было бы принять его навязчивые идеи о раке всерьез, нежели считать их патологической
бессмыслицей. Но принять всерьез, значит признать это как своего рода информацию, диагноз о
том факте, что в реально существующей психике возникли затруднения, которые конкретизировались
в идею о растущей раковой опухоли. Пациент, конечно, спросил бы: «А что этот рост собой
представляет?». И я бы ответил: «Не знаю», ибо я действительно не знаю. Хотя, как я уже
отметил раньше, это наверняка компенсаторное или дополняющее бессознательное развитие, о его
специфической природе и содержании пока ничего не известно. Речь идет о спонтанном проявлении
бессознательного, основанном на содержании, которого мы не сможем обнаружить в сознании.
Тогда мой пациент, конечно же, полюбопытствует, а как же я рассчитываю добраться до
этого содержания, ставшего источником навязчивого представления. Я сообщу ему в ответ,
рискуя повергнуть его в шок, что необходимую информацию нам поставят его сновидения. Мы
станем смотреть на них так, словно они проистекают из источника, наделенного умом,
целесообразностью и даже как бы личностным началом. Это, без сомнения, смелая гипотеза, и
в то же время авантюра, поскольку мы намерены довериться давно дискредитированному сущему,
само существование которого сегодня по-прежнему отвергается многими психологами и
философами. Знаменитый антрополог, которому я изложил свой подход, сделал типичное
замечание: «Все это, конечно, интересно, но и опасно». Да, я признаю, что это опасно;
столь же опасно, как и сам невроз. Если вы хотите избавиться от невроза, то вам нужно
чем-то рисковать. Без известного риска всякое дело не эффективно, это нам слишком хорошо
известно. Хирургическая операция по поводу рака также рискованна, и все-таки ее нужно
делать. Чтобы быть лучше понятым, я часто поддаюсь искушению и советую моим пациентам —
воспринимайте свою психику как некое «тонкое» тело, на котором могут произрастать столь
же «тонкие» опухоли.
Предрассудок, согласно которому психика невообразима, а потому ничтожнее дуновения ветра,
либо уверенность в том, что она представляет собой некую философскую систему логических
понятий — этот предрассудок столь силен, что люди, не осознавая определенное содержание
своей психики, считают его несуществующим. Нет ни доверия, ни веры в достоверность
функционирования психики за пределами сознания, а анализ сновидений считается просто
смехотворным занятием. В этих условиях мое предложение может вызвать наихудшие подозрения.
И мне взаправду приходилось выслушивать немало всевозможных аргументов против серьезного
отношения к смутным призракам сновидений. И все же в сновидениях мы обнаруживаем, даже без
всякого глубокого анализа, те же конфликты и комплексы, существование которых
устанавливается с помощью ассоциативного теста. Более того, эти комплексы образуют
неотъемлемую часть невроза. Поэтому у нас есть веские основания считать, что сновидения
могут предоставить нам не меньше информации о содержании невроза, чем ассоциативный тест.
А на деле они дают информации куда больше. Симптом подобен стеблю над землей, но основная
часть растения — это широкая сеть подземных корней. Эта корневая система и образует
содержание невроза; она является матрицей комплексов, симптомов и сновидений. У нас есть
все основания утверждать, что сновидения отображают именно эти, так сказать подземные
психические процессы. И если мы сможем к ним подобраться, значит, сможем достичь «корней»
болезни.
Так как в мои цели не входит рассмотрение психопатологии неврозов, я предлагаю избрать
другой случай в качестве примера того, как сновидения открывают неизвестные внутренние
факты психики. В данном случае сновидцем является также интеллектуал, наделенный
удивительным умом и образованностью. Он был невротиком и обратился ко мне за помощью,
чувствуя, что невроз становится непреодолимым и медленно, но верно несет психике
разрушение. К счастью, его интеллект еще не пострадал, и он мог пользоваться своим тонким
умом. Учитывая это, я возложил на него обязанность самому наблюдать и записывать свои
сновидения. Они не анализировались и не объяснялись ему — лишь много позже мы принялись
за анализ, так что сновидения, о которых пойдет речь, не содержат никаких привнесений.
Они представляют собой последовательность событий так, как их наблюдал во сне пациент,
без какого-либо вмешательства. Пациент никогда ничего не читал по психологии, не говоря
уж об аналитической психологии.
Поскольку серия состоит из более чем четырехсот сновидений, я могу высказать лишь общее
впечатление об этом материале; мною была опубликована подборка из 74 этих сновидений,
содержавшая мотивы, которые представляют значительный религиозный интерес. Сновидец,
стоит об этом упомянуть, был по воспитанию католиком, но уже отошел от веры и не
интересовался религиозными проблемами. Он принадлежал к тем интеллектуалам или ученым,
которые приходят в удивление, стоит кому-нибудь озадачить их теми или иными религиозными
проблемами. Если придерживаешься точки зрения, согласно которой бессознательное
представляет собой психическое, существующее независимо от сознания, случай нашего сновидца
может быть особенно интересен; естественно, допуская, что мы не ошибаемся, говоря о
религиозном характере некоторых сновидений. Если же делать акцент только на сознании и не
наделять бессознательное способностью к независимому существованию, то было бы крайне
интересно выяснить, выводим ли материал сновидений из содержания сознания. В том случае,
если факты будут благоприятствовать гипотезе о бессознательном, мы сможем тогда
использовать сновидения в качестве источника информации о возможных религиозных тенденциях
бессознательного.
Нельзя сказать, чтобы сновидения нашего пациента имели самое прямое отношение к религии.
Однако среди четырехсот имеются два сновидения явно религиозного содержания. Я приведу
теперь текст, написанный самим сновидцем.
Множество домов, в них нечто театральное, словно какая-то сцена. Кто-то упоминает
имя Бернарда Шоу. Упоминается также, что пьеса относится к далекому будущему. Один из
домов отмечен вывеской со следующей надписью: «Это вселенская католическая церковь. Это
церковь Господа. Все, чувствующие себя орудиями Господа, могут войти». И внизу приписка
мелкими буквами: «Церковь основана Иисусом и Павлом», — словно речь идет о фирме,
хвастающейся древностью основания. Я говорю приятелю: «Давай зайдем, посмотрим». Он
отвечает: «Непонятно, зачем такому множеству людей нужно толпиться, чтобы возникло
религиозное чувство». Но я ему возражаю: «Ты — протестант, так что тебе не понять».
Тут женщина с одобрением кивает головой. Теперь я сознаю, что на стене церкви висит
афиша. На ней следующие слова: «Солдаты! Когда вы почувствуете, что вы во власти
Господа, избегайте прямо говорить с ним. Господь словам недоступен. Мы также
настоятельно рекомендуем вам не вмешиваться в дискуссию об атрибутах Господа.
Это было бы бесполезно, ибо все ценное и важное невыразимо. Подпись: Папа *** (имя,
однако, не расшифровать)».
Теперь мы входим в церковь. Интерьер похож скорее на мечеть, чем на церковь.
Собственно говоря, есть сходство со Св. Софией. Скамей нет, это производит удивительное