В последнем семестре нужно было сдавать психиатрию, он открыл
учебник и прочитал на первой странице, что психиатрия есть «наука о личности». «Мое сердце
неожиданно резко забилось, — вспоминал Юнг в старости. — Возбуждение было необычайным, потому
что мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня
может быть психиатрия. Только в ней сливались воедино два потока моих интересов. Здесь было
эмпирическое поле, общее для биологических и духовных фактов, которое я искал повсюду и нигде
не находил. Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью» [4 — Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. P. 130]. Человеческая психика является местом встречи науки и религии, конфликт
между ними преодолим на пути подлинного самопознания. Тут же было принято решение, которое
удивило всех — психиатрия считалась самым непрестижным для медика занятием, хотя бы потому,
что все успехи медицины в XIX в. не привели к заметным результатам в лечении психических
заболеваний.
После окончания университета Юнг переезжает в Цюрих, начинает работать в клинике
Бургхёльци, руководимой видным психиатром Э.Блейлером. Базель и Цюрих имели для Юнга
символическое значение как два полюса европейской духовной жизни. Базель — живая память
европейской культуры. В университете не забывали о преподававшем в нем Эразме и учившемся
Гольбейне, на филологическом факультете преподавали профессора, лично знавшие Ницше. Интерес
Юнга к философии мог вызвать недоумение у медиков, но философия считалась в Базеле
необходимой стороной культуры. В Цюрихе же она, наоборот, считалась непрактичным «излишеством».
Кому нужны все эти ветхие книжные знания? Наука тут рассматривалась как полезное орудие,
ценилась по своим приложениям, эффективному применению в индустрии, строительстве, торговле,
медицине. Базель уходил корнями в далекое прошлое, в то время как Цюрих устремлялся в столь
же далекое будущее. Юнг видел в этом «раскол» европейской души: рассудочная
индустриально—техническая цивилизация предает забвению свои корни. И это закономерно, ибо
душа окостенела в догматическом богословии. Наука и религия вступили в противоречие именно
потому, полагал Юнг, что религия оторвалась от жизненного опыта, тогда как наука уходит от
важнейших проблем, она держится плотского эмпиризма и прагматизма. «Мы стали богатыми в
познаниях, но бедными в мудрости», — напишет он вскоре. В созданной наукой картине мира
человек есть лишь механизм среди других механизмов, его жизнь утрачивает всякий смысл.
Необходимо найти ту область, где религия и наука не опровергают друг друга, а наоборот,
сливаются в поисках первоистока всех смыслов. Психология сделалась для Юнга наукой наук –
именно она, с его точки зрения, должна дать современному человеку целостное мировоззрение.
В своих поисках «внутреннего человека» Юнг не был одинок. У многих мыслителей конца XIX —
начала XX вв. мы обнаруживаем то же негативное отношение и к мертвому космосу естествознания,
и к церкви, и к религии. Одни из них, например Толстой, Унамуно, Бердяев, обращаются к
христианству и дают ему самое неортодоксальное толкование. Другие, испытав душевный кризис,
создают философские учения, которые иногда не без основания называют «иррационалистическими», —
так появляются прагматизм Джеймса или интуитивизм Бергсона. Ни эволюцию живой природы, ни
поведение самого примитивного организма, ни тем более мир человеческих переживаний не объяснить
законами механики и физиологии. Жизнь есть вечное становление, гераклитовский поток, «порыв»,
не признающий закона тождества. И вечный сон материи, круговорот веществ в природе, и вершины
духовной жизни суть лишь два полюса этого неудержимого потока.
Кроме «философии жизни» Юнга задела и мода на оккультизм. На протяжении двух лет он принимал
участие в спиритических сеансах, познакомился с обширной литературой по астрологии, нумерологии
и другим «тайным» наукам. Эти увлечения студенческих лет во многом определили характер
позднейших исследований Юнга. От наивной веры в то, что медиумы общаются с духами умерших, он
скоро отошел. Сам факт общения с духами, кстати сказать, отрицают и серьезные оккультисты.
Астральные тела не принимают участия в земной жизни, медиумы вступают в контакт лишь со
своеобразными «раковинами», «психическими оболочками», сохраняющими отдельные черты населявшей
их личности, которая к этому времени уже покинула астральный мир и перешла в более высокое
измерение. Эти оболочки обладают лишь видимостью жизни, они оживляются психической энергией
впавшего в транс медиума (или, во время столоверчения, энергией его участников). Поэтому в
непроизвольном письме, в речах медиума могут проявиться какие-то реплики умерших, но о
подлинном общении с духами не может быть и речи, поскольку материализуются лишь какие-то
осколки этой «раковины», соединившиеся к тому же с идеями и впечатлениями медиума.
Медиумом была дальняя родственница Юнга, полуграмотная девушка, не склонная к актерству и
надувательству. Состояния транса были неподдельными; об этом свидетельствовало хотя бы то, что
не окончившая гимназии девушка, будучи в трансе, переходила на литературный немецкий язык,
которым в обычном состоянии не владела (швейцарский диалект сильно отличается от литературного
верхненемецкого). Как и большая часть сообщений «духов», это не выходило за пределы того, что
было доступно сознанию медиума: на бессознательном уровне она могла владеть литературным
немецким. «Духами» оказывались как бы «отколовшиеся» части ее личности, лежавшие за пределами
сознания. Однако имелось одно важное исключение. Малограмотная девушка явно ничего не знала о
космологии гностиков—валентиниан II в. н.э., не могла она придумать столь сложную систему, но в
сообщении одного из «духов» эта система была изложена детальным образом.
Эти наблюдения легли в основу докторской диссертации К.Г. Юнга «О психологии и патологии
так называемых оккультных феноменов» (1902). Данная работа до сих пор сохранила определенное
научное значение — Юнг дает в ней психологический и психиатрический анализ медиумического
транса, сопоставляет его с галлюцинациями, помраченными состояниями ума. Он отмечает, что у
пророков, поэтов, мистиков, основателей сект и религиозных движений наблюдаются те же
состояния, которые психиатр встречает у больных, слишком близко подошедших к священному
«огню» — так, что психика не выдержала, произошел раскол личности. У пророков и поэтов к их
собственному голосу часто примешивается идущий из глубин голос как бы другой личности, но их
сознанию удается овладеть этим содержанием и придать ему художественную или религиозную форму.
Всякого рода отклонения встречаются и у них, но зато имеется интуиция, «далеко превосходящая
сознательный ум»; они улавливают некие «праформы». Впоследствии Юнг назвал эти праформы
архетипами коллективного бессознательного. Они в разное время появляются в сознании людей,
как бы всплывают независимо от воли человека; праформы автономны, они не определяются
сознанием, но способны воздействовать на него. Единство рационального и иррационального,
снятие субъект–объектного отношения в интуитивном прозрении отличают транс от нормального
сознания и сближают его с мифологическим мышлением. Каждому человеку мир праформ открывается
в сновидениях, которые оказываются основным источником информации о психическом
бессознательном.
Таким образом, к главным положениям собственного учения о коллективном бессознательном
Юнг пришел еще до встречи с Фрейдом, произошедшей в 1907 г. К тому времени у Юнга уже было
имя — известность ему принес прежде всего словесно—ассоциативный тест, позволивший
экспериментально выявлять структуру бессознательного. В лаборатории экспериментальной
психопатологии, созданной Юнгом в Бургхёльци, испытуемому предлагался список слов, на которые
тот должен был тут же реагировать первым пришедшим на ум словом. Время реакции фиксировалось
с помощью секундомера. Затем тест был усложнен — с помощью различных приборов замечались
физиологические реакции испытуемого на различные слова—стимулы. Главное, что удалось
обнаружить, — это наличие слов, на которые испытуемые не могли быстро найти отклик, либо
удлинялось время подбора слова—реакции; иногда они надолго замолкали, «отключались»,
заикались, отвечали не одним словом, а целой речью и т.д. При этом они не осознавали, что
ответ на одно слово—стимул, например, занимал у них в несколько раз больше времени, чем на
другое. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с наличием