм, давший миру Бога, универсальную моральиудаизм, переживший египетских фараонов, Римскую империю, крестоносцев, Богдана Хмельницкого (уничтожившего почти треть еврейской общины на территории Польши в 1648 году), Гитлера и Сталина… иудаизм, который ставит еврейский народ нашей эпохи в центр мировых событий… Это — подлинный и могучий иудаизм, о котором вы, к сожалению, знаете мало, не так ли? Печально, но факт. Вот поэтому мы и обращаемся к вам с призывом: начните изучать подлинный иудаизм и историю еврейского народа, начните относиться к иудаизму, как к прекрасному и своеобразному образу жизни, и как только вы познаете на опыте, эмоционально и интеллектуально, что означает быть евреем — тогда пожалуйста, отвергайте иудаизм, если сможете.

Но, как нам кажется, отвергать идеал только потому, что вы пребываете в состоянии полного (или частичного) неведения о нем, отвергать моральные ценности, оказавшие наибольшее влияние на историю человечества — это, мягко говоря, неумно. Отрицать или отвергать три с половиной тысячи лет бурной истории еврейского народа и его нынешнюю борьбу за существование — это равносильно самоунижению для еврея. В глазах еврейской общественности еврей, вступающий в смешанный брак, подобен матросу, покидающему корабль в то время, когда вся команда пытается спасти его. Помимо стремления верующих евреев сохранить идеал совершенствования мира, того мира, который сегодня все более погрязает в цинизме и теряет свой идеализм, верующий еврей также чувствует личную ответственность за сохранение еврейского народа. Создание семьи, где муж и жена разделяют эту ответственность и эти идеалы, и воспитание детей в таком же духе являются основой выживания и сохранения евреев как народа. Отстаивая свои идеалы и продолжая тысячелетнюю борьбу за них, евреи ответили на два важных вопроса Гиллеля: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себязачем я?» Вот теперь попытайтесь ответить для себя на эти вопросы…

ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО ВЫ ИЗМЕНИТЕСЬ

Давайте подумаем вот о чем: если вы считаете, что ваше еврейское происхождение ровным счетом ничего для вас не значит, вспомните, как вы чувствовали себя накануне Шестидневной войны, когда, казалось, Израилю грозило уничтожение? А как вы чувствовали себя во время и после войны Иом Кипур в 1973 году? Что вы переживали, когда мир узнал об освобождении еврейских заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде? Неужели эта новость была для вас такой же волнующей (или безразличной), как сотни других сообщений того дня, в газетах и по радио? Можете ли вы сказать себе, что судьба Израиля так же вам безразлична, как некоторым вашим знакомым или коллегам по работе — неевреям? С какими чувствами вы смотрели телевизионный фильм Катастрофа’1 . Если на все вышеперечисленные события вы реагировали безразлично (или не более эмоционально, чем на любые другие новости), тогда, действительно, быть евреем для вас — пустой звук.

Но если какое-либо из вышеуказанных событий затронуло ваши чувства, если возможность новой Катастрофы (или воспоминание о прошлой) заставляет вас переживать за судьбу и само существование еврейского народа — возможно, ваше еврейство значит для вас больше, чем вы сами это признаете. И, вероятно, в будущем это еврейское самосознание еще сыграет важную роль в вашей жизни. Если это изменение в вашей душе действительно произойдет — будьте уверены, вы не одиноки! Многие выдающиеся еврейские лидеры за последние сто лет также прошли через это: в молодости они совершенно не интересовались еврейскими проблемами и только в зрелом возрасте поняли, что иудаизм играет центральную роль в их судьбе, равно как и в судьбе мира… Теодор Герцль, основатель современного сионизма, был ассимилированным евреем и продолжал оставаться таковым до тех пор, пока не обнаружил в себе эмоции необыкновенной силы, слушая дело Дрейфуса в 1894 году и раздававшиеся в то время возгласы французов «Смерть евреям!»

Когда Мозес Гесс, человек, сделавший из Фридриха Энгельса социалиста, был двадцатилетним юношей, он также относился к иудаизму безразлично. Однако через двадцать лет этот «отец социализма» порвал с Марксом и Энгельсом, восстав против аморальности их идеологии, и посвятил всю свою остальную жизнь иудаизму и еврейскому народу. Книга Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим», написанная в 1862 году, начинается следующими словами:

И вот я снова стою, после двадцати лет отчуждения, среди своего народа, я праздную святые дни его с радостью и отмечаю печалью воспоминания о тяжелом прошлом его, разделяю надежды моего народа и его духовное стремление к улучшению своего дома и судеб окружающих нас людей… Мысль, которую я подавлял в себе все эти годы. но которая ожила во мне сегодня — это мысль о моей принадлежности к моей нации, неотделимой от Святой Земли, от этого вечного города, колыбели веры в божественное единство жизни и будущее братство всех людей. Эта мысль, похороненная мною надолго, стучалась в моем сердце, требуя выхода на волю. Но у меня не хватало энергии и воли, чтобы оставить свой путь, ведущий от иудаизма, и встать на новый путь, явившийся мне в туманном далеке.

Рим и Иерусалим. Изд-во Блох, Нью-Йорк, 1918)

Другим таким евреем был русский поэт столь необыкновенного таланта, что «отец советской литературы» Максим Горький, познакомившись с ним, пророчил ему большое будущее, будущее великого писателя России. Однако Владимир Жаботинский внезапно решил, что его талант и его жизнь более важны для дела создания национальной родины евреев, нежели для российской поэзии…

Если бы мы спросили этих великих людей, когда им было по 20 лет, какую роль в их жизни играет иудаизм, они, вероятно, посмеялись бы над нашим вопросом. Вероятно, они так же легкомысленно отвергли бы вопрос о нежелательности смешанных браков. И, тем не менее, через какое-то время эти люди обнаружили для себя, что быть евреем и чувствовать себя таковым

Скачать:TXTPDF

Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать бесплатно, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать онлайн