Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

в плерому всеми Зонами порождается

СпасительХристос, миссией которого является создание «кеномы», звездного царства — по

образу и подобию высшего мира плеромы.

42

«Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в

нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн, V, 4).

43

Термин «нуминозное» (от «пишем Божество») Юнг берет у Р. Отто, автора

книги «Священное», в которой феноменологически описывается опыт «божественного» как ужасающего,

всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия.

Словом, у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео—христианской традиции,

причем в ее протестантско—лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь

«прах и пепел», но эта же сила поднимает его. Отто специально подчеркивает трансцендентность

нуминозного, это опыт «иного». У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание

опыта запредельного в большей мере напоминает то, что «философы жизни» писали о вызывающем

ужас дионисийски—хтоническом (Ницше, Шпенглер).

44

См.: Augustin. Confess. Lib. XIII. Cap. XXI.

45

«Поднявшаяся из глубин» рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства

расшифровывалась как «Иисус Христос, Божий сын. Спаситель». Так как Рыба является знаком

Зодиака, христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки

поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ,

Якоб Бёме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец

христианского Эона. В книге «Ответ Иову» эти мысли были развиты. Бог не только милосерден —

таковым он стал в ответ на вопрошание Иова: «Как может человек оправдаться перед Богом?» В

процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является

Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в «Откровении Иоанна

Богослова», Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя

Ветхий и Новый заветы, апокрифы, Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как

осмысление 2,5-тысячелетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о

«дне гнева» (его символами являются даже НЛО).

46

Нет ничего удивительного в том, что мы вновь встречаемся со снововидением теолога, поскольку

священник по самой своей профессии имеет дело с мотивом восхождения. Он должен настолько часто

говорить о нем, что напрашивается вопрос о его собственном духовном восхождении.

47

Замок Святого Грааля — предание о Св. Граале средневековой европейской

литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была

переосмыслена в христианском духе (та чаша, что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф

Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении

присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью

странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям

о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии

Юнга Св. Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты

существования, движение от Эго к Самости.

48

«Велюспа», или «Прорицание вёльвы» — первая книга «Старшей Эдды».

Юнг цитирует немецкий перевод, далекий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике:

«С черепом Мимира Один беседует. Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол».

(См. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. 288 М., 1975. С. 188).

Один (Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой,

грядущей «гибелью богов». «Кипящий источник» — это источник Урд в корнях мирового древа

Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические

чудовища, вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов (Рагнарёк).

49

См.: Rochefoucauld F. De La Pensees. LIV.

50

«Калокагатия» — греч. «прекрасное и доброе»; добродетель в античном ее

понимании, т.е. без четкой границы между красотой и моральностью. Прекрасное лицо, например,

могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия

(или ее ренессансный аналог) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который

оказал значительное влияние на Юнга.

15

Ср. Linda Feirz — David. Der Liebestraum des Poliphilo 1947.

52

Вilder und Symbole aus E.T.A. Hoffmans Marchen // Gestalltung des Unbewusten. 1950. S.239 К.

53

Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала.

Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.

54

Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного. Она представляет собой

главную задачу процесса интеграции.

55

Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G. Ostliche Weisheit und

westliche Psychotherapie. 1951.

56

«Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков,

и лары — духи—хранители домашнего очага в Древнем Риме.

57

Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen // Psychologie und Erziehung, 1946.

58

Ср. мотив «старого короля» в алхимии.

59

Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате («Ибо Царство

Небесное подобно хозяину дома…»). Матфей, XX, 1.

60

«Поимандрес» — первый трактат корпуса герметических произведений,

религиозно—философских сочинений I-III вв. н.э., приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный

аналог египетского бога Тота). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и

человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.

61

«Пастух» «апостолического отца» Гермы (Гермеса), относится к первой

половине VI в. В первой части трактата приводятся видения Гермы, а в двух последующих частях

излагаются основные принципы христианской этики. Райцсшптайн понимает «Пастуха» Гермы как

конкурирующий с «Поимандресом» христианский текст.

62

Имя «Люцифер», означающее на латыни «светоносный», «приноситель

света», было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры — так называлась «утренняя

звезда». Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению

к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: «Я видел сатану, спадшего с неба, как

молнию» (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним

сатаны.

63

Аvalon Arthur. The Serpent Power Being the Shat-Chakre-Nirupana and Paduka-Panchaka. 1919.

64

Roussele E. Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus // Eranos-Jahrbuch. 1933. S. 135 ff.

65

Таро — древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими

изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII в.), но

очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют

различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг

предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против

самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь

интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы

Юнга.

66

Вernoulli R. Zur Symbolik geometrischer Figuren und Zahlen // Eranos-Jahrbuch. 1934. S.

397 ff.

67

Альчерринга — «эра сновидений», стародавняя эпоха первотворения в

мифологии австралийских племен Аранда.

68

Rulandus. Lexicon Alchemiae. 1612, s.v. meditatio.

69

Отсылаю к моим рассуждениям по этому вопросу в «Symbole der Wandlung», 1952.

70

Аion. 1951.

71

Рsychologie und Alchemie. 2 Aufl., 1952.

72

Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники

христианства. Митраизм — религия римских легионеров и ряда «иллирийских»

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн