звезды или солнца с восемью лучами, круглой шляпы, разделенной на
восемь частей, медведя с четырьмя глазами, квадратной тюремной камеры, четырех времен года,
корзинки с четырьмя орехами, мировых часов с диском, разделенным на 4 х 8 = 32 подразделения,
и т.д. Эти символы четверичности встречаются 71 раз в серии из четырехсот сновидений. Данный
случай не является чем-то исключительным.
Я наблюдал много случаев, где встречается число четыре — оно всегда имело бессознательные
истоки. Иначе говоря, образ приходил в сновидении, а сновидец не имел представления о его
смысле и никогда ранее не слышал о символическом значении четверицы. Иное дело — число три,
поскольку Троица представляет собой общепризнанное и доступное каждому символическое число.
Но четверка нам, в особенности современным ученым, говорит не больше, чем любое другое число.
Числовой символизм со всей своей заслуживающей почтения историей представляет собой область
знания, целиком и полностью лежащую за пределами сознания нашего сновидца. Если сновидения в
этих условиях столь настойчиво говорят о важности четверки, то у нас есть полное право
считать ее происхождение бессознательным. Нуминозный характер четверицы очевиден во втором
сновидении. Из этого факта мы должны сделать вывод, что сновидение указывает на значения,
которые мы называем «священными». Так как сновидец не в силах проследить связь этого факта
с каким-нибудь сознательным источником, я применяю сравнительный метод, чтобы выявить
значение символики.
Конечно, в объеме данной книги дать полное представление об этой процедуре сравнения
невозможно. Я вынужден ограничиться простыми наметками. Поскольку многие содержания
бессознательного кажутся остатками прошлых ментальных состояний, нам нужно вернуться всего
на несколько сот лет назад, чтобы достичь сознания того уровня, которое образует параллель
этим содержаниям бессознательного. В нашем случае мы можем отойти назад менее чем на триста
лет, чтобы обнаружить себя среди ученых и натурфилософов, которые самым серьезным образом
обсуждали проблему quaratura circuli. Эта малопонятная проблема сама была психологической
проекцией куда более древних и совершенно бессознательных предметов. Но в те дни они еще
знали, что круг означает Божество. «Deus est figura intellectualis, cuius centrum est
ubique, circmuferentia vero nusquam» (лат. «Бог есть умопостигаемая фигура, чей центр
повсюду, окружность же нигде»), как говорил один из этих философов, повторяя Св. Августина.
Такой интровертивный и интроспективный человек как Эмерсон не мог не столкнуться с той же
идеей, и он тоже цитирует Св. Августина. Образ круга — совершеннейшая форма со времен
платоновского «Тимея», высшая власть в герметической философии — передавал также самую
совершенную субстанцию — золото, применялся для обозначения anima mundi или аnima mediae
naturae (лат. «души мира, души сердцевины природы»), для обозначения света первотворения.
А так как макрокосм, Великий мир, был создан творцом in forma rotunda, quae in puncto
requiscit (лат. «в форме круга или шара»), то малейшая частица мира — точка также наделена
этой совершенной природой. Как говорит философ: «Omnium figurarum simplicissima et
perfectissima primo est rotunda, quae in puncto requiscit» (лат. «Из всех фигур простейших и
совершеннейших первая есть круг, который покоится в точке»). Этот образ Божества, спящего и
сокрытого в материи, именовался алхимиками изначальным хаосом, или райской землей, круглой
рыбиной в море, либо же просто rotundum, или яйцом. Это круглое нечто обладало как бы
ключом, с помощью которого можно было проникнуть внутрь материи. Как говорится в «Тимее»,
только демиург, совершенное существо, способен отворить тетрактис, заключающий в себе
четыре элемента, т.е. четыре составные части круглого мира. В одном из авторитетнейших
с XIII в. источников — Тurba Philosophorum — говорится, что rotundum может разложить медь
на четыре составляющие.
Также желанное аurum philosophicum было круглым. Мнения разделились относительно
процедуры, с помощью которой можно достичь спящего демиурга. Одни надеялись уловить его в
форме первоматерии, содержащий в себе особую концентрацию субстанции или особый ее род.
Другие пытались создать круглую субстанцию своеобразным синтезом. Аноним говорит: «Сделай из
мужчины и женщины круглый круг, извлеки из него четырехугольник, а из него треугольник.
Сделаешь круг круглым, и ты получишь философский камень» Этот чудесный камень
символизировался совершенным живым существом — гермафродитом по своей природе,
соответствующим «сфере» Эмпедокла [78 —
В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы
идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев — шар — выражает
законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайросом, идеально закругленной
всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона
«Пир» говорится об андрогинах с «округлым телом» — «страшные своей силой и мощью, они питали
великие замыслы и посягали даже на власть богов», за что были разрезаны пополам Зевсом — так
возникли мужчины и женщины, «половинки» прежнего целого, стремящиеся друг к другу.
], андрогину,
круглому двуполому существу Платона. Еще в начале XIV в. ляпис сравнивался Петрусом с
Христом, как allegoria Christi. Но в Aurea Hora, трактате псевдо—Фомы XIII в., таинство
камня столь же первостепенно, как и таинства христианской религии. Я упоминаю эти факты лишь
для того, чтобы показать, что круг или шар, содержащий четверку, обозначал божество для
большого числа наших образованных предков.
Из латинских трактатов также видно, что таинственный демиург, спящий или сокрытый в
материи, идентичен так называемому homo philosophicus, второму Адаму. Под последним
подразумевается высший духовный человек, Адам Кадмон [79 — Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «изначальный человек». В
иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как «небесный человек» он
является образцом для творения «земного человека». Развитые в каббале представления об Адаме
Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.
], часто отождествляемый с Христом. В то время как первый Адам был
смертен, ибо был создан из четырех тленных элементов, второй состоит из единой чистой и
нетленной сущности. Псевдо—Фома говорит так: «Secundus Adam de puris elementis in
aeternitatem transivit. Ideo quia ex simplici et pura essentia constat, in aeternum manet»
(лат. «Второй Адам переходит из чистейших элементов в вечность. Он пребывает в вечности,
поскольку состоит из простых и чистых сущностей»). Можно сослаться также на слова раннего
латинизированного арабского философа, называвшегося Сениор, — знаменитого и авторитетного на
протяжении всех Средних веков: «Есть одна субстанция, которая никогда не умирает, ибо она
упорствует в непрестанном возрастании». Этой субстанцией и является второй Адам.
Из этих цитат видно, что круглая субстанция, разыскиваемая философами, представляла собой
проекцию чего-то сходного по своей природе с символикой наших сновидений. У нас имеются
исторические документы, доказывающие, что сны, видения, даже галлюцинации часто примешивались
в великие философские труды. Наши праотцы с их наивной умственной конституцией прямо
проецировали содержания бессознательного на материю. Такие проекции она могла легко принять,
поскольку в то время материя была практически неведомым и непонятным сущим. А там, где