Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

ключ, и палка, или таран, — и это обстоятельство само по себе также значимо.

Всякий раз задача заключается в том, чтобы понять, почему ключ был предпочтен палке или

тарану. И иногда в результате оказывается, что содержание сна означает вовсе не сексуальный

акт, а имеет другую психологическую интерпретацию.

Рассуждая таким образом, я пришел к выводу, что в интерпретации сна должен принимать

участие лишь тот материал, который составляет ясную и видимую его часть. Сон имеет свои

собственные границы. Его специфическая форма говорит нам, что относится ко сну, а что

уводит от него. В то время как «свободная ассоциация» уводит от материала по некой

зигзагообразной линии, метод, разработанный мной, больше похож на кружение, центром которого

является картина сна. Я все время вращаюсь вокруг картины сна и отвергаю любую попытку

видевшего сон уйти от него. Снова и снова в своей профессиональной работе я вынужден

повторять: «Вернемся к вашему сну. Что этот сон говорит?».

Например, моему пациенту приснилась пьяная, растрепанная вульгарная женщина. Ему

казалось, что эта женщина — его жена, хотя на самом деле его жена была совсем иной. Внешне

сон представляется абсолютной бессмыслицей, и пациент отвергает его, считая полной ерундой.

Если бы я, как врач, позволил ему начать процесс ассоциаций, он неизбежно попытался бы уйти

как можно дальше от неприятного намека своего сна. В этом случае он закончил бы одним из

своих ведущих комплексов — комплексом, который, возможно, не имел ничего общего с женой, и

тогда мы ничего бы не узнали о значении этого сна.

Что же тогда пыталось передать его бессознательное с помощью своего с очевидностью

ложного заявления? Ясно, что оно как-то выражало идею дегенерировавшей женщины, тесно

связанной с жизнью пациента, но так как проекция этого образа на его жену была неоправданной

и фактически неверной, я должен был поискать в другом месте, дабы обнаружить, что же собой

представлял этот отталкивающий образ.

Еще в средние века, задолго до того, как физиологи выяснили, что в каждом человеке

наличествуют мужские и женские гормональные элементы, говорилось, что «каждый мужчина

несет в себе женщину». Этот женский элемент в каждом мужчине я назвал «Анима». Женский

аспект представляет определенный подчиненный уровень связи с окружающим миром и, в

частности, с женщинами, уровень, который тщательно скрывается от других и от себя. Другими

словами, хотя видимая личность человека может казаться совершенно нормальной, он может

скрывать от других — и даже от самого себя — плачевное положение «женщины внутри».

Именно так и обстояло дело с моим конкретным пациентом: его женская сторона пребывала не

в лучшей форме. Его сон фактически сообщал ему: «Ты в известном смысле ведешь себя, как

падшая женщина», и тем самым давал ему необходимый шок. (Этот пример, конечно, не должен

быть понят как доказательство того, что бессознательное озабочено «моральными» нарушениями.

Сон не говорил пациенту: «Веди себя лучше», — а просто пытался уравновесить перекошенную

природу его сознательного разума, который поддерживал фикцию, что пациентсовершенный

джентльмен.)

Легко понять, почему сновидцы склонны игнорировать и даже отрицать послания своих снов.

Сознание естественно сопротивляется всему бессознательному и неизвестному. Я уже указывал

на существование среди первобытных племен того, что антропологи называют «мизонеизм», —

глубокого и суеверного страха нового.

Примитивные люди проявляют совершенно животные реакции на непредвиденные события. Но и

«цивилизованный человек» реагирует на новые идеи зачастую так же: воздвигая психологические

барьеры, дабы защитить себя от шока встречи с новым. Это легко наблюдать в любой

индивидуальной реакции на собственный сон, когда оказывается необходимым допустить некую

неожиданную мысль. Многие пионеры в философии, науке и даже в литературе были жертвами

врожденного консерватизма своих современников. Психологиявесьма молодая наука, и,

поскольку она пытается иметь дело с бессознательным, она неизбежно встречает мизонеизм

в его крайнем проявлении.

Прошлое и будущее в бессознательном

Итак, я обрисовал некоторые из принципов, на которых зарождается мое отношение к проблеме

снов, и поскольку мы хотим исследовать способность человека к продуцированию символов, сны

оказываются самым главным и доступным материалом для этой цели. Два основных положения,

которые необходимо учитывать при работе со снами, суть следующие: первое — сон следует

рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных

утверждений, кроме того, что сон имеет некоторый смысл; и второе — сон есть специфическое

выражение бессознательного.

Вряд ли можно сформулировать данные положения более скромно. Неважно, сколь незначительным,

по чьему-либо мнению, может быть бессознательное, в любом случае следует признать, что оно

достойно исследования, сродни вши, которая, при всем к ней отвращении, все же вызывает живой

интерес энтомолога. Если кто-нибудь с малым опытом и знанием снов полагает, что сон — это

хаотическое, бессмысленное событие, то он, конечно, волен полагать и так. Но если допустить,

что сны являются нормальными событиями (каковыми они и являются на самом деле), то необходимо

признать, что сны имеют рациональное основание для своего возникновения, или же

целенаправленны, или же и то и другое вместе.

Посмотрим теперь более внимательно на те пути, которыми связаны в мозгу сознательное и

бессознательное. Возьмем общеизвестный пример. Внезапно вы обнаруживаете, что не можете

вспомнить нечто, что только что хотели сказать, хотя перед тем ваша мысль была совершенно

ясна и определенна. Или, скажем, вы хотите представить своего друга, а его имя выпало из

головы в момент, когда вы собирались его произнести. Вы объясняете это тем, что не можете

вспомнить, фактически же мысль стала бессознательной или даже отделилась от сознания. Мы

обнаруживаем подобные явления и в связи с нашими органами чувств. Достаточно слушать

непрерывную ноту на границе слышимости — и звук то возобновляется, то периодически

прекращается. Эти колебания обусловлены периодическими уменьшениями и повышениями нашего

внимания, а отнюдь не изменениями звука. Но, когда нечто ускользает из сознания, то перестает

существовать не в большой степени, чем автомобиль, свернувший за угол. Последний просто

выпал из поля зрения, и так же как мы можем увидеть его позже вновь, так вспоминается и

временно забытая мысль.

Таким образом, часть бессознательного состоит из множества временно затемненных мыслей,

впечатлений, образов, которые, невзирая на утрату, продолжают влиять на наше сознание.

Отвлеченный чем-либо, с «отсутствующим сознанием», человек может за чем-либо отправиться по

комнате. Внезапно он останавливается озадаченный, — он забыл, что ему нужно. Его руки шарят

по столу как во сне: человек забыл свое первоначальное намерение, хотя бессознательно

руководим, управляем им. И вот он вспоминает, чего, собственно, хотел. Бессознательное вновь

вернуло ему утраченную цель поиска.

Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые

поступки по видимости сознательно и целенаправленно. Однако если вы спросите его о них,

то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает

и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь

часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведет себя так, как

если

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн