Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

неприятный факт.

Можно процитировать много примеров подобного рода, но такие физические реакции лишь одна

из форм, в которой выражаются проблемы, нас бессознательно волнующие. Чаще же они находят

воплощение в снах.

Любой психолог, которому довелось выслушивать людей, описывающих свои сны, знает, что

символика сна намного разнообразнее, чем физические симптомы неврозов. Она часто состоит

из детально разработанных и живописных фантазий. Но если аналитик при работе с материалом

этих снов будет использовать разработанную Фрейдом технику «свободных ассоциаций», он в

конце концов обнаружит, что сны могут быть сведены к нескольким основным типам. Эта техника

сыграла важную роль в развитии психоанализа, так как она позволила Фрейду использовать сны

как исходную точку для исследования бессознательных проблем пациента.

Фрейд сделал простое, но глубокое наблюдение, — если поощрить видевшего сон продолжать

рассказывать о своем сновидении и мыслях, на которые оно наводит, то пациент пойдет

достаточно далеко и откроет бессознательный фон своего недуга: как тем, что он скажет сам,

так и тем, о чем он бессознательно умолчит. Идеи сновидца могут казаться иррациональными и

несущественными, но через некоторое время легко замечаемым оказывается то, чего он старается

избежать, какие неприятные мысли или переживания он в себе подавляет. Неважно, каким путем

он стремится замаскировать это; все, что он говорит, указывает на суть его проблемы. Врач

вообще-то достаточно часто сталкивается с темными сторонами жизни людей, что позволяет ему

редко ошибаться при интерпретации намеков, которые пациент выдает за знаки его

встревоженной совести. То, что открывается в конце концов, к сожалению, обычно

подтверждает его предположения. В этой области трудно что-либо возразить против фрейдовской

теории вытеснения и осуществления желаний как очевидной причины символизма снов.

Фрейд придавал особое значение снам как отправной точке процесса «свободных ассоциаций».

Но спустя время я стал чувствовать, что использование богатых фантазий, которые

бессознательное продуцировало во время сна, было неадекватным и порой вводящим в заблуждение.

Мои сомнения начались, когда однажды коллега рассказал мне о своих переживаниях во время

долгого железнодорожного путешествия по России. Хотя он не знал языка и не мог даже

разобрать написание кириллического алфавита, по дороге он размышлял над странными буквами,

которыми были выполнены железнодорожные надписи, и фантазировал, придумывая для них разные

значения.

Одна мысль порождала другую, и в неспешном расслабленном состоянии он обнаружил, что

«свободные ассоциации» всколыхнули много старых воспоминаний. Среди них досадно обнаружились

некоторые давно утраченные и неприятные темы, которые он не хотел держать в памяти и

сознательно забыл. Фактически этот человек оказался перед тем, что психологи назвали бы его

«комплексами» [13 — Комплекс — важное понятие аналитической психологии, основанное на

опровержении идеи о «многоликости» личности. По определению самого Юнга «комплексы суть

психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате

психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом

тенденций». Комплексы влияют на поведение человека, как правило, сопровождаются известным

аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие

комплексов у человека — явление вполне естественное и сами по себе комплексы являются

необходимыми составляющими психической жизни.

], т.е. подавленным эмоциональным

содержанием, которое могло вызывать постоянное психологическое раздражение или в некоторых

случаях даже симптом невроза.

Этот эпизод навел меня на ту мысль, что нет необходимости рассматривать сны как исходную

точку процесса «свободных ассоциаций» в том случае, если хочешь определить комплексы

пациента. Описанный случай продемонстрировал мне, что можно достичь центра непосредственно с

любой точки окружности. Можно начать с букв кириллицы, с медитации перед хрустальным шаром,

с молитвенного колеса или современной живописной картины, или даже со случайного разговора

по поводу пустякового события. В этом отношении сон столь же эффективен, как и любое другое

отправное событие. И тем не менее сны имеют особое значение даже тогда, когда они возникают

в результате эмоционального расстройства, в которое вовлечены присущие тому или иному лицу

комплексы.

Здесь, однако, до меня дошло (если до того я был прав), что сами сны имеют свою

собственную, отдельную, имеющую смысл функцию. Очень часто сны имеют определенную, с

очевидностью целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение, хотя,

как правило, последние столь быстро не воспринимаются как таковые. Поэтому я стал размышлять,

нужно ли уделять больше внимания актуальной форме и содержанию сна, или же позволить

«свободной ассоциации» вести по цепи мыслей к комплексам, которые могут быть легко обнаружены

и другими способами. Эта новая мысль и была поворотным моментом в развитии моей психологии.

Постепенно я оставил ассоциативный путь, который уводил от содержания самого сна. Я

предпочел сконцентрироваться на ассоциациях непосредственно самого сна, полагая, что

последний выражает нечто специфическое, что пытается выразить бессознательное.

Изменение моего отношения к снам повлекло изменение и самого метода; новый метод

принимал во внимание все широкое разнообразие области сновидений. История, рассказанная

сознательным разумом, имеет свое начало, развитие и конец, но во сне все обстоит иначе.

Координаты времени и пространства здесь совершенно другие, и, чтобы это понять, необходимо

исследовать сон со всех сторон, точно так же, как можно взять в руки неизвестный предмет

и поворачивать его до тех пор, пока не выявятся все особенности его формы.

Возможно, я уже достаточно полно показал, как постепенно пришел к разногласию со

«свободной ассоциацией» Фрейда; я стремился держаться как можно ближе к самому сну и

исключать все малозначительные идеи и ассоциации, которые он вызывал. И хотя они на самом

деле могли привести к комплексам у пациента, у меня имелась другая, более далеко идущая

цель, чем выявление комплексов, вызывающих невротические расстройства. Существует много

иных способов, посредством которых их можно обнаружить, например, психолог может получить

все нужные указания с помощью тестов словесных ассоциаций (спросив пациента, с чем он

связывает данный набор слов, и изучив его ответы). Но чтобы узнать и понять психическую

жизнь целостной отдельной личности, важно осознать, что сны человека и их символические

образы играют более значительную роль.

Почти каждый, например, знает, что существует бесчисленное множество образов, которые

могут символизировать половой акт (или, можно сказать, представленных в форме аллегории).

Любой из этих образов путем ассоциации может привести к идее полового акта и к специфическим

комплексам, которые проявляются у индивида в отношении собственных сексуальных установок. Но

точно так же можно выявить эти комплексы путем фантазирования над незнакомыми русскими

буквами. Отсюда я пришел к предположению о том, что сон может нести в себе и иное послание,

чем сексуальная аллегория, и что это происходит по определенным причинам. Попробую это

проиллюстрировать.

Человеку может присниться, что он вставляет ключ в замок, машет тяжелой палкой или

пробивает дверь таранящим предметом. Все эти действия можно рассматривать как сексуальную

аллегорию. Но фактически само бессознательное выбирает один из этих специфических образов:

это может быть и

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн