Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

мебель была трехсотлетней давности, и к тому моменту моим

важным духовным достижением было изучение философии Канта и Шопенгауэра. Величайшей

новостью являлись труды Чарлза Дарвина. Незадолго до этого я все еще жил со средневековыми

представлениями своих родителей, у которых мир и люди управлялись божественным

всемогуществом и провидением. Теперь же этот взгляд ушел в прошлое. Мое христианство

сделалось весьма относительным после встречи с восточными религиями и греческой философией.

По этой причине на первом этаже все выглядело таким темным, тихим и ненаселенным.

Тогдашние мои исторические интересы развились на основе первоначальных занятий

сравнительной анатомией и палеонтологией во время работы ассистентом в Анатомическом

институте. Меня увлекли находки ископаемых людей, в частности, много обсуждавшегося

Неандертальца, а также весьма сомнительного черепа Питекантропа Дюбуа [14 — Питекантроп Дюбуа — представитель группы древнейших людей—архантропов,

костные останки которого найдены на о. Ява. Впервые скелетные остатки питекантропа были

открыты в 1890-1892 гг. голландским ученым Эженом Дюбуа.

]. Фактически это и были мои реальные ассоциации во

сне, но я не осмелился упомянуть о черепах, скелетах и костях Фрейду, потому что знал, что

эту тему лучше не затрагивать. У него жила подспудная идея, что я предчувствую его раннюю

смерть. Он сделал этот вывод из того, что я высказал явный интерес к мумифицированным трупам,

обнаруженным в так называемом местечке Блейкеллер [15 —

В начале века в ряде районов Северной Германии (в частности, в местечке Блейкеллер) были

обнаружены так называемые болотные трупы. Это были останки доисторических людей, либо утонувших

в тамошних болотах, либо похороненных там. Местная болотная вода содержит гуминовую кислоту,

растворившую кости и одновременно задубившую кожу, в результате чего кожа, а также волосы

прекрасно сохранились. Произошел процесс естественной мумификации.

], в Бремене, который мы вместе посетили в 1909 г., по пути на корабль,

отправлявшийся в Америку. Поэтому я и не хотел возникать со своими собственными идеями.

Слишком сильное впечатление произвел тот недавний опыт, показавший почти непреодолимую

пропасть между нашими взглядами. Я не хотел терять его расположение и дружбу, открывая свой

собственный мир, который, я полагал, был бы ему странен. Чувствуя себя весьма неуверенно, я

почти автоматически солгал ему насчет моих «свободных ассоциаций», чтобы избежать

невыполнимой задачи знакомства с моим очень личным и совершенно отличным внутренним

устройством.

Следует извиниться за этот довольно длинный рассказ о щекотливом положении, в которое я

попал, рассказав Фрейду свой сон. Но это хороший пример тех трудностей, с которыми

сталкивается всякий, кто занимается реальным анализом снов. Многое зависит от разницы в

типе личности аналитика и анализируемого.

Вскоре я понял, что Фрейд ищет во мне какое-нибудь несовместимое желание. Для пробы я

предположил, что черепа, которые я видел, могли относиться к некоторым членам моей семьи,

чьей смерти по каким-то причинам я мог желать. Это было встречено с одобрением, но я не

удовлетворился этим по сути ложным ходом. Когда же я попытался найти подходящие ответы на

вопрос Фрейда, то был внезапно ошарашен мыслью о той роли, которую субъективный фактор

играет в психологическом понимании. Мое прозрение было столь ошеломляющим, что я подумал

лишь о том, как бы выбраться из этой трудной ситуации, и не нашел ничего лучшего, как

попросту солгать. Моральные соображения уступили перед угрозой крупной ссоры с Фрейдом,

чего я совершенно не желал по множеству причин.

Суть прозрения же состояла из понимания, что мой сон вносит смысл в меня самого, в мою

жизнь и в мой мир, вопреки теоретическим построениям иного внешнего разума,

сконструированного согласно собственным целям и задачам. Это был сон не Фрейда, а мой, и

я, словно при вспышке света, понял его значение. Приведенный пример иллюстрирует главное

в анализе снов. Сам анализ это не столько техника, которую можно выучить, а затем применять

согласно правилам, сколько диалектический многосоставной обмен между двумя личностями.

Если его проводить механически, то индивидуальная психическая личность теряется, и

терапевтическая проблема сводится к простому вопросу: чья воля будет доминировать

пациента или аналитика?

По этой же причине я прекратил практику гипноза, поскольку не желал навязывать свою

волю другим. Мне хотелось, чтобы исцеление исходило из личности самого пациента, а не

путем моих внушений, которые могли иметь лишь преходящее значение. Я стремился защитить и

сохранить достоинство и свободу своих пациентов, так, чтобы они могли жить в соответствии с

собственными желаниями. В эпизоде с Фрейдом мне впервые стало ясно, что прежде чем строить

общие теории о человеке и его душе, мы должны больше узнать о реальном человеческом

устройстве, с которым имеем дело.

Индивид — это единственная реальность. Чем дальше мы уходим от него к абстрактным идеям

относительно Хомо Сапиенса, тем чаще впадаем в ошибку. В наше время социальных переворотов

и быстрых общественных изменений об отдельном человеке необходимо знать много больше, чем

знаем мы, так как очень многое зависит от его умственных и моральных качеств. Но если мы

хотим видеть явления в правильной перспективе, нам необходимо понять прошлое человека так

же, как и его настоящее. По этой причине понимание мифов и символов имеет существенное

значение.

Проблема типов

Во всех прочих областях науки законно применение гипотез к безличным объектам. В

психологии, однако, мы неизбежно сталкиваемся с живыми отношениями между индивидуумами,

ни один из которых не может быть лишен своего личностного начала или как угодно

деперсонализирован. Аналитик и пациент могут договориться обсуждать избранную проблему в

безличной и объективной манере; но стоит им включиться в дело, их личности тотчас же

выходят на сцену. И здесь всякий дальнейший прогресс возможен лишь в том случае, если

достижимо взаимное согласие.

Возможно ли объективное суждение о конечном результате? Только если произойдет сравнение

наших выводов со стандартами, принятыми в социальной среде, к которой принадлежат сами

индивиды. Но даже и тогда мы должны принимать во внимание психическую уравновешенность

(или здоровье) этих индивидов. Потому что результат не может быть полностью коллективным,

нивелирующим в таком случае индивида, подверстывая его под «нормы» общества. Это равносильно

совершенно ненормальным условиям. Здоровое и нормальное общество таково, что в нем люди

очень редко соглашаются друг с другом, — общее согласие вообще довольно редкий случай за

пределами инстинктивных человеческих качеств.

Несогласованность функций служит двигателем общественной жизни, но не это ее цель, —

согласие в равной степени важно. Поскольку психология в основном зависит от баланса

оппозиций, то никакое суждение не может быть сочтено окончательным, пока не принята во

внимание его обратимость. Причина подобного факта заключена в том, что нет точки отсчета

для суждения о том, что есть психика за рамками самой психологии.

Несмотря на то, что сны требуют индивидуального подхода, некоторые обобщения необходимы,

чтобы помочь разъяснить и классифицировать материал, который собирается психологом при

изучении многих индивидов. Очевидно, невозможно сформулировать какую-либо психологическую

теорию или обучить ей, описывая большое количество отдельных случаев без какой-либо попытки

увидеть, что они имеют общего

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн