Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

воображения. Оно требует как растущего знания об индивидуальности

сновидца, так и непрерывно пополняющегося самосознания со стороны самого толкователя. Ни

один опытный специалист в этой области не будет отрицать, что существуют эмпирические

правила, доказавшие свою полезность, но применение которых должно быть в высшей степени

благоразумным и осторожным. Можно следовать всем нужным правилам и все равно прийти к

полной ерунде из-за того, что упущена показавшаяся малозначительной деталь. Но даже человек

с высоким интеллектом может уйти далеко не туда при отсутствии интуиции и чувствования.

Когда мы пытаемся понять символы, то сталкиваемся не только с самим символом, но прежде

всего перед нами возникает целостность индивида, воспроизводящего эти символы. А это включает

исследование его культурного фона, в процессе чего происходит заполнение многих пробелов в

собственном образовании. Я положил себе за правило рассматривать каждый случай как совершенно

новое дело, о котором мне ничего не известно. Рутинные ответы могут оказаться полезными и

практичными, пока имеешь дело с поверхностным уровнем, но как только касаешься жизненно

важных проблем, то тут уже сама жизнь берет верх, и даже наиблестящие теоретические построения

оказываются подчас пустыми словами.

Воображение и интуиция являются существенно важными в нашем понимании. И хотя существует

расхожее мнение, что они нужны главным образом поэтам и художникам (и что в «разумных» делах

им лучше не доверять), фактически они в равной степени важны и в более высоких областях

науки. Здесь они также все в большей и большей степени играют важную роль, дополняя

«рациональный» интеллект и его применение в частных проблемах. Даже физика, самая строгая

из всех наук, в удивительной степени зависит от интуиции, работающей на путях

бессознательного (хотя позднее можно продемонстрировать логические ходы, которые ведут

туда же, куда и интуиция).

Интуиция — неоценимое качество в толковании символов, и зачастую можно быть уверенным,

что они молниеносно понимаются спящим. Но хотя такое удачное предчувствие может оказаться

субъективно убедительным, оно также может быть и опасным. Оно легко приводит к фальшивому

чувству безопасности. Может, например, склонить и сновидца и толкователя к продолжению

легких и уютных отношений, выливающихся в некий род взаимного сна. Здоровая основа

действительно разумного знания и морального понимания оказывается потерянной, если

удовлетвориться пониманием «предчувствия». Объяснить и знать можно, лишь сводя интуицию

к точному знанию фактов и логических связей между ними.

Честный исследователь должен допустить, что он не всегда может сделать это, но было

бы нечестным не делать это все время в голове. И ученый — тоже человек. Поэтому для него

естественно не любить вещи, которые он объяснить не может. Всеобщей иллюзией является вера

в то, что наше сегодняшнее знание — это все, что мы можем знать вообще. Нет ничего уязвимого

более, чем научная теория; последняя — всего лишь эфемерная попытка объяснить факты, а не

вечную истину.

Роль символов

Когда психолог-медик обнаруживает интерес к символам, то прежде всего интересуется

«естественными» символами, в отличие от символов «культурных». Первые происходят из

бессознательных содержаний психического и поэтому представляют громадное множество вариаций

основных архетипических образов. Во многих случаях они могут быть прослежены до своих

истоков, архаических корней — т.е. до идей и образов, которые мы встречаем в самых древних

записях и у первобытных обществ. С другой стороны, культурные символы — это, в сущности, те,

которыми пользовались для выражения «вечных истин» и которые во многих религиях используются

до сих пор. Эти символы прошли через множество преобразований, через процесс более или

менее сознательного развития, и таким образом стали коллективными образами, принятыми

цивилизованными обществами.

Тем не менее, такие культурные символы сохраняют в себе еще много от своей первоначальной

нуминозности (сакральности, божественности) или «колдовского» начала. Известно, что они

могут вызывать глубокий эмоциональный резонанс у некоторых людей, и такой психический заряд

заставляет их действовать во многом тем же самым образом, как и в случае суеверий или

предрассудков. Они относятся к тем же факторам, с которыми вынужден считаться психолог, и

было бы глупо игнорировать их лишь потому, что в рациональных понятиях они выглядят

абсурдными и несущественными. Культурные символы — важные составляющие нашего ментального

устройства, и они же — жизненные силы в построении человеческого образа, а посему не могут

быть устранены без значительных потерь. Там, где они подавляются либо игнорируются, их

специфическая энергия исчезает в бессознательном с непредсказуемыми последствиями.

Психическая энергия, кажущаяся утраченной, на самом деле служит оживлению и усилению всего,

что лежит на верхнем уровне бессознательного, — тенденций, которые иначе не имели бы случая

выразить себя или, по крайней мере, не имели бы возможности беспрепятственного существования

в сознании.

Такие тенденции формируют постоянно присутствующую и потенциально разрушительную «тень»

нашего сознательного разума. Даже те тенденции, которые в некоторых обстоятельствах

способны к благотворному влиянию, при вытеснении превращаются в демонов. Вот почему многие

добродетельные люди из лучших побуждений боятся бессознательного, и, в связи с этим — и

психологии.

Наше время продемонстрировало, что означают открытые ворота преисподней. Произошли

перевернувшие наш мир вверх тормашками события, нормальность которых не мог предположить

никто в идиллической безвредности первого десятилетия двадцатого века. С этого момента мир

пребывает в состоянии шизофрении. Не только цивилизованная Германия извергла свою ужасающую

примитивность, ею же управляется и Россия, огонь приближается и к Африке. Не удивительно,

что западный мир чувствует себя неспокойно.

Современный человек не понимает, насколько его «рационализм», расстроивший его

способность отвечать божественным символам и идеям, отдал его на милость психической

«преисподней». Он освободил себя от суеверий (как он полагает), но при этом до опасной

степени утратил свои духовные ценности. Его моральная и духовная традиция распалась, и

теперь он расплачивается за это повсеместное распадение дезориентацией и разобщенностью.

Антропологи часто описывали, что происходит в первобытных обществах, когда их духовным

ценностям наносит удар современная цивилизация. Люди теряют смысл своей жизни, их

социальная организация распадается, а сами они морально разлагаются. Теперь мы сами в

подобном состоянии. Но в действительности мы так и не поняли, что потеряли; к несчастью,

наши духовные лидеры более заинтересованы в защите своих общественных институтов, чем в

понимании той тайны, которую являют эти символы. По моему мнению, вера не исключает мысли

(что есть сильнейшее оружие человека), но, к несчастью, многие верующие так боятся науки

(и в связи с этим психологии), что поворачиваются слепыми глазами к божественным психическим

силам, всегда контролировавшим человеческую судьбу. Мы лишили вещи тайны и божественности,

нет более ничего святого.

В прежние века, когда инстинктивные понятия наполняли разум человека, его сознание,

несомненно, могло объединить их в соответствующую психическую модель, образец. Но

«цивилизованный» человек больше на это не способен. Его «развитое» сознание лишило себя

тех средств, с помощью которых оно ассимилировало дополнительный вклад инстинктов и

бессознательного. Этими органами ассимиляции и интеграции были божественные символы, свято

сохраняемые общим согласием.

Сегодня, к примеру, мы говорим о

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн