в плерому всеми Зонами порождается
Спаситель—Христос, миссией которого является создание «кеномы», звездного царства — по
образу и подобию высшего мира плеромы.
42
«Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в
нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн, V, 4).
43
Термин «нуминозное» (от «пишем Божество») Юнг берет у Р. Отто, автора
книги «Священное», в которой феноменологически описывается опыт «божественного» как ужасающего,
всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия.
Словом, у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео—христианской традиции,
причем в ее протестантско—лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь
«прах и пепел», но эта же сила поднимает его. Отто специально подчеркивает трансцендентность
нуминозного, это опыт «иного». У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание
опыта запредельного в большей мере напоминает то, что «философы жизни» писали о вызывающем
ужас дионисийски—хтоническом (Ницше, Шпенглер).
44
См.: Augustin. Confess. Lib. XIII. Cap. XXI.
45
«Поднявшаяся из глубин» рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства
расшифровывалась как «Иисус Христос, Божий сын. Спаситель». Так как Рыба является знаком
Зодиака, христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки
поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ,
Якоб Бёме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец
христианского Эона. В книге «Ответ Иову» эти мысли были развиты. Бог не только милосерден —
таковым он стал в ответ на вопрошание Иова: «Как может человек оправдаться перед Богом?» В
процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является
Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в «Откровении Иоанна
Богослова», Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя
Ветхий и Новый заветы, апокрифы, Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как
осмысление 2,5-тысячелетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о
«дне гнева» (его символами являются даже НЛО).
46
Нет ничего удивительного в том, что мы вновь встречаемся со снововидением теолога, поскольку
священник по самой своей профессии имеет дело с мотивом восхождения. Он должен настолько часто
говорить о нем, что напрашивается вопрос о его собственном духовном восхождении.
47
Замок Святого Грааля — предание о Св. Граале средневековой европейской
литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была
переосмыслена в христианском духе (та чаша, что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф
Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении
присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью
странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям
о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии
Юнга Св. Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты
существования, движение от Эго к Самости.
48
«Велюспа», или «Прорицание вёльвы» — первая книга «Старшей Эдды».
Юнг цитирует немецкий перевод, далекий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике:
«С черепом Мимира Один беседует. Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол».
(См. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. 288 М., 1975. С. 188).
Один (Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой,
грядущей «гибелью богов». «Кипящий источник» — это источник Урд в корнях мирового древа
Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические
чудовища, вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов (Рагнарёк).
49
См.: Rochefoucauld F. De La Pensees. LIV.
50
«Калокагатия» — греч. «прекрасное и доброе»; добродетель в античном ее
понимании, т.е. без четкой границы между красотой и моральностью. Прекрасное лицо, например,
могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия
(или ее ренессансный аналог) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который
оказал значительное влияние на Юнга.
15
Ср. Linda Feirz — David. Der Liebestraum des Poliphilo 1947.
52
Вilder und Symbole aus E.T.A. Hoffmans Marchen // Gestalltung des Unbewusten. 1950. S.239 К.
53
Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала.
Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.
54
Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного. Она представляет собой
главную задачу процесса интеграции.
55
Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G. Ostliche Weisheit und
westliche Psychotherapie. 1951.
56
«Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков,
и лары — духи—хранители домашнего очага в Древнем Риме.
57
Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen // Psychologie und Erziehung, 1946.
58
Ср. мотив «старого короля» в алхимии.
59
Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате («Ибо Царство
Небесное подобно хозяину дома…»). Матфей, XX, 1.
60
«Поимандрес» — первый трактат корпуса герметических произведений,
религиозно—философских сочинений I-III вв. н.э., приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный
аналог египетского бога Тота). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и
человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.
61
«Пастух» «апостолического отца» Гермы (Гермеса), относится к первой
половине VI в. В первой части трактата приводятся видения Гермы, а в двух последующих частях
излагаются основные принципы христианской этики. Райцсшптайн понимает «Пастуха» Гермы как
конкурирующий с «Поимандресом» христианский текст.
62
Имя «Люцифер», означающее на латыни «светоносный», «приноситель
света», было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры — так называлась «утренняя
звезда». Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению
к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: «Я видел сатану, спадшего с неба, как
молнию» (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним
сатаны.
63
Аvalon Arthur. The Serpent Power Being the Shat-Chakre-Nirupana and Paduka-Panchaka. 1919.
64
Roussele E. Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus // Eranos-Jahrbuch. 1933. S. 135 ff.
65
Таро — древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими
изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII в.), но
очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют
различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг
предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против
самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь
интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы
Юнга.
66
Вernoulli R. Zur Symbolik geometrischer Figuren und Zahlen // Eranos-Jahrbuch. 1934. S.
397 ff.
67
Альчерринга — «эра сновидений», стародавняя эпоха первотворения в
мифологии австралийских племен Аранда.
68
Rulandus. Lexicon Alchemiae. 1612, s.v. meditatio.
69
Отсылаю к моим рассуждениям по этому вопросу в «Symbole der Wandlung», 1952.
70
Аion. 1951.
71
Рsychologie und Alchemie. 2 Aufl., 1952.
72
Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники
христианства. Митраизм — религия римских легионеров и ряда «иллирийских»