Скачать:TXTPDF
Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин

жизни и следовать ему.

МЫСЛИ ВДОГОНКУ

Итак, мы описали в нашей книге основные идеи иудаизма и правила еврейской жизни. Для того, чтобы вы могли лучше запомнить эти основные принципы и идеи, ниже мы суммируем их с небольшими пояснениями. Хазак хазак в-титхазек — Да будет у вас побольше сил.

Вопрос первый (Бог). Если нет Бога, нет окончательного смысла жизни, нет ни добра, ни зла (только личное мнение о добре и зле). Вот почему так важно для каждого человека (особенно для евреев, предки которых дали человечеству понятие о едином Боге) жить так, вести себя так, как будто Бог существует, проповедовать этический монотеизм (единобожие), даже если у человека есть сомнения относительно существования Бога.

Вопрос второй (еврейский Закон). Так как люди, по природе своей, не отличаются добротой, следует не только определить, что такое добро, но и возвести его в ранг закона — «узаконить». Именно поэтому иудаизм — это прежде всего свод законов. Цель еврейского Закона — воспитывать добрых (и, в конечном итоге, святых) людей. Серьезный еврей относится к еврейскому Закону серьезно. Воплощающий идеалы монотеизма еврейский Закон является одним из важнейших достижений человечества. Кроме всего прочего, Закон гарантирует выживание и существование еврейского народа.

Вопрос третий (безнравственные верующие евреи — нравственные атеисты): Как религиозный еврей, вы обязаны выразить свои критические замечания тому еврею, который (даже соблюдая религиозные обряды) нарушает этические законы иудаизма. Тора велит нам:

«Упрекай близкого еврея, творящего недоброе дело» (Левит 19:16). Если вы посещаете уроки иудаизма в синагоге, попросите раввина рассказать вам о законах, касающихся этики поведения в быту и в бизнесе (деловых отношениях с окружающими). Встречая нравственных неверующих людей, объясняйте им, что иудаизм объединяет их этические идеалы с эффективными методами их воплощения в жизнь. Объясните «порядочным» атеистам сущность нравственной роли евреев в истории человечества. Чем больше евреев практикуют иудаизм, тем вернее успех в деле совершенствования мира.

Вопрос четвертый (иудаизм в сравнении с христианством, марксизмом и гуманизмом): Христиане, марксисты и гуманисты заявляют о своем стремлении улучшить мир (или создать новый, более счастливый). Для этого они предлагают человечеству свои идеологии. Евреи, к сожалению, этого не делают. Напротив, отдельные евреи пытались «переделать мир» с помощью христианства, марксизма, либерализма, почти всех существовавших идеологий — кроме иудаизма! Наступило время, когда евреям следует предложить человечеству иудаизм как мощную идеологию, направленную на усовершенствование мира.

Вопрос пятый (роль евреев в мире): Евреи обязаны жить в лоне иудаизма. У неевреев нет такой обязанности. Миссия евреев заключается не в том, чтобы принести миру иудаизм, а в том, чтобы принести миру монотеизм. Только тогда, когда человечество примет идею единого Бога и универсальной, всеобщей морали, данной им Богом, только тогда восторжествуют любовь и мир на земле. Попытки уничтожить веру в Бога и Его мораль неоднократно приводили (и могут еще не раз привести) человечество к Освенциму, ГУЛАГу и камбоджийским «полям смерти»…

Обращаясь к нерелигиозному миру, евреи должны повторять, что этика без Бога мертва, а разум без Бога способен оправдывать зло. Обращаясь к религиозному миру, евреи должны повторять, что Бог без этики — идол, а Бог без разума – фанатизм, ведущий к злу!

Вопрос шестой (антисионизм): Классический пример Большой Лжи — стремление к уничтожению Израиля и отрицание своего враждебного отношения к еврейскому народу. Антисионисты отрицают существование евреев как самобытной и суверенной нации (народа). Они утверждают, что евреи– — это только религиозная общность людей. Антисионисты стремятся к уничтожению Израиля, но утверждают, что они «не против евреев». Против Большой Лжи следует бороться Большой Правдой: следует разоблачать антисионистов как опасных для существования евреев антисемитов, мало чем отличающихся от любых антисемитов в истории человечества.

Вопрос седьмой (смешанный брак): Если еврейское самосознание не играет большой роли в вашей жизни, вы можете оправдать вступление в смешанный брак. Однако создание семьи с человеком, который не желает ни быть евреем, ни разделять моральные ценности иудаизма, может привести к трениям и развалу семьи. Дети в смешанных семьях могут вырасти без четкого осознания своей национальной и этической принадлежности — а это несправедливо по отношению к детям (вступать в смешанный брак, зная, что ваш супруг или супруга не разделяют вашего стремления жить в лоне иудаизма). Евреи сегодня (как это было почти всегда ранее) должны заботиться о своем выживании как нации. Вы и ваши еврейские дети крайне нужны еврейскому народу.

Вопрос восьмой (как начать исповедовать иудаизм): Для выполнения сложнейшей миссии усовершенствования мира нужно начать отвечать на вопросы о соблюдении еврейских законов «пока еще нет». Это означало бы, что в поисках Бога и добра все мы «еще не» достигли цели и поэтому нуждаемся в помощи друг друга. Это означало бы также, что мы готовы расти духовно в лоне иудаизма. Как воплотить в повседневной жизни идеалы иудаизма? А вот так — от малого к большему. И да поможет вам Бог.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦЕДАКА — СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ИУДАИЗМА

ЗАКОНЫ ЦЕДАКИ*

* Цитируется по тексту книги Краткое изложение Шулхан Арух раввина Соломона Ганцфрида в переводе Джорджа Хоровица, включенной в книгу Дух еврейского закона, изд-во Сентрал Паблишинг, 1953, стр. 142-146. Печатается с разрешения автора.

1. Приказано предоставлять Цедаку для бедных Израиля, ибо сказано в книге Второзаконие (15:8): «Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается». Сказано также: «Твой брат может жить с тобою в доме» {Левит 25:36). Любой человек, видящий бедного, который просит милостыню, и отворачивающий при этом свой взор, отказывая бедному в Цедаке, совершает нарушение закона, ибо сказано было: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим» (Второзаконие 15:7). Цедака — это символ и знак нашего происхождения от Авраама, о ком сказано: «Ибо Я знал его, Я (Бог) избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим…» (Бытие 18:9) — то есть «заповедал делать добро ближнему»… Человек должен помнить, что жизнь подобна колесу — еще неизвестно, не повернется ли жизнь так, что дети ваши, и дети детей ваших будут нуждаться в Цедаке. Потому не должен человек думать так: «Зачем уменьшу я мое достояние и отдам бедному?» Вместо этого человек должен знать, что его достояние дано ему во временное владение Богом, чтобы поступал человек по воле Его…

2. Каждый человек обязан давать Цедаку в зависимости от величины своего дохода. Даже бедняк, сам получающий Цедаку, обязан давать другим, если у него есть достаточно для собственного выживания — он должен поделиться частью своего имущества с другим бедняком. Пусть даже это будет очень малая часть, он не должен утаивать ее для себя. Ибо что для бедного «малая часть», то же самое и для богатого человека, хотя его часть” велика. Однако если бедному хватает лишь только на собственное существование, Цедака ближнему от такого бедного не обязательна.

3. Сколько именно надо дать бедному? Столько, сколько ему нужно для проживания — однако лишь тому давать, кто получает помощь тайно, в индивидуальном порядке. Такому нуждающемуся человеку жители города должны дать по потребности его — до того уровня жизни, к которому он привык, перед тем как стал бедным. Бедному же, просящему милостыню у каждой двери, давать следует в зависимости от его достоинства. В каждом городе такие бедные люди должны обеспечиваться по крайней мере питанием и жильем — едой два раза в день и местом, где провести ночь. Следует также кормить и одевать бедных иноверцев (идолопоклонников) ради мира на земле.

4. Сколько следует отдавать для Цедаки. В первый год — десятую часть всего твоего достояния. В последующие годы — десятую часть годовой прибыли (дохода). Это — средний путь. Но еще благороднее отдать пятую часть всего капитала в «первый год и пятую же часть годовой прибыли в последующие годы. Не следует, однако, раздавать больше пятой части, ибо благотворитель сам может оказаться вскоре на иждивении общества… Такой объем Цедаки нежизнеспособен. Но перед смертью человек может раздать до одной трети всего своего достояния.

5. Отдаваемая десятая часть не может использоваться на какие-либо общественные нужды (например, на свечи в синагоге), а только для бедных. Однако если мицва совершается во время обряда обрезания («брит»), или во время свадьбы между неимущими («хупа»), или для покупки книг бедным студентам или ученым — тогда десятая часть может быть использована на эти благотворительные дела. Давая книги, следует надписывать их:

«Дается на общественные нужды», чтобы ваши дети потом не вернули бы себе эти книги по ошибке.

6. Если кто дает своим взрослым сыновьям и дочерям, которых уже не надо содержать на иждивении… или если кто дает подарок своему отцу, содержать которого не может другими средствами, нежели из денег, предназначенных на Цедаку, то все такие пожертвования будут считаться Цедакой. Более того, дающий должен предпочитать именно таких получателей Цедаки, т.е. прежде всего надо давать бедным родным, потом надо давать бедным в своем городе, а что осталось — другим. Ибо сказано во Второзаконии (15:11): «Твой бедный и нищий брат — на твоей земле». Но сборщики общественных пожертвований («габайим») должны избегать предоставления помощи своим родным или знакомым и предпочитать им всех прочих бедных людей.

7. Человек, который дает Цедаку нехотя или с сожалением, нарушает завет, который гласит: «Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему» (Второзаконие 15:11). Давать Цедаку следует с радостью и выражать симпатию к бедному или попавшему в беду, как сказал Иов: «Разве не плакал я о том, кто в беде, или не страдала моя душа о том, кто не имеет ничего?» (Иов 30:25). Давая нищему, следует произносить слова утешения, ибо сказано: «Я заставил петь сердце вдовы.»

8. Запрещено отказывать просящему бедному человеку, •пусть даже помощь ваша — кусок хлеба или какой-нибудь плод. Ибо сказано: «Не отпускай просящего в горести» (Псалтирь 74:21). Если же у вас нет ничего, что вы могли бы дать просящему, скажите ему хотя бы несколько слов утешения. Запрещается упрекать просящего, или повышать голос на него, или ругать его —ибо сердце бедного человека и так уже переполнено горечью, как говорится в псалмах: «Не презирай разбитого и страдающего сердца». Горе тому, кто стыдит нищего. Надо относиться к нищему, как отец к детям, утешая его словами и делами, ибо сказано: «Я был отцом для неимущих» (Иов 29:16).

9. Высшей степенью Цедаки является помощь человеку до того, как тот станет бедным. Следует помочь ему деньгами в йежливой форме, чтобы нуждающийся смог использовать вашу помощь для увеличения своего дохода. Или дать нуждающемуся какую-либо работу, или дать

Скачать:TXTPDF

Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать бесплатно, Восемь вопросов об иудаизме. Дэнис Прейгер, Джозеф Телушкин Иудаизм читать онлайн