бы оно было сознательным. В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том,
сознательны ли мысль, слова или действия, или нет.
Именно подобный тип поведения заставляет многих врачей игнорировать заявления их
истерических пациентов как полную ложь. Эти люди, действительно, рассказывают «больше»
неправд, чем многие из нас, но все же «ложь» вряд ли здесь окажется правильным словом.
Фактически их умственное состояние вызывает неопределенность поведения, поскольку их
сознание подвержено непредсказуемым затмениям при вмешательстве бессознательного. Подобным
же колебаниям подвержена и их кожная чувствительность. В какой-то момент истерическая
личность может почувствовать укол иглой, а последующий, может статься, окажется незамеченным.
Если внимание невротика сфокусировано на определенной точке, его тело может быть полностью
анестезировано до тех пор, пока напряжение, вызывающее отключение болевых «приемников», не
спадет. После этого чувствительность восстанавливается. Все это время, однако, он
бессознательно следит за всем, что происходит вокруг.
Врач ясно представляет данное обстоятельство, когда гипнотизирует такого пациента.
Кстати, не трудно показать, что последний в курсе всех деталей. Укол в руку или замечание,
сделанные во время отключения сознания, могут быть вспомнены столь же точно и отчетливо,
как и в случае отсутствия анестезии или «забывчивости». В связи с этим вспоминаю женщину,
которая однажды была привезена в клинику в состоянии полного ступора. Когда на следующий
день она пришла в себя, то сознавала, кто она, но не представляла, ни где находится, ни
почему она здесь, ни даже какое сегодня число. Однако, когда я загипнотизировал ее, она
рассказала мне, почему она заболела, как попала в клинику, кто ее принимал. Все эти детали
легко проверялись. Она даже назвала время своего привоза, потому что видела часы в приемном
покое. Под гипнозом ее память была столь же ясна, как если бы она была все время в
сознании.
Когда мы обсуждаем подобные темы, то часто должны привлекать свидетельства из клинической
практики. По этой причине многие критики полагают, что бессознательное и его тонкие
проявления принадлежат всецело к сфере психопатологии. Они считают любое проявление
бессознательного чем-то невротическим или психотическим, не имеющим отношения к нормальному
состоянию. Но невротические явления ни в коем случае не являются продуктами исключительно
болезни. Фактически они не более чем патологические преувеличенности нормальных событий; и
лишь потому, что они оказываются преувеличенными, они более бросаются в глаза, чем
соответствующие нормальные события. Истерические симптомы можно наблюдать у всех нормальных
людей, но они столь легки, что обычно проходят незамеченными.
К примеру, забывчивость есть совершенно нормальный процесс, обусловленный тем, что
некоторые сознательные мысли теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания.
Когда наш интерес перемещается, он оставляет в тени те вещи, которыми мы до этого были
заняты; точно так же луч прожектора освещает новую область, оставляя предыдущую в темноте.
Это и неизбежно, так как сознание может одновременно держать в полной ясности лишь
несколько образов, и даже такая ясность неустойчива.
Но забытые мысли не перестают существовать. Хотя они не могут быть воспроизведены по
заказу, они присутствуют в сублимированном состоянии, — как раз за порогом воспоминания, —
откуда могут спонтанно появиться в любое время, часто через много лет полного забвения.
Я говорю о вещах, которые мы сознательно видели или слышали, а затем уже забыли. Но все
мы видим, слышим, обоняем множество вещей, даже не замечая их, и все это потому, что наше
внимание или отвлечено, или воздействие этих вещей на наши чувства слишком мало, чтобы
оставить сознательное впечатление. Бессознательное, однако, замечает их и, собственно, такие
неосознаваемые восприятия могут играть большую роль в нашей повседневной жизни. Мы даже не
сознаем, как они влияют на наши реакции на людей или события.
Как наиболее, с моей точки зрения, впечатляющий пример, приведу случай с профессором,
который прогуливался за городом со своим учеником и был погружен в серьезный разговор.
Внезапно он заметил, что его мысли прервались неожиданным потоком воспоминаний раннего
детства. Он не мог понять причины этого отвлечения. Ничего из того, что говорилось, казалось,
не имело ни малейшего отношения к этим воспоминаниям. Оглянувшись, наш профессор догадался,
что первые воспоминания детства пришли ему в голову в тот момент, когда они проходили мимо
фермы. Он предложил своему ученику вернуться к тому месту, где ему впервые бросились в
сознание образы детства. Оказавшись там, он ощутил запах гусей и тотчас же понял, что
именно этот запах вызвал поток воспоминаний.
В молодые годы он жил на ферме, где держали гусей, и их характерный запах оставил
прочное, хотя и позабытое впечатление. Когда он проходил мимо фермы, то ощутил этот запах
подсознательно, и это невольное (непроизвольное) впечатление вызвало к жизни давно забытые
переживания детства. Восприятие оказалось неосознанным, поскольку внимание было направлено
на другое, а стимул не слишком велик, чтобы отвлечь его и достичь сознания напрямую. Но он
вызывал «забытые» воспоминания.
Такое действие «намека», или «спускового крючка», может объяснить развитие не только
положительных воспоминаний, но и вполне невротических симптомов в случаях, когда вид,
запах или звук вызывают воспоминания прошлого. Девушка может работать у себя в конторе,
пребывая в отличном состоянии здоровья и настроения. И вдруг у нее развивается страшная
головная боль и другие признаки переживаний. Оказывается, она непроизвольно услышала гудок
далекого корабля, и это бессознательно напомнило ей несчастное расставание с любимым,
которого она пыталась забыть.
Кроме обычного забывания Фрейд описал несколько случаев, когда происходит «забывание»
неприятных моментов, которые человек охотно старается забыть. Как заметил Ницше, когда
гордость достаточно настойчива, память предпочитает уступить. Поэтому среди забытых
воспоминаний мы встречаем немало таких, которые обязаны своему пребыванию в подпороговом
состоянии (следовательно, и невозможностью воспроизведения по желанию) собственной
несоответствующей и несовместимой природе. Психологи называют их подавленным содержанием.
Примером может послужить секретарша, которая ревнует одного из сотрудников своего босса.
Обычно она забывает приглашать этого человека на совещания, хотя его имя ясно значится в
списке. Если ее спросить об этом, она скажет, что «забыла» или что ее в это время «отвлекли».
И никогда не признается даже себе в истинной причине своего забывания.
Многие люди ошибочно переоценивают роль воли и полагают, что ничто не может произойти
в их собственном разуме без их решения и намерения. Но следует хорошо различать намеренное
и ненамеренное содержание сознания. Первое проистекает из личностного Эго; второе, однако, —
из источника, который с Эго не идентичен, а представляет его «другую сторону». Именно эта
«другая сторона» и заставила секретаршу забывать о приглашениях.
Существует множество причин, по которым мы забываем вещи, которые отметили или пережили,
и точно так же существует множество путей, по которым они могут прийти на ум. Интересный
пример представляет криптомнезия, или «скрытое воспоминание». Автор может писать произведение
по заранее составленному плану, развивая свою мысль или линию повествования, как вдруг он
внезапно сбивается в сторону. Возможно, ему на ум пришла свежая идея, или иной образ, или
другой сюжет. Если вы спросите его, что же вызвало такое изменение, он будет не в силах вам