Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

тему разрушения и восстановления. Когда я впервые прочел эти сны, у меня возникло жуткое

чувство неминуемого несчастья. Оно было вызвано особой природой компенсации, которую я

вычислил из символизма снов. Она была противоположной всему, что можно отыскать в сознании

девочки этого возраста. Подобные сны открывают новый весьма устрашающий аспект жизни и

смерти. Описанные образы можно предположить в снах стариков, оглядывающихся на прожитую

жизнь, но никак не у ребенка, устремленного вперед, в свое будущее.

Атмосфера этих снов напоминает римскую пословицу : «Жизнь – это короткий сон», — в них

нет ничего от радости и изобилия весны—детства. Жизнь этого ребенка уподоблялась «мольбе

весенней жертвы», говоря словами римского поэта. Опыт показывает, что неведомое приближение

смерти отбрасывает «тень предчувствия» на саму жизнь и сновидения жертвы. Даже алтарь в

христианских церквах представляет, с одной стороны, гробницу, а с другойместо воскресения,

трансформации в вечную жизнь.

С таким содержанием и были идеи, которые сны донесли до ребенка. Они были приготовлением

к смерти, выраженные в коротких историях, наподобие сказок, рассказываемых во время

первобытных инициаций или дзэн—буддистских коанов [21 — Коан — понятие из дзэн—буддистской практики. Означает краткий текст,

содержащий неразрешимую проблему, который используется в беседе мастера с учеником в форме

быстрых вопросов и ответов. Пример такого текста—коана. Мастер спрашивает ученика: «Если

хлопнуть двумя руками, возникает звук. Каким будет звук, если хлопнуть одной ладонью?»

Требуется быстрый ответ ученика.

]. Сообщение об этом было выражено не в терминах ортодоксальной

христианской доктрины, а больше напоминало древнюю примитивную мысль. Казалось, оно

возникло не из внешней исторической традиции, а из давно позабытых психологических

источников, которые с доисторических времен питали религиозные и философские размышления

о жизни и смерти. Словно будущие события отбрасывали свою тень назад, порождая у ребенка

те мыслеформы, которые обычно дремлют у человека, но которые описывают или сопровождают

приближение фатального исхода. И хотя специфическая форма, в которой эти события себя

выражают, носит более или менее личностный характер, их общая форма коллективна. Коллективные

образы обнаруживаются повсюду и во все времена точно так же, как животные инстинкты сильно

колеблются у разных биологических видов, однако служат одной и той же общей цели.

Мы далеки от мысли, что каждое новорожденное животное обзаводится своими, отличными от

других, инстинктами как личным приобретением, и не следует также полагать, что и каждый

человек при рождении творит свой специфический человеческий путь. Так же как и инстинкты,

паттерны [22 — Паттерн — функциональная единица, состоящая из различимых частей, но

действующая как единое целое. Термин заимствован из психологии.

] коллективной мысли человеческого

разума являются врожденными и унаследованными. При необходимости они начинают действовать

во всех нас более или менее одинаковым образом.

Эмоциональные проявления, к которым принадлежат эти мысленные клише, узнаваемы во всем

мире. Мы обнаруживаем их даже у животных, и сами животные понимают друг друга в этом

отношении, даже если они принадлежат к разным видам. А как насчет насекомых с их сложными

симбиотическими функциями? Большинство из них не знает своих собственных родителей, и их

некому учить. Стоит ли тогда считать, что человек является единственным существом, лишенным

специфических инстинктов, или что его психическое избавлено от всех следов его эволюции?

Естественно, если отождествлять психику с сознанием, то легко можно впасть в ложную идею

о том, что человек приходит в этот мир с пустой психикой, а в последующие годы психическое

не содержит ничего кроме того, что получено в индивидуальном опыте. Но собственно

психическое представляет из себя нечто большее, чем сознание. Животные обладают меньшим

сознанием, но существует множество импульсов и реакций, указывающих на существование

психического, и первобытные люди делают массу вещей, смысл которых им не известен. Можно

долго и тщетно выспрашивать цивилизованного человека о действительном смысле рождественской

елки или пасхального яйца. Факт остается фактом — люди делают некоторые вещи, совершенно не

зная зачем. Я придерживаюсь того мнения, что вначале делались вещи и совершались события, и

только гораздо позже кто-то спрашивал, почему они делались и совершались.

Медицинский психолог постоянно сталкивается с весьма интеллигентными людьми, которые ведут

себя несколько странным и непредсказуемым образом, и при этом не имеют ни малейшего понятия о

том, что они говорят или делают. Их внезапно охватывают беспричинные настроения, в которых

они не отдают себе отчета. Внешне такие импульсы и реакции кажутся сугубо личными по природе,

и поэтому мы относим их к индивидуальным особенностям. Фактически же они основываются на

ранее сформированной и уже готовой инстинктивной системе, характеризующей человека.

Мыслеформы, универсально понимаемые жесты и многочисленные установки следуют образцам,

сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлективное мышление.

Можно даже считать, что довольно раннее возникновение человеческой способности к

рефлексии явилось из болезненных последствий жестоких эмоциональных потрясений. В качестве

иллюстрации позвольте привести пример дикаря, который в момент гнева и разочарования от

неудачной рыбной ловли душит своего единственного любимого сына, а затем охватывается

безмерным сожалением, держа в руках маленькое мертвое тело. Такой человек может запомнить

свое переживание навсегда. Мы не знаем, действительно ли подобные переживания являются

исходной причиной развития человеческого сознания. Но нет сомнения в том, что шок сходного

эмоционального опыта часто необходим, чтобы заставить людей проснуться и обратить внимание

на то, что они делают. Существует известная теория об испанском идальго XIII в. Раймунде

Луллие [23 — Раймунд Луллий — философ, богослов, каталонский писатель. В тридцать

лет оставил жизнь блистательного придворного и поэта, вступил в орден францисканцев, став

миссионером. Проповедовал в Северной Африке, где, согласно легенде, претерпел мученическую

смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий явился одним из

родоначальников европейской арабистики.

], который в конце концов (после долгих

странствий) добился тайной встречи с дамой, которую обожал. Она молча расстегнула свою

одежду и показала ему свою грудь, пораженную раковой болезнью. Шок изменил жизнь Луллия,

в конце концов он стал выдающимся теологом и одним из величайших миссионеров церкви. В

случае такой внезапной перемены можно доказать, что архетип долгое время действовал

бессознательно, искусно выстраивая обстоятельства, которые привели к кризису.

Такие переживания, по всей видимости, показывают, что архетипические формы отнюдь не

являются статическими паттернами, застывшими структурами. Они есть динамические факторы,

проявляющиеся в импульсах так же спонтанно, как и инстинкты. Определенные сны, видения или

мысли могут возникать внезапно, и как внимательно их ни изучай, невозможно обнаружить, что

послужило их причиной. Это не значит, что они беспричинны, причина определенно есть. Но она

столь отдалена или затемнена, что ее трудно увидеть. В таком случае нужно ждать до тех пор,

пока сам сон или его смысл не будут достаточно понятны, или пока не появится какое-нибудь

внешнее событие, которое поможет объяснить сам сон.

В момент сна само это событие может еще пребывать в будущем. Но так же, как наши

сознательные мысли зачастую заняты будущим

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн