Скачать:TXTPDF
Введение в философию иудаизма. Пинхас Полонский

мог понять, где же награда за заповеди. Он выполнял заповеди, положена ему награда, а он ее не получил. И рабби Яаков, по-моему, говорит: «Элиша Бен-Абуя должен был истолковать не так. Он должен был рассказать: награда за заповеди в будущем мире. Если бы он так истолковал, все было бы нормально». Вот как раз на этом и кончается Талмуд.

Спрашивается: если такое простое объяснение награды за заповеди в будущем мире, то почему же Элиша Бен-Абуя, величайший мудрец, такого простого объяснения придумать не мог. А говорит это, кстати, рабби Яаков, который внук Элиша Бен-Абуя. Почему же он такого простого объяснения придумать не мог? Неужели он не знал? 3нал, казалось бы. А если он знал, то почему он так не истолковал? Это проблема. Как же эта проблема решается? Рассмотрим, что же здесь происходит на самом деле.

Спрашивается: в заповедях Торы сказано: «Почитай отца и мать, и продлятся дни твои на этой земле». Или, например: «Отгоняй птицу, и продлятся дни твои на земле». Неужели Тора такая наивная книжка, которая говорит, что будешь хорошо жить — с тобой будет все хорошо, а будешь плохо житьбудет все плохо? Что, она не знает, что в жизни часто бывает совершенно по-другому? Так как же тогда Тора утверждает, что у тебя будет долголетие и все будет хорошо. Внук Элиша Бен-Абуя истолковывает это все просто: награда в будущем мире, но это совершенно не вяжется с текстом Торы. Ведь в Торе-то сказано: «Продлятся дни твои на земле, которые Господь Бог дает тебе». Где же здесь «в будущем мире»? Ответ элементарный и простой: заповедь Торы обещает долголетие народу, а не индивидууму. Более того, совершенно очевидно, почему они именно эти две заповеди обещают долголетие. Что такое — отгоняет птицу и хочет взять птенцов? Это типичная экологическая заповедь: сохраняя природу вокруг себя, ты будешь спокойно жить на этой земле. Естественно, в этом нет ничего сверхъестественного. Это вовсе не какая-то мистическая вещь, что ты отгонишь птицу, и за это Бог твою жизнь продлит. Наоборот, это как бы рациональная заповедь: хочешь пользоваться животным миром окружающим — сохраняй популяцию.

Казалось бы, элементарная вещь. То же самое с почитанием родителей: будут нормальные отношения между родителями и детьми — народ будет иметь внутреннюю силу. Вещь естественная, и говорит она, конечно же, про народ в целом, потому что «дни твои», «ты» в Торе — это везде не индивидуум, это народ.

Всегда, когда дается заповедь «Слушай, Израиль», и любая заповедь в единственном числе обращена к народу в целом, а вовсе не к отдельному индивидууму. Иными словами, имеется совершенно явная вещь, говорящая о жизни народа в целом. И поэтому вопрос надо поставить по-другому: не почему Элиша Бен-Абуя неправильно истолковал заповедь, а почему же его внук толкует заповедь про награду в будущем мире. Ведь по прямому тексту Торы, там нет никакой награды в будущем мире. Награда, естественно, и в этом мире и для всего народа. Именно потому, что Элиша Бен-Абуя является мудрецом, он не может себе позволить истолковать «получишь награду в будущем мире», потому что текст явно говорит об этом мире, но это его внук, который уже «калибром» поменьше, может сказать: «Ну ладно, награда, так награду объявим в будущем мире». А сам Элиша Бен-Абуя так объяснить не в состоянии именно из-за своего величия.

Но если из-за своего величия он не может объяснить это будущим миром, то почему тогда он не может объяснить народом? Казалось бы, это естественное объяснение, он ведь хочет истолковать про личность, и у него поэтому не получается про этот мир. Почему же Элиша Бен-Абуя не может сказать, что долголетие за почитание родителей и за отгон птицы — это долголетие всего народа, а не индивидуума? Вот в этом мы и сталкиваемся с тем, что мир мудрецов Талмуда отличается от мира ТаНаХа. Мир ТаНаХа — это мир народа в целом, мир Талмуда — это мир личности.

2. Концепция Рава Кука «TИКУН-hА-КЛАЛЬ И ТИКУН-hА-ПРАТ»

Концепция рава Кука состоит в следующем. В иудаизме существуют два уровня. Один уровень называется «клаль», а другой уровень — «прат». «Kлаль» — это уровень еврейства как народа в целом, где каждый человек является клеточкой организма. «Прат» — это уровень каждого индивидуума отдельно, когда каждый индивидуум является личностью, как бы напрямую общается в Богом. На уровне «клаль» общение с Богом происходит с еврейским народом в целом. На уровне «прат» с каждым отдельным индивидуумом. На уровне «клаль» еврейский народ выполняет общенациональные заповеди, на уровне «прат» каждый человек выполняет индивидуальные заповеди.

На уровне ТаНаХа у еврейского народа был весьма хорошо развит «клаль», но плохо развит «прат». Т.е. на уровне общенациональном народ был весьма продвинутым, а на уровне индивидуальном люди не были достаточно продвинутыми. И поэтому мир ТаНаХа — это мир, когда «клаль», когда лучше, когда хуже, своими взлетами и своими падениями, но все-таки успешно развивается, а вот «прат» развивается неправильно. И поэтому Всевышний хотел сделать у еврейского народа «тикун-hа-прат». Т.е. сделать индивидуальное исправление, и для того чтобы можно было это сделать, уровень «клаль» был на время отнят у еврейского народа.

Это уменьшение уровня «клаль», т.е. его как бы постепенное деструктирование. Он уничтожался постепенно, уходил на второй план во все время Второго Храма. Т.е. к концу Второго Храма еврейский народ пришел чисто на уровне «прат». В нижней точке, когда уровень «клаль» уже практически уничтожился, и только уровень «прат» как бы еще хорошо действовал, — в этой нижней точке от иудаизма отделяется христианство, которое несет только уровень «прат» иудаизма, но совершенно не несет уровень «клаль». Т.е. христианство в нижней точке падения выделяется и передает другим народам как бы некий кусочек иудаизма. Поскольку другие народы в целом не в состоянии воспринять весь иудаизм, всю Тору, то им дается некоторая часть в виде уровня «прат». После чего, все народы идут переваривать тот кусок, который они приняли через христианство, а евреи за это время, лишенные совсем уже уровня «клаль», занимаются в галуте исправлением уровня «прат».

Когда же за время галута они исправляют уровень «прат», а другие народы за это время как бы «пережевывают» тот кусок, который они получили через христианство, тогда у еврейского народа происходит возрождение уровня «клаль»: после того как уровень «прат» уже исправлен, возрождается уровень «клаль», для того чтобы можно было теперь уже строить уровень «клаль» с исправленным уровнем «прат». И это то, что происходит сегодня, это всемирно-историческая концепция рава Кука.

3. Вклад еврейского народа в мировую цивилизацию

Поставим точку и зададим вам несколько контрольных вопросов. Например, такой простой контрольный вопрос. Я уже спрашивал кого-то из вас на эту тему. Как вычислить у нас еврейский народ. Вы уже люди подготовленные и должны правильно ответить. Еврейский народ в свое время жил примерно 1500 лет в Эрец-Исраэль в древности, примерно с 13 в. до н.э. по 2 в. н.э. А после этого 1700 лет жил в галуте. На том и на другом этапе есть некоторый вклад еврейства в мировую культуру, в мировую цивилизацию. Спрашивается: на каком уровне еврейский народ вносит больший вклад в мировую цивилизацию когда еврейский народ в период Эрец-Исраэль или в период галута? Я имею в виду весь, суммарный еврейский вклад. У нас обычно, если аудитория совсем неподготовленная, 90% голосует за то, что в галуте. Чем более подготовленная аудитория, тем больший процент говорит, что в Эрец-Исраэль.

Вклад Эрец-Исраэль — это ТаНаХ. Никакое другое еврейское произведение не может на 1% сравниться с влиянием ТаНаХа на мировую цивилизацию. Вы просто не осознали вопроса. Ведь у нас влияние ТаНаХа на все области жизни превышает во много раз всех Эйнштейнов, Маймонидов и других. ТаНаХ у нас еврейское производство Эрец-Исраэль, а не галута. Никакая наука, никакой Эйнштейн даже близко, на тысячную долю не сравнится с влиянием ТаНаХа. Эйнштейн нам кажется большим только потому, что он близко от нас. А через 800 лет он будет по размерам, как все. Но в физике, честное слово, оно создано не евреями в большой степени. Ньютон, например, не был евреем, а его вклад не меньше.

Конечно, много еврейских физиков, химиков и других ученых, но невозможно сравнить по масштабам вклад в культуру мировую ТаНаХа и вклад всего остального. С ТаНаХом может соперничать только греко-римская цивилизация в целом. Только целиком греко-римская цивилизация с Платоном, Аристотелем, всей греческой и римской культурой, — только она по влиянию может сравниться с ТаНаХом. Все остальное с ТаНаХом невозможно сравнить. Более того, можно сказать, что вся Европа — это все между Афинами и Иерусалимом. Это известная фраза, что вся Европа — это интеграция еврейского и греческого начала. Эти начала еще можно сравнить — по влиянию, по весу, но всевозможных Пастернаков, Эйнштейнов и т.д. сравнивать с ТаНаХом просто смешно. Эта как бы не та «весовая категория».

Когда мы говорим про ТаНаХ, мы говорим и про Тору, потому что все влияние Торы на мир определяется не тем, что она исходно была дана, а тем, что еврейский народ при своей жизни в Эрец-Исраэль ее лучше или хуже пытался реализовать. Без этой еврейской истории ТаНаХ, даже Тора, не имела бы веса. Потому что народ пытался по ней жить, по ней все строилось, все «пляшет» от нее. Но если бы не было всей дальнейшей истории, то сама по себе история исхода из Египта никак бы не влияла на историю еврейского народа. Более того, исход из Египта и получение Торы — это именно преддверие Эрец-Исраэль, без нее Тора немыслима. Торы не существует вне Эрец-Исраэль. Даже Торы, а уж ТаНаХа, само собой, Пророков, и писаний, и Псалмов, и всего даже на свете.

Иными словами, тот, кто думал, что галут можно сравнить с Эрец-Исраэль, просто совершенно не задумывался, о чем идет речь. Только советскому человеку, который ничего не знал, который никогда не учил ТаНаХ, кажется: «Ну что такое? Ну, Библия, один из 500 пунктов, которые никогда и не знал». Т.е. это только в его глазах. В глазах любого культурного человека это просто несравнимые вещи. На самом деле я рассказывал, что для советского человека, для постсоветского человека осознать, что основной вклад еврейского народа в мир — это Эрец-Исраэль, — это шок. Мы к этому совсем не привыкли. Это «переворот» в мозгах, но на самом деле это вещь абсолютно очевидная.

4. Исторический и космический параметры в иудаизме

K этому

Скачать:TXTPDF

Введение в философию иудаизма. Пинхас Полонский Иудаизм читать, Введение в философию иудаизма. Пинхас Полонский Иудаизм читать бесплатно, Введение в философию иудаизма. Пинхас Полонский Иудаизм читать онлайн