Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

поры сводился к тому, во что верят, что сами делают, о чем написано в книгах

или о чем говорят другие люди. Когда же дух спонтанно является, то его принимают за привидение,

и примитивный страх овладевает рассудком. Так описали мне деяния ночных богов старики племени

Элгоньи в Кении, называя их «делателями страха». «Он приходит к тебе. — говорят они, — как

холодный порыв ветра. И ты дрожишь, а он кружится и насвистывает в высокой траве». Таков

африканский Пан, бродящий с тростниковой флейтой и пугающий пастухов.

Но точно так же пугало во сне дуновение духа и нашего пастора, пастуха стад, подошедшего

в сумерках к поросшему тростником берегу, к водам, лежащим в глубокой долине души. К природе,

к деревьям, скалам и источникам вод спускается некогда огненный дух, подобно тому старцу в

«Заратустре» Ницше, что устал от человечества и удалился в лес, чтобы вместе с медведями

бурчанием приветствовать творца. Видимо, нужно вступить на ведущий всегда вниз путь вод,

чтобы поднять вверх клад, драгоценное наследие отцов.

В гностическом гимне о душе сын посылается родителями искать жемчужину, утерянную из короны

его отца—короля. Она покоится на дне охраняемого драконом глубокого колодца, расположенного в

Египте — земле сладострастия и опьянения, физического и духовного изобилия. Сын и наследник

отправляется, чтобы вернуть драгоценность, но забывает о своей задаче, о самом себе, предастся

мирской жизни Египта, чувственным оргиям, пока письмо отца не напоминает ему, в чем состоит

его долг. Он собирается в путь к водам, погружается в темную глубину колодца, на дне которого

находит жемчужину. Она приводит его в конце концов к высшему блаженству.

Этот приписываемый Бардесану гимн принадлежит временам, которые во многом подобны нашему

времени. Человечество искало и ждало, и была рыба — Levatus de profundo [44 — См.: Augustin. Confess. Lib. XIII. Cap. XXI.] — из источника, ставшего символом исцеления [45 —

«Поднявшаяся из глубин» рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства

расшифровывалась как «Иисус Христос, Божий сын. Спаситель». Так как Рыба является знаком

Зодиака, христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки

поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ,

Якоб Бёме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец

христианского Эона. В книге «Ответ Иову» эти мысли были развиты. Бог не только милосерден —

таковым он стал в ответ на вопрошание Иова: «Как может человек оправдаться перед Богом?» В

процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является

Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в «Откровении Иоанна

Богослова», Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя

Ветхий и Новый заветы, апокрифы, Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как

осмысление 2,5-тысячелетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о

«дне гнева» (его символами являются даже НЛО).

]. Пока я писал эти строки, мне пришито письмо из

Ванкувера, написанное рукой неизвестного мне человека. Он дивился собственным сновидениям, в

которых он постоянно имеет дело с водой: «Почти все время мне снится вода: либо я принимаю

ванну, либо вода переполняет ватерклозет, либо лопается труба, либо мой дом сдвигается к краю

воды, либо кто-то из знакомых тонет, либо я сам стараюсь выбраться из воды, либо я принимаю

ванну, а она переполнена» и т.д. Вода является чаще всего встречающимся символом

бессознательного. Покоящееся в низинах море — это лежащее ниже уровня сознания бессознательное.

По этой причине оно часто обозначается как «подсознательное», нередко с неприятным привкусом

неполноценного сознания. Вода есть «дух дольний», водяной дракон даосизма, природа которого

подобна воде, Ян, принятый в лоно Инь. Психологически вода означает ставший бессознательным

дух. Поэтому сон теолога говорил ему, что в водах он может почувствовать действие животворного

духа, исцеляющего подобно купальне Вифезда.

Погружение в глубины всегда предшествует подъему. Так, другому теологу [46 —

Нет ничего удивительного в том, что мы вновь встречаемся со снововидением теолога, поскольку

священник по самой своей профессии имеет дело с мотивом восхождения. Он должен настолько часто

говорить о нем, что напрашивается вопрос о его собственном духовном восхождении.

] снилось, что он увидел на горе замок Св. Грааля. Он

идет по дороге, подводящей, кажется, к самому подножию горы, к началу подъема. Приблизившись к

горе, он обнаруживает, к своему величайшему удивлению, что от горы его отделяет пропасть, узкий

и глубокий обрыв, далеко внизу шумят подземные воды [47 — Замок Святого Грааля — предание о Св. Граале средневековой европейской

литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была

переосмыслена в христианском духе (та чаша, что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф

Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении

присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью

странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям

о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии

Юнга Св. Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты

существования, движение от Эго к Самости.

]. Но к этим глубинам по круче спускается тропинка, которая вьется вверх и

по другой стороне. Тут видение померкло, и спящий проснулся. И в данном случае сон говорит о

стремлении подняться к сверкающей вершине и о необходимости сначала погрузиться в темные

глубины, снять с них покров, что является непременным условием восхождения. В этих глубинах

таится опасность; благоразумный избегает опасности, но тем самым теряет и то благо, добиться

которого невозможно без смелости и риска.

Истолкование сновидений сталкивается с сильным сопротивлением со стороны сознания, знающего

«дух» только как нечто пребывающее в вышине. По видимости, «дух» всегда нисходит сверху, а снизу

поднимается все мутное и дурное. При таком понимании «дух» означает высшую свободу, парение над

глубинами, выход из темницы хтонического. Такое понимание оказывается убежищем для всех

страшащихся «становления». Вода, напротив, по-земному осязаема, она является текучестью тел,

над которыми господствуют влечения, это кровь и кровожадность, животный запах и отягченость

телесной страстью. Бессознательна та душа, которая скрывается от дневного света сознания —

духовно и морально ясного — в той части нервной системы, которая с давних времен называется

Sympathicus. В отличие от цереброспинальной системы, поддерживающей восприятие и мускульную

деятельность, дающей власть над окружающим пространством, симпатическая система, не имея

специальных органов чувств, сохраняет жизненное равновесие. Через возбуждение этой системы

пролегает таинственный путь не только к вестям о внутренней сущности чужой жизни, но и к

деятельности, изучаемой ею. Симпатическая система является наружной частью коллективной

жизни и подлинным основанием participation mystique, тогда как цереброспиальная функция

возвышается над нею в виде множества обособленных «Я». Поэтому она уловима только посредством

того, что имеет пространственную поверхность, внешность. В последней все переживает как

внешнее, в первой — как внутреннее.

Бессознательное обычно считают чем-то вроде футляра, в котором заключено интимно—личностное,

т.е. примерно тем, что Библия называет «сердцем», и что, помимо всего прочего, содержит и все

дурные помыслы. В камерах сердца обитают злые духи крови, внезапного гнева и чувствительных

пристрастий. Так выглядит бессознательное с точки зрения сознания. Но сознание, по своей

сущности, является родом деятельности большого головного мозга; оно раскладывает все на

составные части и способно видеть все лишь в индивидуальном обличье. Не исключая и

бессознательного,

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн