Скачать:TXTPDF
Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин

чрезвычайно важно для них.

Так как подобные перемены возможны и в вашем мироощущении, так как приход к еврейскому национально-религиозному самосознанию возможен и в вашей душе, представьте себе, какие эмоции охватят вас, когда вы почувствуете, что судьбы еврейства и существование Израиля чрезвычайно важны для вас, в то время как ваша супруга совершенно безразлична к этой теме? Или представьте себе, что вы решили пожертвовать определенную сумму денег в фонд еврейской общины, а ваша супруга категорически против этого? Или вообразите ситуацию, что вас заинтересовала религиозная литература и исторические книги о еврейском народе и об иудаизме, — как скованно вы будете чувствовать себя, принеся эти книги в дом, где половина вашей семьи совершенно не интересуется этими вопросами? Поверьте, мы отнюдь не фантазируем: нам приходилось наблюдать подобные печальные ситуации даже между двумя супругами-евреями, не одинаково преданными идеалам иудаизма, что, естественно, служило причиной многих семейных неприятностей.

Увлечение иудаизмом и перемены в мировоззрении могут стать причиной напряженности между супругами. Приняв соответствующий образ жизни, вы вряд ли сможете легко отказаться от него. Наш совет: перед окончательным решением будущие супруги должны серьезно обсудить вопрос о своем нынешнем или будущем еврейском самосознании. Неплохо также посвятить некоторое время совместному изучению иудаизма и еврейского образа жизни. Это даст супругам более четкое представление о том, какую роль будет играть иудаизм в их будущей семейной жизни. Возможно, это даст вам возможность определить, какая из следующих трех ситуаций сложится в вашей семье:

а) либо иудаизм и еврейство не будут играть большой роли для вас обоих,

б) либо в определенных условиях (во время празднования Рождества, например, или в случае возникновения антисемитских настроений в окружающем обществе) ваше еврейское происхождение будет причиной неприятностей и недоразумений, и в этом случае брак нежелателен,

в) либо ваш супруг (или супруга) сознательно примут идеалы иудаизма.

Каково бы ни было будущее вашей семьи, после изучения иудаизма и испытания на практике еврейского образа жизни вероятность напряженности в семье из-за приверженности одного из супругов иудаизму значительно снизится.

Семья и брак и без того весьма трудная вещь. Не следует усложнять ее проблемами различий в религиозном, моральном и национальном мировоззрении. Перед вступлением в смешанный брак необходимо искренне и беспристрастно рассмотреть возможные причины трений в будущей семье.

ВЛИЯНИНЕ СМЕШАННОГО БРАКА НА ВАШИХ ДЕТЕЙ

Этот фактор тоже чрезвычайно важен. Во-первых, вы должны отдавать себе отчет в том, что ваши дети вряд ли вырастут евреями. Это факт современного бытия, о котором виднейший социолог американского еврейства Мариал Скляр говорит следующее: «Многие родители, вступающие в смешанный брак, заявляют, что по достижении совершеннолетия их дети сами выберут себе соответствующее национальное самосознание. Это обычно означает, что дети примут мировоззрение большинства окружающей среды. Только лишь в том случае, когда ребенок в семье находится под сильным влиянием еврейских родителей, он сможет легко войти в среду «меньшинства». Однако большинство детей евреев от смешанных браков становятся неевреями». (Американские евреи. Изд-во Рэндом Хаус, Нью-Йорк, 1971, стр. 202.)

Можно допустить, что отход ваших детей от еврейского образа жизни не станет слишком беспокоить вас. Но существуют еще два отрицательных и тревожных фактора, которые несомненно будут огорчать вас вне зависимости от вашего отношения к иудаизму.

Отсутствие источника морального руководства

Так как ни вы, ни ваша супруга (супруг) в смешанном браке не будете сильно настаивать на соблюдении

определенных религиозных традиций и поскольку вы не станете прилагать усилий, чтобы обратить вашу супругу (супруга) в свою веру, по всей вероятности, ваши дети будут вообще лишены религиозного воспитания. Чтобы не обидеть религиозных чувств друг друга, супруги в смешанных браках вряд ли будут повсеместно следовать религиозным традициям — будь то иудаизм или христианство. Наивно предполагать, что в таком случае можно создать какой-либо «гибрид» из двух различных религий. Между христианством и иудаизмом, например, существуют серьезные различия (как мы уже отмечали в главе «Вопрос четвертый»). Простое «слияние» двух религий не приведет к новой религии, а скорее уведет от религии вообще. По словам Джорджа Сантаяна, «попытка быть религиозным без соблюдения традиций какой-либо специфической религии так же тщетна, как разговор без применения какого-либо определенного языка».

Однако этическое воспитание вне религии, как мы уже неоднократно отмечали, не эффективно. Простое упоминание о важности нравственности еще не гарантия, что ваши дети вырастут нравственными людьми. Необходима этическая система, основанная на религиозных ценностях и идеалах, и такую систему не в состоянии дать детям ни одна «светская», нерелигиозная образовательная программа.

Если же у детей нет дома религиозной этической системы, откуда почерпнут они этические стандарты, необходимые для противостояния всем безнравственным соблазнам современной жизни? «Какой нынешний социальный институт способен дать западному человеку сильное чувство морального руководства? Университет? Средства массовой информации, пресса? Частные корпорации?

Общественный клуб? Лаборатория? Спортивный тренер? Доктор-психотерапевт? Увы, сегодня только религиозная вера… способна создать базу для общественной этики, достойной называться таковой…» (Евгений Боровиц, в книге под редакцией Гиммельфарба Состояние еврейской веры., Изд-во Макмиллан, Нью-Йорк, 1969, стр.32). Общеизвестно, что если ребенок не получает дома, в семье надлежащего морально-этического руководства, он будет заимствовать «стандарты» поведения на улице или из телевизионных передач. Как мы отмечали в предыдущей главе, недостаточное нравственное воспитание можно наблюдать и в несмешанных еврейских семьях. Но в этих случаях, по крайней мере, еврейские родители могут осознать свою ошибку и преодолеть свое равнодушие к иудаизму (или незнание его). В смешанных семьях такая вероятность отсутствует.

Одиночество

Это — еще одни отрицательный аспект влияния смешанных браков на детей. Зачастую детям в таких семьях не дают возможности приобрести определенное национальное самосознание. Вместо этнического самосознания, которое родители должны привить своим детям, возможно появление всеобщей отчужденности, столь характерной для многих людей в нашем индустриальном обществе. Как правило, дети в таких случаях ограничивают свою «принадлежность» только кругом семьи и, вырастая, болезненно ищут свои «корни» и связи с себе подобными. Самый распространенный результат такой ситуации и самая крупная причина неудовлетворенности жизнью — «отчужденность». Родители в смешанных семьях порою обрекают своих детей на такое одинокое существование.

Задумаемся над следующим высказыванием одного из виднейших психоаналитиков двадцатого века С. Д. Юнга:

Я хочу привлечь ваше внимание к следующим фактам. За последние тридцать лет ко мне обращались за консультациями люди из различных цвилизованных стран. Я лечил многих родителей, большая часть их были протестантами, гораздо меньшая — евреями и всего шесть верующих католиков. Среди всех моих пациентов, достигших второй половины жизни (старше 35 лет) не было ни одного, кто не столкнулся бы с главной проблемой, в конечном итоге связанной с поисками религиозного смысла жизни. Не будет ошибкой отметить, что все они страдали различными заболеваниями именно потому, что утеряли «нечто», предоставляемое человеку лишь живой, действующей религией данной эпохи. Ни один из пациентов не смог излечиться от своих недугов, не вернувшись в лоно религиозного мироощущения». (С. Д.Юнг. Современный человек в поисках души. Изд-во Кеган, Пол, Лондон, 1933, стр. 244, подчеркнуто нами).

Когда мы рассматриваем еврейскую альтернативу этому самонавязанному «отчуждению», мы еще яснее видим трагедию, обусловленную отречением от своих еврейских корней. Еврейский образ жизни тесно связан с общественным бытием. Это крайне отчетливо проявляется в иудаизме, даже почти все молитвы евреев содержат местоимение «мы» и крайне редко — «я»! Каждая молитва составлена таким образом, чтобы «приобщать» верующего к осознанию исторической и общественной принадлежности к еврейству. Когда рождается еврейский ребенок –это событие для всей общины, а не только для круга родных и близких. Когда совершается обряд обрезания еврейского мальчика на восьмой день после рождения — это не просто гигиеническая операция, а празднование вступления еще одного еврея в священный союз с Богом. Когда еврейская девочка достигает двенадцатилетнего возраста или мальчик — тринадцатилетнего, они празднуют свой день рождения не в одиночестве и даже не в кругу знакомых, а вместе со всей общиной, отмечая свое вступление в круг сознательных, взрослых людей. Когда совершается еврейская свадьба, брак освящается «в соответствии с законами Моисея и Израиля» — и это тоже общественное событие. Если Израилю, или евреям в какой-либо другой стране, угрожает опасность, если евреи где-либо становятся объектом ненависти или преследований, все евреи объединяют свои усилия — будь то для сбора денег в фонд помощи, оказания политического давления или привлечения общественного мнения на защиту евреев, даже если страдающие евреи совершенно нам не знакомы, мы никогда их не видели и даже, возможно, не понимаем их языка — языка той далекой страны, где они проживают в данное время. Когда верующий еврей путешествует, где бы он ни был — в Марокко, Сибири или Луизиане (это те места, где авторам этой книги довелось побывать, помимо многих прочих местностей, и где им был оказан теплый прием местными евреями) еврей всегда найдет братьев и сестер, готовых прийти ему на помощь и выразить любовь. Наконец, когда еврей умирает, община проявляет участие и здесь, обеспечивает надлежащие похороны, утешает родных и близких покойного, выполняющих семидневный обряд поминовения и траура («жива»), и впоследствии ежегодно зажигает свечи в память о покойном. Человек — общественное существо. С доисторических времен по наши дни люди объединяются в общины.

Находит ли человек счастье и смысл в своей жизни или нет — во многом это зависит от степени общения с окружающими и от его связей с ними. Община Израиля всегда готова разделить радости и печали всех своих членов. Эта забота была проявлена по отношению к вашим далеким предкам, бабушкам и дедушкам, независимо от того, где они жили — в Польше, России, Германии или в Сирии… Такую же заботу проявляют по отношению друг к другу и евреи Америки. Но ваши дети могут быть лишены этой любви и заботы, потому что вы сами отделили их от еврейской жизни и общины.

РАЗВЕ ИУДАИЗМ НЕ ВЕРИТ ВО ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО НАРОДОВ?

Верил ли Эйнштейн в теорию относительности?… Иудаизм — это источник идеала всемирного братства народов. Еврейские пророки всемирно признаны самыми ранними проповедниками всеобщего мира и братства. Но как достичь этого всемирного братства? Путем ассимиляции евреев с прочими культурами и цивилизациями мира? Является ли отказ от иудаизма путем к всемирному братству? Да и что это будет за братство, если меньшинству будет отказано в праве сохранять свое национальное и религиозное самосознание? Это уже будет не братство, а тоталитаризм. На наш взгляд, достижение всемирного братства возможно лишь при добровольном принятии всеобщих моральных принципов и норм при одновременном сохранении всех этнических и культурных различий между «братьями». Именно следуя идеалу всемирного братства, евреи строго и неустанно сохраняют традиции иудаизма. Мы призываем еврея хорошенько поразмыслить перед вступлением в смешанный брак, мы отнюдь

Скачать:TXTPDF

Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать бесплатно, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать онлайн