Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

видения с его жуткой фактичностью могли бы быть

совсем иными. Вероятно, они привели бы к искажению христианских представлений о Боге и нанесли

величайший вред самому брату Николаю, которого признали бы тогда не святым, а еретиком (если

не психически больным), и вся его жизнь, возможно, закончилась бы крушением.

Данный пример показывает полезность догматических символов. С их помощью поддаются

формулировке столь же могущественные, сколь и опасные душевные переживания, которые из-за их

всевластности вполне можно назвать «богооткровенными». Символы дают пережитому форму и способ

вхождения в мир человечески—ограниченного понимания, не искажая при этом его сущности, без

ущерба для его высшей значимости. Лик гнева Божьего (можно встретить его также у Якоба Бёме)

плохо сочетается с новозаветным Богом — любящим Отцом небесным.

Видение легко могло стать источником внутреннего конфликта. Нечто подобное присутствовало в

самом духе времени конца XV в., когда Николай Кузанский своей формулой соmlexio oppositorum

пытался предотвратить нараставшую угрозу церковного раскола. Вскоре после этого у многих

заново рождавшихся в протестантизме происходит столкновение с переживанием яхвистического

бога — божества, содержащиеся в котором противоположности еще не отделились друг от друга.

Брат Николай обладал определенными навыками и опытом медитации, он оставил дом и семью, долго

жил в одиночестве, глубоко заглянул в то темное зеркало, в котором отразился чудесный и

страшный свет изначального. Развивавшийся на протяжении многих тысячелетий догматический образ

божества в этой ситуации сработал как спасительное лекарство. Он помог ему ассимилировать

фатальный прорыв архетипического образа и тем самым избегнуть разрушения его собственной

души. Ангелус Силезиус был не настолько удачлив: его раздирали внутренние контрасты, ибо к его

времени гарантированная догматами крепость церкви была уже поколеблена.

Якобу Бёме бог был известен и как «пламя гнева», и как истинно сокровенный. Но ему удалось

соединить глубинные противоположности с помощью христианской формулы «Отец — Сын», включив в

нее свое гностическое (но в основных пунктах все же христианское) мировоззрение. Иначе он стал

бы дуалистом. Кроме того, ему на помощь пришла алхимия, в которой уже издавна подготавливалось

соединение противоположностей. Но все же не зря у него изображающая божество мандала (приведена

в «Сорока вопросах о душе») содержит отчетливые следы дуализма. Они состоят из темной и

светлой частей, причем соответствующие полусферы разделяются, вместо того чтобы сходиться

[38 — Ср. Gastaltung des Unbewussten. 1950.S.96. Таf.2.].

Формулируя коллективное бессознательное, догмат замещает его в сознании. Поэтому

католическая форма жизни в принципе не знает психологической проблематики. Жизнь коллективного

бессознательного преднаходится в догматических архетипических представлениях, и безостановочно

протекает в ритуалах и символике. Жизнь коллективного бессознательного открывается во

внутреннем мире католической души. Коллективное бессознательное, каким мы знаем его сегодня,

ранее вообще никогда не было психологическим. До христианской церкви существовали античные

мистерии, а они восходят к седой древности неолита. У человечества никогда не было недостатка

в могущественных образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности,

таящейся в глубинах души. Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и

целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое

пространство.

Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене священных

символов. С тех пор они рушатся один за другим. Они сталкиваются, отвергаются пробужденным

разумом. К тому же, их значение давно забыто. Впрочем, забыто ли? Может быть, вообще никогда

не было известно, что они означали, и лишь в Новое время протестантское человечество стало

поражаться тому, что ничего не знает о смысле непорочного зачатия, о божественности Христа

или о сложностях догмата о троичности? Может даже показаться, что эти образы принимались без

сомнений и рефлексии, что люди относились к ним так же, как к украшению рождественской елки

или крашеным пасхальным яйцам — совершенно не понимая, что означают эти обычаи. На деле люди

как раз потому почти никогда не задаются вопросом о значении архетипических образов, что эти

образы полны смысла. Боги умирают время от времени потому, что люди вдруг обнаруживают, что

их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершенно бесполезны.

На самом деле обнаруживается лишь то, что человек ранее совершенно не задумывался об этих

образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет

«разумом», но что в действительности представляет собой только сумму его близорукости и

предрассудков.

История развития протестантизма является хроникой штурма образов. Одна стена падала за

другой. Да и разрушать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитет церкви.

Большие и малые, всеобщие и единичные, образы разбивались один за другим, пока наконец не

пришла царствующая ныне ужасающая символическая нищета. Тем самым ослабились и силы церкви:

она превратилась в твердыню без бастионов и казематов, в дом с рухнувшими стенами, в который

ворвались все ветры и все невзгоды мира. Прискорбное для исторического чувства крушение самого

протестантизма, разбившегося на сотни деноминаций, является верным признаком того, что этот

тревожный процесс продолжается. Протестантское человечество вытолкнуто за пределы охранительных

стен, и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественно живущего человека. Но

просвещенное сознание не желает ничего об этом знать, и в результате повсюду ищет то, что

утратило в Европе. Изыскиваются образы и формы созерцания, способные действовать, способные

успокоить сердце и утолить духовную жажду, — и сокровища находятся на Востоке.

Само по себе это не вызывает каких-либо возражений. Никто не принуждал римлян импортировать

в виде ширпотреба азиатские культуры. Если бы германские народы не прониклись до глубины души

христианством, называемым сегодня «чужеродным» [39 —

Речь идет о получившей распространение в нацистской Германии пропаганде древнегерманских

языческих культов, противопоставляемых «расово чуждому» христианству. Напомним, что первое

издание статьи относится к 1934 г.

],

то им легко было бы его отбросить, когда поблек престиж римских легионов. Но христианство

осталось, ибо соответствовало имевшимся архетипичсским образам. С ходом тысячелетий оно стало

таким, что немало удивило бы своего основателя, если б он был жив; христианство у негров или

индейцев дает повод для исторических размышлений. Почему бы Западу действительно не

ассимилировать восточные формы? Ведь римляне отправлялись ради посвящения в Элевсин,

Самофракию и Египет. В Египет с подобными целями совершались самые настоящие туристические

вояжи.

Боги Эллады и Рима гибли от той же болезни, что и наши христианские символы. Как и сегодня,

люди тогда обнаружили, что ранее совсем не задумывались о своих богах. Чужие боги, напротив,

обладали нерастраченной мана. Их имена были необычны и непонятны, деяния

темны, в отличие от хорошо известной скандальной хроники Олимпа. Азиатские символы были

недоступны пониманию, а потому не казались банальными в отличие от собственных состарившихся

богов. Безоглядное принятие нового и отбрасывание старого не превращалось тогда в проблему.

Является ли это проблемой сегодня? Можем ли мы облечься, как в новое платье, в готовые

символы, выросшие на азиатской экзотической почве, пропитанные чужой кровью, воспетые на

чуждых языках, вскормленные чужими культами, развивавшиеся по ходу чужой истории? Нищий,

нарядившийся в княжеское одеяние, или князь в нищенских лохмотьях? Конечно, и это возможно,

хотя может быть в нас самих еще жив наказ — не устраивать маскарад, а шить самим свою

одежду.

Я убежден в том, что растущая скудость символов не лишена смысла. Подобное развитие

обладает внутренней последовательностью. Теряется все то, о чем не задумываются, что тем

самым не вступает в осмысленное отношение с развивающимся сознанием. Тот, кто сегодня

пытается, подобно теософам, прикрыть собственную наготу роскошью восточных одежд, просто не

верен своей истории. Сначала приложили все усилия, чтобы стать нищими изнутри, а потом

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн