Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

сих пор

сказанного не выходит за рамки психической феноменологии. Поскольку «в тайники природы дух

сотворенный ни один» не проникнет, то и нам от нашей психологии тоже нечего ожидать

невозможного, а именно адекватного разъяснения той великой тайны жизни, которую мы

непосредственно ощущаем, сталкиваясь с реальностью творчества. Подобно всякой науке, психология

тоже предлагает от себя лишь скромный вклад в дело более совершенного и глубокого познания

жизненных феноменов, но она так же далека от абсолютного знания, как и ее сестры.

Мы так много говорили о «смысле и значении художественного произведения», что всякого,

наверное, уже подмывает усомниться: а действительно ли искусство что-то «означает»? Может

быть, искусство вовсе ничего и не «означает», не имеет никакого «смысла» — по крайней мере

в том аспекте, в каком мы здесь говорим о смысле. Может быть, оно — как природа, которая

просто есть и ничего не «обозначает». Не является ли всякое «значение» просто истолкованием,

которое хочет обязательно навязать вещам жаждущая смысла рассудочность? Можно было бы сказать,

что искусство есть красота, в красоте обретает свою полноту и самодостаточность. Оно не

нуждается ни в каком «смысле». Вопрос о «смысле» не имеет с искусством ничего общего. Когда

я смотрю на искусство изнутри, я волей-неволей должен подчиниться правде этого закона. Когда

мы, напротив, говорим об отношении психологии к художественному произведению, мы стоим уже

вне искусства, и тогда ничего другого нам не остается: приходится размышлять, приходится

заниматься истолкованием, чтобы вещи обрели значение, — иначе мы ведь вообще не можем о них

думать. Мы обязаны разлагать самодовлеющую жизнь, самоценные события на образы, смыслы,

понятия, сознательно отдаляясь при этом от живой тайны. Пока мы сами погружены в стихию

творческого, мы ничего не видим и ничего не познаем, мы даже не смеем познавать, потому что

нет вещи вредней и опасней для непосредственного переживания, чем познание. Но находясь вовне

творческого процесса, мы обязаны прибегнуть к его познанию, взглянуть на него со стороны —

и лишь тогда он станет образом, который говорит что-то своими «значениями». Вот когда мы не

просто сможем, а будем обязаны повести речь о смысле. И соответственно то, что было раньше

чистым феноменом, станет явлением, означающим нечто в ряду смежных явлений, — станет вещью,

играющей определенную роль, служащей известным целям, оказывающей осмысленное воздействие. А

когда мы сможем все это разглядеть, в нас проснется ощущение, что мы сумели что-то познать,

что-то объяснить. Проснется тем самым потребность в научном постижении.

Говоря выше о художественном произведении как о дереве, растущем из своей питательной

почвы, мы могли бы, конечно, с не меньшим успехом привлечь более привычное сравнение с ребенком

в материнской утробе. Поскольку, однако, все сравнения хромают, то попробуем вместо метафор

воспользоваться более точной научной терминологией. Я, помнится, уже называл произведение,

находящееся в состоянии возникновения, автономным комплексом. Этим термином обозначают просто

всякие психические образования, которые первоначально развиваются совершенно неосознанно и

вторгаются в сознание, лишь когда набирают достаточно силы, чтобы переступить его порог.

Связь, в которую они вступают с сознанием, имеет смысл не ассимиляции, а перцепции, и это

означает, что автономный комплекс хотя и воспринимается, но сознательному управлению — будь

то сдерживание или произвольное воспроизводство — подчинен быть не может. Комплекс проявляет

свою автономность как раз в том, что возникает и пропадает тогда и так, когда и как это

соответствует его внутренней тенденции; от сознательных желаний он не зависит. Это свойство

разделяет со всеми другими автономными комплексами и творческий комплекс. И как раз здесь

приоткрывается возможность аналогии с болезненными душевными явлениями, поскольку именно

для этих последних характерно появление автономных комплексов. Сюда, прежде всего, относятся

душевные расстройства. «Божественное неистовство художников» [138 — «Божественное неистовство художников» — выражение из платоновского диалога «Ион», где

собеседники замечают, что одержимые божественным вдохновением рапсоды «совсем не в своем

рассудке».] имеет грозное реальное сходство с такими заболеваниями, не будучи, однако,

тождественно им. Аналогия заключается в наличии того или иного автономного комплекса. Однако

факт его наличия сам по себе еще не несет в себе ничего болезненного, потому что нормальные

люди тоже временами и даже подолгу находятся под властью автономных комплексов: факт этот

принадлежит просто к универсальным свойствам души, и нужна уж какая-то повышенная степень

бессознательности, чтобы человек не заметил в себе существования какого-нибудь автономного

комплекса. Итак, автономный комплекс сам по себе не есть нечто болезненное, лишь его

учащающиеся и разрушительные проявления говорят о патологии и болезни.

Как же возникает автономный комплекс? По тому или иному поводу — более пристальное

исследование завело бы нас здесь слишком далеко — какая-то ранее не осознававшаяся область

психики приходит в движение; наполняясь жизнью, она развивается и разрастается за счет

привлечения родственных ассоциаций. Потребная на все это энергия отнимается соответственно

у сознания, если последнее не предпочтет само отождествить себя с комплексом. Если этого не

происходит, наступает, по выражению Жане, «понижение умственного уровня». Интенсивность

сознательных интересов и занятий постепенно гаснет, сменяясь или апатической бездеятельностью —

столь частое у художников состояние, — или регрессивным развитием сознательных функций, то есть

их сползанием на низшие инфантильные и архаические ступени, — словом, нечто вроде дегенерации.

На поверхность прорываются элементарные слои психических функций: импульсивные влечения вместо

нравственных норм, наивная инфантильность вместо зрелой обдуманности, неприспособленность вместо

адаптации. Из жизни многих художников нам известно и это. На отнятой у сознательно—личностного

поведения энергии разрастается автономный комплекс.

Из чего состоит творческий автономный комплекс? Этого вообще невозможно знать заранее, пока

завершенное произведение не позволит нам заглянуть в свою суть. Произведение являет нам

разработанный образ в широчайшем смысле слова. Образ этот доступен анализу постольку, поскольку

мы способны распознать в нем символ. Напротив, пока мы не в силах раскрыть его символическую

значимость, мы констатируем тем самым, что, по крайней мере, для нас смысл произведения лишь

в том, что оно явственным образом говорит, или, другими словами, оно для нас есть лишь то, чем

оно кажется. Я говорю «кажется» — потому что, возможно, наша ограниченность просто не дает нам

пока заглянуть поглубже. Так или иначе в данном случае у нас нет ни повода, ни отправной точки

для анализа. В первом случае, наоборот, мы сможем припомнить в качестве основополагающего тезис

Герхарта Гауптмана: быть поэтом — значит позволить, чтобы за словами прозвучало Праслово. В

переводе на язык психологии наш первейший вопрос соответственно должен гласить: к какому

праобразу коллективного бессознательного можно возвести образ, развернутый в данном

художественном произведении? Такая постановка вопроса во многих аспектах требует прояснения.

Я взял здесь, согласно вышесказанному, случай символического произведения искусства, притом

такого, чей источник надо искать не в бессознательном авторской личности, а в той сфере

бессознательной мифологии, образы которой являются всеобщим достоянием человечества. Я назвал

эту сферу соответственно коллективным бессознательным [139 — Образами коллективного бессознательного Юнг называет универсальные

архетипы, присущие национальной, расовой и, наконец, всечеловеческой психике. В силу своей

надиндивидуальной природы архетипы не являются самонаблюдением и идентифицируются лишь задним

числом из наблюдения повторяющихся символических структур.], ограничив ее тем самым от личного бессознательного, под которым я имею в

виду совокупность тех психических процессов и содержаний, которые сами по себе могут достичь

сознания, — по большей части уже и достигли его, но из-за своей несовместимости с ним подверглись

вытеснению, после чего упорно удерживаются ниже порога сознания. Из этой сферы в искусство тоже

вливаются источники, но мутные, которые в случае своего преобладания делают художественное

произведение не символическим, а симптоматическим. Этот род искусства мы, пожалуй, без особого

ущерба и без сожаления препоручим фрейдовской методе психологического промывания.

В противоположность

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн