часы.
Их несет черная птица (пациент обращается здесь к предшествующему сновидению, где
черный орел нес золотое кольцо). Вертикальный круг представляет собой голубой диск с
белым ободом, разделенный на 4 х 8 — 32 части. По диску вращается рука. Горизонтальный
круг — четырехцветный; четыре маленьких человечка стоят на нем и переносят стрелку, а по
кругу лежит золотое кольцо (из прежнего видения). У мировых часов три ритма, или
биения:
Малое биение: рука на голубом вертикальном диске перемещается на одно полуминутное
деление (1 / 32).
Среднее биение представлено полным обращением руки. Одновременно горизонтальный круг
перемещается на полуминутное деление.
Большое биение: 32 средних биения равны одному обращению золотого кольца.
Видение подводит итог всем иносказаниям и в предшествующих снах. Оно кажется попыткой
создания осмысленного целого из ранее фрагментарных символов — круга, шара, квадрата,
вращения, часов, звезды, креста, четверицы, времени и т.д. Конечно, нелегко понять, почему
такая абстрактная структура вызывает чувство «самой совершенной гармонии». Но если вспомнить
о двух кругах в платоновском «Тимее», о гармоничной закругленности anima mundi, мы можем найти
путь к пониманию. Термин «мировые часы» вновь возвращает нас к античной концепции музыкальной
гармонии сфер. Речь идет о своего рода космологической системе. Если в данном случае мы имеем
дело с видением твердыни небесной в ее медленном вращении, либо в таком виде предстает
постепенное движение солнечной системы, тогда мы можем понять и оценить совершенную гармонию
возникшей картины. Мы имеем основания также предположить, что платоновское видение космоса
легким проблеском пробивается здесь сквозь туман полусознательного состояния. И все же есть в
этом видении пациента нечто такое, что не согласуется с гармоничным совершенством платоновских
представлений. Два круга различны по своей природе. Различны не только их движения, но и цвета.
Вертикальный круг голубой, горизонтальный содержит четыре цвета, он с золотым ободом. Голубой
круг вполне может символизировать голубую полусферу неба, тогда как горизонтальный
«представляет» горизонт и четыре стороны света, персонифицированные в четырех цветах (в более
раннем сновидении кардинальные точки представали то в виде четверых детей, то четырех времен
года). Эта картина сразу напоминает о средневековых образах мира в форме круга, или rex
elonae с четырьмя евангелистами [80 —
По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом: Марк — лев, Лука — агнец,
Иоанн — орел, Матфей — человек.
], или же
melothesiae, где горизонтом служил Зодиак. Образ торжествующего Христа, кажется, выводим из
сходных изображений Тора и четырех его сыновей. Можно сослаться также и на восточные
аналогии: буддистские мандалы, или круги, обычно тибетские по своему происхождению. Они
представляют собой, как правило, круглую падму или лотос, в который вписано квадратное
священное здание с четырьмя вратами, указывающими на четыре стороны света и четыре времени
года. В центре находится Будда, чаще всего в соединении с Шивой и его Шакти или равнозначным
символом dorje (молнии). Эти круги являются янтрами, или ритуальными орудиями, служащими
созерцанию, концентрации и окончательной трансформации сознания йога в божественное
всесознание.
Сколь бы поразительными ни казались эти аналогии, они не вполне нас удовлетворяют, ибо
все они до такой степени подчеркивают значение центра, что кажутся созданными лишь для
того, чтобы выразить важность центральной фигуры. В нашем же случае центр пуст. Это просто
математическая точка. Что же касается аналогичных кругов, то они символизируют миросозидающее
и правящее миром Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий. В нашем
случае в качестве символа предстают часы, обозначающие время. Единственным известным мне
аналогом такого символа является изображение гороскопа: у него также есть четыре кардинальные
точки и пустой центр. Отмечу и еще одно любопытное совпадение: в предшествующих сновидениях
неоднократно замечалось, что вращение происходит обычно справа налево. У гороскопа имеется
двенадцать домов, и движение от одного к другому идет налево, т.е. против часовой стрелки.
Но гороскоп состоит только из одного круга, и, кроме того, в нем нет сочетания двух явно
различных систем. Так что гороскоп не является удовлетворительным аналогом, хотя он и может
пролить некоторый свет на временной аспект нашего символа. Мы были бы вынуждены оставить
наши попытки найти психологические параллели, если бы не существовала настоящая сокровищница
средневековой символики. По счастливой случайности, я познакомился с малоизвестным
средневековым автором, Гийомом де Дигюйвилем, приором Шалисского монастыря, нормандским
поэтом, написавшим три «пелеринажа» между 1330 и 1355 гг. Они называются Lе Pelerinage
de la Vie Humaine, de l’Ame et de Jesus Christ. В последнем из странствий — Chant du
Pelerinage de l’Ame — мы находим видение рая.
Рай состоит из сорока девяти вращающихся сфер. Они называются «siecles», столетиями,
будучи прототипами или архетипами земных столетий. Но как объясняет Гийому ангел, который
служит ему вожатым, церковное выражение in saecula saeculorum означает вечность, а не
обычное время. Золотые небеса окружают все сферы. Когда Гийом смотрит вверх на золотое
небо, он неожиданно замечает малый круг, размером всего около трех футов шириной и цвета
сапфира. Он говорит об этом круге: «Ie sortait du ciel d,or en un point et y rentrait
d’autre part et il en faisait le tour» (фр. «Он сошел с золотого неба в одной точке и
вернулся к ней с другой стороны, сделав, таким образом, целый круг»). Очевидно, что
голубой круг вращался, подобно диску, по большому кругу, который рассекал золотую небесную
сферу. Здесь две различные системы, золотая и голубая — одна проходит сквозь другую. Что
представляет собой голубой круг? Ангел вновь поясняет изумленному Гийому:
Се cercle que tu vois est le calendrier,
Qui en faisant son tour entier,
Montre les Saints les journees,
Quand elles doivent etre fetees.
Chacun en fait le cercle en tour
Chacune etoile y est pour joir,
Chacun soleil pour l’espace
De jours trente ou Zodiaque
Сей календарный круг за годом год
Свершает неизменный оборот,
Указывая имена святых
И дни, когда нам чтить пристало их.
Они спешат по кругу чередой,
И каждый день — под собственной звездой.
А тридцать дней на каждый звездный знак
Все вместе нам составят Зодиак.
(Перевод с фр. Ю. Стефанова)
Голубой круг — это церковный календарь. Таким образом, мы имеем еще одну параллель —
временное начало. Напомним, что в видении нашего пациента время измеряется тремя биениями.
Календарный круг Гийома примерно трех футов в диаметре. Более того, когда Гийом смотрит на
голубой круг, неожиданно появляются три духа, облаченные в пурпур. Ангел объясняет, что
пришло время праздника в честь этих трех святых, и продолжает речь о Зодиаке в целом. Когда
он подходит к Рыбам, то упоминает о празднике двенадцати рыбаков, который предшествует Св.
Троице. Здесь Гийом вмешивается и говорит ангелу, что никогда не понимал вполне символа
Троицы. Он просит ангела смилостивиться и объяснить таинство. На что тот отвечает: «Итак,
есть три главных цвета: зеленый, красный и золотой. Их можно увидеть вместе в хвосте
павлина». И добавляет: «Всемогущий царь, соединяющий воедино три цвета, разве он не может