Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

психологии с естественно—научной ориентацией.

При этом на первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только

таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний. Хотя у

Фрейда бессознательное выступает — по крайней мере метафорически — в качестве действующего

субъекта, по сути оно остается не чем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний;

и только поэтому за ним признается практическое значение. Ясно, что с этой точки зрения

бессознательное имеет исключительно личностную природу [30 —

В своих поздних работах Фрейд несколько изменил упомянутую здесь позицию: инстинктивную

психику он назвал «Оно», а его термин «Сверх—Я» стал обозначать частью осознаваемое, частью

бессознательное (вытесненное) коллективное сознание.

], хотя, с другой стороны, уже Фрейд понимал архаико-мифологический

характер бессознательного способа мышления.

Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы

называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком,

ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более

глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин

«коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую

природу. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе,

содержания и образы поведения, которые cum grano salis являются повсюду и у всех индивидов

одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и

образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе

сверхличным. Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней

присутствуют так или иначе осознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь

в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном

бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашенные комплексы,

образующие интимную душевную жизнь личности.

Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы. Выражение

«архетип» встречается уже у Филона Иудея (Dе Орif. Mundi, § 69) по отношению к Imago Dei в

человеке. Также и у Иринея, где говорится: «Mundi fabricator non a semetipso fecit haec,

sed de aliens archetypis transtulit» («Творец мира не из самого себя создал это, он

перенес из посторонних ему архетипов»). Хотя у Августина слово «архетип» и не встречается, но

его заменяет «идея» — так в De Div. Quaest, 46: «Ideae, quae ispae formatae non sunt… quae in

divina intelligentia continentur» («Идеи, которые сами не созданы… которые содержатся в

божественном уме»). Понятие «архетип» является верным и полезным для наших целей, поскольку

оно значит, что, говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с

древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими

образами. Без особых трудностей применимо к бессознательным содержаниям и выражение

«representstions сollectives» (фр. «коллективные представления»), которое употреблялось

Леви-Брюлем для обозначения символических фигур в первобытном мировоззрении. Речь идет

практически все о том же самом: примитивные родоплеменные учения имеют дело с видоизмененными

архетипами. Правда, это уже не содержания бессознательного; они успели приобрести осознаваемые

формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений,

являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в

бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но и здесь речь идет о

специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Подобным образом

использовался «архетип» алхимиками, например, в Hermetis Тrismigisti tract.aur. (Theatr. Chem.,

1613, IV, 718): «Ut Deus omnem divinitatis suae thesaurum… in se tanquam archetypo absconditun…

eodem modo Saturnus occulte corporum metalloricum simulacra in se circumferens» («Подобно

Богу, хранящему все свои божественные сокровища… в себе как в сокровенном архетипе… так же

Сатурн хранит в себе тайные подобия металлических тел»). У Вингеруса (Тract. De igne et

sale // Theatr. Chem., 1661, VI. 3) мир является «аd archetypi sui similitudinem factus»

(«Созданным по подобию со своим архетипом»), а потому называется «mangus homo» («hоmо maximus»

у Сведенборга).

(пропущено)

… к representations collectives (фр. «коллективным представлениям»), в которых оно обозначает

только ту часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной

обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как

таковой существенно отличается от исторически сформировавшихся или переработанных форм. На

высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило,

безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках.

Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях,

напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По

существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь

осознанным к воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального

сознания, на поверхности которого оно возникает [31 —

Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое

представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию

образом, наподобие того, что в биологии называется «раttern of behavior». См. Theoretische

Uberlegungen zum Wesen des Psychischen // Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich, 1954.

].

То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным

учением, сказкой. Более сложным оказывается положение, если мы попытаемся психологически

обосновать, что такое архетип. До сих пор при исследовании мифов удовлетворялись солярными,

лунарными, метеорологическими и другими вспомогательными представлениями. Практически не

обращалось внимания на то, что мифы — в первую очередь психические явления, выражающие

глубинную суть души. Дикарь не склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей.

Напротив, он постоянно испытывает потребность или, лучше сказать, в его душе имеется

непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Дикарю

недостаточно просто видеть, как встает и заходит Солнце, — эти наблюдения внешнего мира

должны одновременно быть психическими событиями, т.е. метаморфозы Солнца должны представлять

судьбу Бога или героя, обитающего, по сути дела, в самой человеческой душе.

Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое

время года и т.д. не столько аллегория [32 — Аллегория есть парафраза сознательного содержания;

символ, напротив, является наилучшим выражением лишь предчувствуемого,

но еще не различимого бессознательного содержания.

] самих

объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души.

Она улавливается человеческим сознанием через проекции, т.е. будучи отраженной в зеркале

природных событий. Такое проецирование лежит у самых оснований, а потому потребовалось

несколько тысячелетий истории культуры, чтобы хоть как-то отделить проекцию от внешнего

объекта. Например, в астрологии дело дошло до абсолютной дискредитации этой древнейшей

«scientia intutiva», поскольку психологическая характерология не была отделена от звезд.

Тот, кто еще верит сегодня — или уверовал заново — в астрологию, почти всегда возвращается к

древним предрассудкам о влиянии созвездий. Но каждому, кто способен исчислить гороскоп, должно

быть известно, что во времена Гиппарха Александрийского день весеннего равноденствия был

установлен в 0° Овна. Тем самым, любой гороскоп основывается на произвольно выбранном знаке

Зодиака, так как со времен Гиппарха весеннее равноденствие сместилось в силу прецессии по

меньшей мере к началу Рыб.

Субъективность первобытного человека столь удивительна, что самым первым предположением

должно было бы быть выведение мифов из его душевной жизни. Познание природы сводится для него,

по существу, к языку и внешним проявлениям бессознательных душевных процессов. Их

бессознательность представляет собой причину того, что при объяснении мифов обращались к чему

угодно, но только не к душе. Недоступным пониманию было то, что душа содержит в себе все

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн