Скачать:TXTPDF
Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин

нравственных ценностей. Сегодня мы живем в открытом обществе, где нам предоставлены всяческие возможности, от неограниченного самоудовлетворения до полного самоограничения, практикуемого некоторыми религиозными культами. Почему молодые евреи должны избрать именно еврейские нравственные ценности, о которых они не имеют понятия? Иудаизм — это не «вера», во всяком случае, не только вера, и это не просто вопрос об «ощущении» себя евреем — хотя и это весьма важно. Иудаизм состоит из народа со своим уникальным национальным самосознанием, историей, языком, праздниками и со своим морально-религиозным мировоззрением и образом жизни. Молодые евреи обязаны знать все это, их следует учить всему этому, в противном случае они вырастут и обретут самосознание, которое сами вряд ли смогут понять и оценить. Еврей, выросший в неведении об иудаизме, понимает, что он отличается от прочих людей, но не знает, почему это так.

Главная причина необходимости строгого еврейского образования заключается в том, что она гарантирует — еврейские дети станут взрослыми евреями. Если юным евреям не преподавать науку «как быть евреем», у них не будет ни малейшей причины оставаться таковыми. Именно поэтому в наши дни тысячи молодых евреев незаметно отошли от своей принадлежности к еврейскому народу. Если нет веского основания быть «отличным» от других, появляется много причин «быть таким, как все». Существует лишь одно учреждение, где ваши дети смогут изучать как еврейские предметы, так и нееврейские дисциплины, где они будут окружены радостной атмосферой еврейского коллектива, где они поймут, что для их родителей очень важно, чтобы они были воспитаны, как евреи, где они серьезно изучат историю еврейского народа, не менее важную, нежели история христиан-пилигримов, основавших первую английскую колонию в Америке. Таким учреждением является еврейская дневная школа.

Только в еврейской школе еврейский ребенок сможет понять, что означает быть евреем. Пятиклассники в еврейских школах говорят на иврите и знают иудаизм гораздо лучше, чем студенты высших учебных заведений, ограничившие свое еврейское образование уроками при синагоге. В еврейской школе Моисей так же важен, как президент Вашингтон. Но что самое главное —у ребенка, посещающего еврейскую школу, есть необходимые условия для обретения еврейского самосознания: окружение и поддержка старших школьников и одноклассников, которые тоже постигают опыт иудаизма вместе с вашим ребенком. Ваш сын (или дочь) не окажется в одиночестве, если предпочтет ужин в Шабат молодежной вечеринке или хоккейному матчу. Ваши дети не будут печалиться о том, что «пропустили» веселье Рождественских праздников: у них будет достаточно праздников – каждый Шабат, не считая всех прочих еврейских праздников, в году а…

Существует несколько популярных и распространенных возражений против еврейских дневных школ. Самое распространенное из них: у наших детей по окончании еврейской школы будут трудности в общении с окружающими их сверстниками-неевреями. Авторы этой книги — выпускники еврейской школы. Мы уверены, что вышеизложенное возражение несправедливо. По нашим наблюдениям, выпускники еврейских школ демонстрируют более высокие академические успехи и позднее — в университетах и колледжах. За небольшим исключением ультраортодоксальных школ-йешивот, выпускники большинства еврейских школ отлично «вписываются» в любую молодежную и студенческую среду. Более того, дети, получившие еврейское образование и усвоившие этические нормы поведения, устанавливают более здоровые и честные отношения со своими нееврейскими однокурсниками, нежели те еврейские юноши и девушки, которые упустили возможность получить еврейское образование.

Второе возражение: еврейская школа прививает детям «провинциальное», не «универсальное» мировоззрение. «Мы должны воспитывать наших детей в духе всемирного братства путем ознакомления их с различными культурами –и традициями, вместо того чтобы «изолировать» их от мира в тесном «еврейском мировоззрении». Эта проблема уже подробно обсуждалась нами в седьмой главе книги. Нам кажется, что такое возражение свидетельствует о неправильном понимании слова «универсальность». Воспитание еврейского «.ребенка под влиянием многочисленных культур, но без глубокого знания своей собственной, приводит обычно к утере всяческих национальных корней вообще. «Универсалиста» из такого ребенка не получится! Еврей, безусловно, должен знать прочие культуры и быть знаком с их проблемами в «универсальном, мировом масштабе», но он прежде всего обязан познать себя и свою культуру, если он, как еврей, собирается внести вклад в культуру мировую.

Третье возражение (против посещения еврейских школ): многие родители находят обучение в еврейских школах слишком дорогим. И они правы (хотя многие еврейские школы предлагают ученикам стипендии). Мы считаем, что Еврейская федерация должна оказывать финансовую помощь еврейским дневным школам. Следует также пересмотреть обязанности прочих еврейских филантропических организаций по отношению к еврейскому образованию. Чтобы американское еврейство выжило и сохранилось, первейшей обязанностью всевозможных групп по сбору фондов должна стать обязанность создания и поддержки еврейских средних школ и высших учебных заведений, а также– привлечения в эти школы наиболее талантливых преподавателей. Родители, однако, должны сами определить, что для них важнее — стоимость образования их детей или еще большая цена отчуждения от еврейской культуры? Последнее возражение: «наши дети будут слишком еврейскими». Это, конечно, очень эмоциональное возражение. Если под термином «слишком еврей» подразумевается лучшее знание еврейской культуры (по сравнению, скажем, с родителями), то возражение это видится нам не как возражение против самой еврейской школы, а возражение против более высокого уровня знаний в области еврейской культуры. В таком случае это возражение — лишь маскировка более простой вещи: многие родители совсем не придают большого значения иудаизму и еврейскому самосознанию своих детей. Однако если родители способны беспристрастно проанализировать свои –возражения, то они найдут массу доводов «в пользу» обучения своих детей в еврейских школах. Существует большой выбор еврейских школ — реформистские, консервативные, ортодоксальные. Есть также школы, не имеющие религиозной ориентации. Нам кажется, что «возражающим» родителям нечего опасаться. Не исключена возможность, что под влиянием своих детей они сами приобщатся к иудаизму, и их семьи, собираясь за праздничным столом в Шабат, станут более дружными и прочными.

Мы обязаны учить наших детей добру посредством иудаизма. И хотя дом и семья являются главным источником доброты, родители порою тоже нуждаются в «помощи», которую им может оказать еврейская школа.

ЧТО ЧИТАТЬ ОБ ИУДАИЗМЕ?

Как сказано в Наставлениях отцов (2:5), «невежда не может быть праведным человеком». И не потому, что он, невежда, не желает творить добро, а потому, что он не знаете что такое добро. Чтобы вести себя по-еврейски, следует знать, что такое иудаизм и чего он требует от человека. В этой главе нашей книги мы даем список и краткие аннотации книг, которые помогут нашим читателям узнать, что такое «быть евреем». Рассматриваемые нами книги отражают различные религиозные и философские взгляды на иудаизм. –В конце главы мы приводим подробную библиографию на английском языке.

ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

Мы настоятельно рекомендуем читать книги и статьи Элиезера Берковица, бывшего профессора еврейской философии в Еврейском теологическом колледже. Ныне Берковиц — писатель, живет в Иерусалиме и считается одним из наиболее динамичных мыслителей и представителей еврейства. Работы Берковица рациональны, но полны чувств… они написаны на высоком академическом уровне, но в то же время доступны пониманию любого читателя. Наиболее впечатляющая книга Берковица –»Вера после Катастрофы». Глубокие размышления об иудаизме содержатся в его работе «Бог, человек и история». Его статьи на актуальные темы, а также о событиях еврейской современной жизни можно найти в журналах «Иудаизм» и «Традиция». Луи Джейкобс пишет книги с обманчиво-простыми заголовками, но они свидетельствуют о небывалой эрудиции автора во всех областях еврейской мысли. Особенно содержательны примечания и сноски в книгах Джейкобса.

Луи Джейкобс обладает даром писать о вещах, о которых уже было написано сотни и тысячи раз, и тем не менее находить в них нечто новое, свежее и оригинальное. Примером такой работы является его книга «Еврейские ценности» (ЛеутЬ Уашеа). Еще одна важная работа — «Принципы еврейской веры», в которой Джейкобс делает обзор еврейской научной и религиозной мысли за последние двести лет и показывает преемственность «тринадцати принципов Маймонида» в нынешней еврейской философии. Его замечательные книги «Еврейский закон». «Еврейская мысль сегодня», «Еврейский анализ Библии» и «Еврейская этика, философия и мистицизм» хороши как для учеников средней школы, так и для взрослых.

Американское еврейство многим обязано Мильтону Гиммельфарбу. Его статьи о современной жизни американских евреев и критические обзоры регулярно публикуются в журнале «Комментарии». В 1966 году Гиммель Фарб попросил 38 виднейших еврейских мыслителей, представителей как консервативной, так и реформистской и ортодоксальной школ в Америке, изложить свои взгляды на еврейский Закон, на вопрос об «избранности» евреев и на тему «смерти Бога». В результате этого была написана книга «Состояние еврейской веры» (антология под редакцией Мильтона Гиммельфарба). Книга Уилла Херберга «Иудаизм и современный человек» является самым глубоким анализом значения иудаизма для современного общества. Профессор Херберг, проделавший путь от марксизма к иудаизму, обладает обширными познаниями в области общей философии и политической экономии. Каждая страница его книги содержит впечатляющие примеры ума и эрудиции ученого.

Книга Германа Вука «Это мой Бог» — автобиографический очерк о человеке, жизнь и философия которого подверглись значительным изменениям под влиянием иудаизма. Ву к, один из популярных романистов сегодняшней Америки, строго соблюдает еврейские традиции и проводит по крайней мере один час в день, изучая Талмуд. Хаим Гринберг, видный еврейский мыслитель, журналист и общественный деятель, умер в 1953 году. К сожалению, многое из написанного им забылось в наши дни. Однако современный читатель найдет для себя «нового пророка» в лице Гринберга, особенно после прочтения его книг «Внутренний глаз» в двух томах и «Антология Хаима Гринберга». В середине тридцатых годов Хаим Гринберг нашел в себе мужество «пойти против течения» — он осудил сталинский террор в то время, когда многие западные либеральные мыслители замалчивали это преступление века. В 1943 году Гринберг осудил американское еврейство и его лидеров за пассивность и моральное банкротство перед лицом угрозы, нависшей над европейским еврейством. В 1951 году Хаим Гринберг с таким же мужеством критиковал сионистов за отход от идеалов иудаизма. Все его книги написаны с необычайным мужеством, прозорливостью и любовью, что делает его достойным звания «Исайи нашего времени».

Книга Виктора Франкля «Человек в поисках смысла» — это попытка найти психологический путь, равнозначный религиозному, в поисках смысла бытия. Признавая важность работ Фрейда, придававшего большое значение «сексуальной движущей силе», и Адлера, анализировавшего стремление человека к власти, Виктор Франкль предлагает еще один мотив человеческого существования — поиски смысла жизни. Его книга весьма эмоциональна и производит глубокое впечатление еще и потому, что философские размышления в ней перемежаются с автобиографическими зарисовками — большая часть его размышлений о «логотерапии» была создана в годы, когда Виктор Франкль находился в нацистском концлагере.

КНИГИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Многие евреи выражают чувство гордости, говоря об истории евреев, несмотря на то, что сами знают о ней слишком мало. Мы ограничим

Скачать:TXTPDF

Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать бесплатно, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать онлайн