Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

биологией, ни физиологией, ни какой-либо иной наукой вообще, но только наукой, дающей знания

о душе.

Данная нами картина неполна. Она проявляется прежде всего как хаотическое жизненное

влечение, но в ней есть и нечто от тайного знания и сокровенной мудрости — в достойной

удивления противоположности ее иррационально—эльфической природе. Я хотел бы здесь вернуться

к ранее процитированным авторам. «Она» Райдера Хаггарда названа им «Дочерью Мудрости»; у Бенуа

царица Атлантиды владеет замечательной библиотекой, в которой есть даже утраченная книга

Платона. Троянская Елена в своем перевоплощении изымается мудрым Симоном—магом из борделя в

Тире и сопровождает его в странствиях. Я не зря сначала упомянул об этом весьма характерном

аспекте Анимы, поскольку при первой встрече с нею она может показаться всем чем угодно, только

не мудростью [53 —

Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала.

Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.

]. Как мудрость она является только

тому, кто находится в постоянном общении с нею и в результате тяжкого труда готов признать [54 —

Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного. Она представляет собой

главную задачу процесса интеграции.

], что за всей мрачной игрой человеческой судьбы

виднеется некий скрытый смысл, соответствующий высшему познанию законов жизни. Даже то, что

первоначально выглядело слепой неожиданностью, теряет покров тревожной хаотичности и указывает

на глубинный смысл. Чем больше он познан, тем быстрее теряет Анима характер слепого влечения и

стремления. На пути хаотичного потока вырастают дамбы; осмысленное отделяется от бессмысленного,

а когда они более не идентичны, уменьшается и сила хаоса — смысл теперь вооружается силою

осмысленного, бессмыслица — силою лишенного смысла. Возникает новый космос. Сказанное является

не каким-то новым открытием медицинской психологии, а древнейшей истиной о том, что из полноты

духовного опыта рождается то учение, которое передается из поколения в поколение [55 —

Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G. Ostliche Weisheit und

westliche Psychotherapie. 1951.

].

Мудрость и глупость в эльфическом существе не только кажутся одним и тем же, они суть одно

и то же, пока представлены одной Анимой. Жизнь и глупа, и наделена смыслом. Если не смеяться

над первым и не размышлять над вторым, то жизнь становится банальной. Все тогда приобретает до

предела уменьшенный размер: и смысл, и бессмыслица. В сущности, жизнь ничего не означает, пока

нет мыслящего человека, который мог бы истолковать ее явления. Объяснить нужно тому, кто не

понимает. Значением обладает лишь непостигнутое. Человек пробуждается в мире, которого не

понимает, вследствие чего он и стремится его истолковать.

Анима, и тем самым жизнь, лишены значимости, к ним неприложимы объяснения. Однако у них

имеется доступная истолкованию сущность, ибо в любом хаосе есть космос, и в любом беспорядке —

скрытый порядок, во всяком произволе непрерывность закона, так как все сущее покоится на

собственной противоположности. Для познания этого требуется разрешающий все в антиномических

суждениях разум. Обратившись к Аниме, он видит в хаотическом произволе повод для догадок о

скрытом порядке, т.е. о сущности, устройстве, смысле. Возникает даже искушение сказать, что

он их «постулирует», но это не соответствовало бы истине. Поначалу человек совсем не

располагал холодным рассудком, ему не помогали наука и философия, а его традиционные

религиозные учения для такой цели пригодны лишь весьма ограниченно. Он запутан и смущен

бесконечностью своих переживаний, суждения со всеми их категориями оказываются тут

бессильными. Человеческие объяснения отказываются служить, так как переживания возникают по

поводу столь бурных жизненных ситуаций, что к ним не подходят никакие истолкования. Это момент

крушения, момент погружения к последним глубинам, как верно заметил Апулей, аd instar

voluntariae mentis («Наподобие самопроизвольного ума»). Здесь не до искусного выбора

подходящих средств; происходит вынужденный отказ от собственных усилий, природное принуждение.

Не морально принаряженное подчинение и смирение по своей воле, а полное, недвусмысленное

поражение, сопровождаемое страхом и деморализацией. Когда рушатся все основания и подпоры,

нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа,

ранее скрытого в недоступной истолкованию бессмысленности Анимы. Это архетип смысла, подобно

тому как Анима представляет архетип жизни. Смысл кажется нам чем-то поздним, поскольку мы не

без оснований считаем, что сами придаем смысл чему-нибудь, и с полным на то правом верим, что

огромный мир может существовать и без нашего истолкования.

Но каким образом мы придаем смысл? Откуда мы его в конечном счете берем? Формами придания

смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем

обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими,

в свою очередь, от первоначальных образов. С какой бы стороны мы ни брались за этот вопрос,

в любом случае необходимо обратиться к истории языка и мотивов, а она ведет прямо к

первобытному миру чуда. Возьмем для примера слово «идея». Оно восходит к платоновскому

понятию вечных идей — первообразов, к «занебесному месту», в котором пребывают

трансцендентные формы. Они предстают перед нашими глазами как imagines et lares [56 — «Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков,

и лары — духи—хранители домашнего очага в Древнем Риме.

] или как образы сновидений и откровений. Возьмем,

например, понятие «энергия», означающее физическое событие, и обнаружим, что ранее тем же

самым был огонь алхимиков, флогистон — присущая самому веществу теплоносная сила, подобная

стоическому первотеплу или гераклитовскому «вечно живому огню», стоящему уже совсем близко к

первобытному воззрению, согласно которому во всем пребывает всеоживляющая сила, сила

произрастания и магического исцеления, обычно называемая мана.

Не стоит нагромождать примеры. Достаточно знать, что нет ни одной существенной идеи либо

воззрения без их исторических прообразов. Все они восходят в конечном счете к лежащим в

основании архетипическим праформам, образы которых возникли в то время, когда сознание еще не

думало, а воспринимало. Мысль была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но

обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу,

откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным в своей непосредственной данности.

Мышление предшествует первобытному «сознанию Я», являясь скорее объектом, нежели субъектом.

Последняя вершина сознательности еще не достигнута, и мы имеем дело с предсуществующим

мышлением, которое, впрочем, никогда не обнаруживалось как нечто внутреннее, пока человек был

защищен символами. На языке сновидений: пока не умер отец или король.

Я хотел бы показать на одном примере, как «думает» и подготавливает решения бессознательное.

Речь пойдет о молодом студенте—теологе, которого я лично не знаю. У него были затруднения,

связанные с его религиозными убеждениями, и в это время ему приснился следующий сон

[57 — Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen // Psychologie und Erziehung, 1946.].

Он стоит перед прекрасным старцем, одетым во все черное. Но знает, что магия у

него белая. Маг долго говорит ему о чем-то, спящий уже не может припомнить, о чем именно.

Только заключительные слова удержались в памяти: «А для этого нам нужна помощь черного

мага». В этот миг открывается дверь и входит очень похожий старец, только одетый в белое.

Он говорит белому магу: «Мне необходим твой совет», бросив при этом вопрошающий взгляд на

спящего. На что белый маг ответил: «Ты можешь говорить спокойно, на нем нет вины». И тогда

черный маг начинает рассказывать свою историю. Он пришел из далекой страны, в которой

произошло нечто чудесное. А именно, земля управлялась старым

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн