и его возможностями, равным образом действует
бессознательное со своими снами. Долгое время существовала общая вера в то, что главная
функция сна заключается в прогнозировании будущего. В античности, как и в позднем
средневековье сны участвовали в медицинских прогнозах. Я могу подтвердить примером
современного сна элемент прогноза (или предузнавания) в старом сне, который приводит
Артемидор из Дальди во втором веке до н.э. Человеку снилось, как он видел своего отца,
умирающего в пламени горящего дома. Вскорости он сам умер от флегмоны (огонь, сильная
горячка), что, я полагаю, было пневмонией.
Так случилось, что один из моих коллег однажды подхватил смертельное воспаление,
фактически, флегмону. Его бывший пациент, понятия не имевший о болезни своего доктора,
увидел сон, в котором доктор умер в сильном огне. В это время сам доктор едва переступил
порог клиники, и болезнь только начиналась. Сновидец не знал ничего кроме того факта, что
доктор болен и находится в госпитале. Спустя три недели доктор умер.
Как показывает этот пример, сны содержат предсказательный или прогностический компонент,
и всякий, кто пытается их толковать, должен принять это во внимание, особенно в тех случаях,
когда весьма значительный сон не обеспечен соответствующим контекстом для своего объяснения.
Такой сон часто приходит прямо с небес и остается лишь удивляться, что побудило его быть
таким. Конечно, знать бы цель послания, а уж причина уяснилась бы. Но это только наше
сознание не знает, бессознательное же осведомлено, сделало выводы, каковые и выразило во
сне. Фактически бессознательное способно исследовать ситуации и делать свои выводы ничем
не хуже, чем сознание. Оно даже может использовать определенные факты и предсказать по ним
возможные последствия именно потому, что мы их не осознаем.
Но насколько можно судить из снов, бессознательное совершает свои обдумывания
инстинктивно. Разница очень важна. Логический анализ является прерогативой сознания,
здесь участвуют разум и знание. Бессознательное, однако, управляется главным образом
инстинктивными тенденциями, склонностями, выраженными в соответствующих мыслеформах, т.е.
архетипах. Врач, которого попросят описать течение болезни, воспользуется такими
рациональными понятиями, как «заражение» или «лихорадка». Сон более поэтичен. Он представляет
больное тело в виде земного человеческого дома, а лихорадку — как огонь, пожирающий его.
Как показывает вышеупомянутый сон, архетипический разум управляет ситуацией тем же самым
путем, что и во времена Артемидора. Что-то более или менее неведомое интуитивно схвачено
бессознательным и подвергнуто архетипической обработке. Это предполагает, что вместо
процесса мышления, которым пользуется сознательная мысль, архетипический разум входит в
работу и выполняет прогностическую задачу. Архетипы, таким образом, имеют собственную
побудительную специфическую энергию. Это дает им возможность как производить осмысляющую
интерпретацию (в собственном символическом ключе), так и вмешиваться в данную ситуацию со
своими собственными импульсами и «мыслительными» образованиями. В этом отношении они
действуют как комплексы, — они приходят и ведут себя, как им заблагорассудится, и часто
затрудняют или изменяют наши сознательные намерения самым неподходящим образом.
Можно уловить специфическую энергию архетипов, когда мы переживаем то особое волшебство,
которое их сопровождает. Они, кажется, несут в себе особые черты. Такое качество присуще и
личностным комплексам, и так же, как личностные комплексы имеют свою индивидуальную историю,
такая же история архетипического характера есть и у общественных комплексов. Но в то время
как личностные комплексы характеризуют лишь особенности одного конкретного человека,
архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и
исторические эпохи, характеризующие их. Мы рассматриваем личностные комплексы как
компенсации за односторонние или дефектные установки сознания; сходным образом мифы
религиозного происхождения можно интерпретировать как вид ментальной терапии для
обеспокоенного и страдающего человечества в целом — голод, война, болезнь, старость,
Например, универсальный миф о герое всегда относится к человеку—богатырю или
богочеловеку, который побеждает зло в виде драконов, змей, монстров, демонов и так далее
и который освобождает свой народ от смерти и разрушения. Повествование или ритуальное
повторение священных текстов и церемоний и почитание этого образа с помощью танцев, музыки,
гимнов, молитв и жертвоприношения возбуждают и охватывают аудиторию возвышенными эмоциями
(словно магическими чарами) и возвышают индивида до идентификации с героем.
Если мы попытаемся взглянуть на эту проблему глазами верующего, то, вероятно, сможем
понять, насколько самый обычный человек может быть освобожден от своей собственной
недостаточности и нищеты и наделен (по крайней мере временно) почти сверхчеловеческим
качеством. Очень часто такое убеждение поддерживает его долгое время и придает определенный
смысл его жизни. Оно может задавать тон даже целому обществу. Замечательный пример этого
показывают Элевсинские мистерии [24 — Элевсинские мистерии — религиозные празднества в Аттике (Др. Греция)
в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ которых относится к числу
древнейших аграрных культов.
], которые были
окончательно запрещены в начале седьмого века нашей эры. Они выражали наряду с дельфийским
оракулом сущность и дух Древней Греции. В значительно большем масштабе сама христианская
эра обязана своим именем и значением античной тайне богочеловека, который имеет свои корни
в древнеегипетском архетипическом мифе Осириса—Гора [25 — Осирис в египетской мифологии — Бог производительных сил природы,
царь загробного мира. Гор в египетской мифологии — Божество, воплощенное
в соколе. Сын Исиды и Осириса.
].
Обычно предполагают, что по какому-то случаю в доисторические времена главные
мифологические идеи были «изобретены», «придуманы» умным старым философом или пророком
и в дальнейшем в них «поверили» доверчивые, некритически настроенные люди. Говорят, что
истории, рассказываемые жаждущими власти священнослужителями, не правдивы, а попросту
выдают желаемое за действительное. Само слово «изобретать» (англ. — invent) происходит от
латинского «invenire», означающего «находить», но «найти» что-нибудь можно лишь «ища» его.
В последнем случае само слово намекает на некоторое предзнание того, что ищется.
Позвольте теперь снова вернуться к странным идеям снов маленькой девочки. Кажется
невероятным, что она могла сама их искать, ибо была удивлена, обнаружив их. Образы снов
явились ей как нежданные и необычные истории, настолько неординарные, что она решила
подарить их своему отцу на Рождество. Тем самым она возвысила их до сферы нашей все еще
живой христианской мистерии — рождения нашего Господа вместе с тайной вечнозеленого дерева,
которую несет новорожденный Свет (ссылаюсь на пятый сон).
Хотя существуют многочисленные исторические свидетельства символической связи Христа с
символом дерева, родители маленькой девочки были бы серьезно озадачены, если бы их попросили
объяснить поточнее, что они имеют в виду, украшая дерево горящими свечами на празднике
рождения Христа. «О, это просто рождественский обычай!» — сказали бы они. Сколь-нибудь
серьезный ответ потребовал бы глубокого исследования об античном символизме умирающего бога
и его связи с культом Великой Матери [26 — Великая Мать — название общего архетипического образа, извлеченного
из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела Юнга к гипотезе о том, что
влияние, оказываемое матерью на своего ребенка, не обязательно исходит от нее самой как