рассказывают вам свой сон в ходе обычного разговора. Но когда дело касается навязчивого
сновидения или снов с повышенной эмоциональной окраской, то личных ассоциаций обычно бывает
недостаточно для удовлетворительного толкования. В таких случаях мы должны принять во
внимание тот факт (впервые наблюдавшийся и откомментированный Фрейдом), что часто
наблюдаемые в снах элементы могут оказаться вовсе не индивидуальными, и невыводимыми из
личного опыта сновидца. Эти элементы, как я уже упоминал ранее, Фрейд назвал «архаическими
остатками» — ментальными формами, присутствие которых не объясняется собственной жизнью
индивида, а следует из первобытных, врожденных и унаследованных источников человеческого
разума.
Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет «за
плечами» длительную историю эволюции, — нечто подобное следует ожидать и от устроения
разума. Он не может существовать без собственной истории, как и тело, в котором разум
пребывает. Под «историей» я не разумею то, что разум создает себя путем сознательного
обращения к прошлому посредством языковой и других культурных традиций. Я имею в виду
биологическое, доисторическое и бессознательное развитие разума архаического человека,
психика которого была еще так близка к животной.
Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как
строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих. Опытный
взгляд анатома или биолога обнаруживает много следов этой исходной структуры в наших
телах. Искушенный исследователь разума может сходным образом увидеть аналогии между
образами сна современного человека и продуктами примитивного сознания, его «коллективными
образами» и мифологическими мотивами. И так же, как биолог нуждается в сравнительной
анатомии, психолог не может обойтись без «сравнительной анатомии психического». На практике
психолог должен иметь не только соответствующий опыт изучения снов и других продуктов
активности бессознательного, но и быть знакомым с мифологией в самом широком смысле. Без
этого знания практически невозможно уловить важные аналогии: к примеру, невозможно увидеть
аналогию между случаем навязчивого невроза и классическим демоническим наваждением.
Мои взгляды на «архаические остатки», которые я назвал «архетипами», или «первобытными
образами», постоянно критиковались людьми, которые не обладали достаточными знаниями
психологии сновидений или мифологии. Термин «архетип» зачастую истолковывается неверно,
как некоторый вполне определенный мифологический образ или мотив. Но последние являются
не более чем сомнительными репрезентациями; было бы абсурдным утверждать, что такие
переменные образы могли бы унаследоваться.
Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, — представлении,
которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы.
Существует, например, множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив
всегда остается неизменным. Мои критики неверно полагают, что я имею дело с «унаследованными
представлениями», и на этом основании отвергают идею архетипа как простое суеверие. Они не
принимают во внимание тот факт, что если бы архетипы были представлениями, имеющими свое
происхождение в нашем сознании (или были бы приобретены сознанием), мы бы с уверенностью
их воспринимали, а не поражались и не удивлялись бы при их возникновении в сознании. В
сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же,
как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.
Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами. То, что мы называем
инстинктами, является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Но в то
же самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие
только посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами. Они не
имеют определенного происхождения; они воспроизводят себя в любое время и в любой части
света, — даже там, где прямая передача или «перекрестное оплодотворение» посредством
миграции полностью исключены.
Я припоминаю много случаев с людьми, которые консультировались у меня, поскольку были
озадачены снами своими собственными или своих детей. Они были совершенно не способны
уловить язык этих снов. Сон содержал образы, не связанные ни с чем, что можно было
вспомнить самим или связать с жизнью детей. И это при том, что некоторые из пациентов
были высокообразованными людьми, другие — даже психиатрами.
Я живо вспоминаю случай с профессором, у которого случилось внезапное видение, и он
подумал, что нездоров. Он явился ко мне в состоянии полной паники. Мне пришлось взять с
полки книгу четырехсотлетней давности и показать ему выгравированное изображение его
видения. «Нет причин беспокоиться о своей нормальности, — сказал я ему. — Они знали о
Вашем видении 400 лет назад». Посте этого он сел, уже окончательно сбитый с толку, но
при этом вполне нормальный.
Показательный случай произошел с человеком, который сам был психиатром. Однажды он
принес мне рукописный буклет, который получил в качестве рождественского подарка от
десятилетней дочери. Там была записана целая серия снов, которые у нее были в возрасте
восьми лет. Они представляли самую причудливую серию снов, с которыми мне когда-либо
приходилось иметь дело, и я хорошо понимал, почему ее отец был ими озадачен. Хотя и
детские, они представлялись жуткими и содержали образы, происхождение которых было
совершенно непонятным для отца. Привожу основополагающие мотивы снов:
1. «Злое животное», змееподобное многорогое чудище, убивающее и пожирающее всех других
животных. Но из четырех углов появляется Бог и в виде четырех отдельных богов воскрешает
мертвых животных.
2. Вознесение на небеса, где совершаются языческие пляски, и спуск в ад, где ангелы
творят добрые дела.
3. Стадо маленьких животных пугает спящую. Животные увеличиваются до чудовищных
размеров, и одно из них пожирает спящую маленькую девочку.
4. Маленькая мышь изъедена червями, пронизана змеями, рыбами и людьми. Затем мышь
становится человеком. Это иллюстрирует четыре стадии
происхождения человечества.
5. Видна капля воды, причем так, как она представлена в микроскопе. Девочка видит в
капле множество древесных ветвей. Это изображает происхождение мира.
6. Плохой мальчик держит ком земли и кусочки его кидает в прохожих. От этого все
прохожие становятся плохими.
7. Пьяная женщина падает в воду и появляется оттуда трезвой и свежей.
8. Действие происходит в Америке. Много людей катят муравьиную кучу, подвергаясь
нападкам муравьев. Спящая в панике падает в воду.
9. Лунная пустыня. Спящая погружается глубоко в грунт и достигает ада.
10. В этом сне девочка видит светящийся шар. Она трогает его. Из него исходят пары.
Приходит мужчина и убивает ее.
11. Девочке снится, что она опасно больна. Внезапно из ее кожи вылетают птицы и
полностью покрывают ее.
12. Комариная туча закрывает солнце, луну и все звезды, кроме одной. Эта звезда
падает на девочку.
В полном немецком оригинале каждый сон начинается словами старой сказки: «Однажды…».
Этими совами маленькая девочка как бы поясняет, что каждый свой сон она воспринимает в виде
сказки, которую хочет рассказать своему отцу в виде рождественского подарка.
Отец пытался объяснить эти сны, исходя из позиции их семейного окружения (контекста).
Но у него ничего не получилось, поскольку никаких личных индивидуальных