Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

императоров III в.н.э. — была преобразованным культом иранского бога Митры:

Аттис и Кибела — фригийские божества, вошедшие в

греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери;

Мани (нач. III в.н.э. — 273 г.) — основатель манихейства, синкретической

религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма;

Гермес Трисмегист — божество позднеантичного герметизма (именуемого

иногда «языческим гнозисом»). Он имеет ряд черт египетского бога Тота — изобретателя наук и

искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии.

Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архетипические образы,

встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II-IV вв, то все подавленные в свое время

христианством религии представляют для него особый интерес — становится понятным содержание

бессознательного современности.

73

Греческое слово «гордыня», обозначающее дерзость, наглость, вызов,

встречается в текстах греческих философов, и характеризует нарушение божественной меры,

гармонии какой-то частью, которая несет за это наказание со стороны целого.

Гильгамеш — герой шумеро—аккадского эпоса (возможно, реальное лицо

27-26 вв. до н.э.). Этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для

человека, в этом его «гордыня».

74

Бухман Франк (1878-1961) — американский лютеранский священник,

посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии «Оксфордскую группу»; в 50-е годы движение

получило широкое распространение в высших кругах Англии.

75

Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса

Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки

общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом,

а с подъемом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным

германским богом Вотаном. Увлеченный классической филологией, Ницше отождествлял Вотана с

античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга,

также связан с воздействием этого архетипа — Ницше стал пророком этих перемен в сознании

немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.

76

Неканоническая логия, упоминаемая в «Гомилиях» Оршена, входит в

гностическое «Евангелие от Фомы», открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце

1945 г. В этом варианте логия звучит так: «Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и

кто вдали меня, вдали от царствия» (См. Апокрифы древних христиан. М.,1989.0.259).

77

Quaternarium, или четверица, имеет долгую историю. Она присутствует не

только в христианской иконологии и мистической спекуляции, но играет, пожалуй, еще большую роль

в гностической философии, и с тех времен проходит через Средние века вплоть до XVIII в.

78

В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы

идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев — шар — выражает

законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайросом, идеально закругленной

всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона

«Пир» говорится об андрогинах с «округлым телом» — «страшные своей силой и мощью, они питали

великие замыслы и посягали даже на власть богов», за что были разрезаны пополам Зевсом — так

возникли мужчины и женщины, «половинки» прежнего целого, стремящиеся друг к другу.

79

Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «изначальный человек». В

иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как «небесный человек» он

является образцом для творения «земного человека». Развитые в каббале представления об Адаме

Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.

80

По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом: Марк — лев, Лукаагнец,

Иоанн — орел, Матфей — человек.

81

Карпократ—гностик (II в. н.э.) — основатель гностической секты в

Александрии.

82

«Соперником» там является не «телесный человек» (как в трактовке Юнга), а один из

космических ангелов, который выводит падшие души из мира. Тело мыслилось Карпократом и его

последователями как тюрьма. Вероятно, Юнг опирался на приводимый другим отцом церкви, Климентом

Александрийским, отрывок из труда сына Карпократа, Эпифания, где телесным влечениям

предоставлена полная свобода.

83

Апис, священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте с

древнейших времен вплоть до христианской эры. Мумии быков в саркофагах складывались в

катакомбах мемфисского некрополя в Саккара.

84

Герон Александрийский (ок. I в.) — математик и инженер, изобретатель

технических устройств, приводимых в движение нагретым или сжатым воздухом или паром. Эти

механизмы употреблялись в основном в конструкциях механических игрушек.

85

«Гностическая церковь Франции» — одна из экзотических религиозных

организаций начала века.

86

Кундалини — духовная энергия, частица божественного начала, которая

потенциально присутствует в каждом человеке и может быть активизирована специальными

упражнениями. Местом пребывания Кундалини считается чакра Муладхара, расположенная у основания

спинного хребта. С помощью особой техники концентрации йога способствует пробуждению и подъему

духовной энергии от чакры к чакре, пока, наконец, не наступает просветление и соединение с

универсальным сознанием.

87

Культ Разума был введен во время французской революции эбертистами

(левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров). По инициативе Шометта в Соборе Парижской

Богоматери 20 брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были заменить

христианское богослужение. Парижская актриса, изображавшая Богиню Разума, была возведена на

трон. После разгрома эбертистов (март 1794 г.) культ Разума был отменен.

88

Священный дуб Вотана в Гисмаре, центре германского язычества, был срублен Св. Бонифацием из

Кредитона (680-755 гг.), распространявшим христианство среди германских племен и принявшим

мученическую смерть (его называют иногда «апостолом Германии»).

89

А. Г. Анкетиль дю Перрон (1731-1805) — французский востоковед,

специалист по иранской религии. В 1755 г. отправился в Индию, где сохранилась община

парсов—зороастрийцев; перевел на латинский язык, наряду с «Зенд Авестой», и несколько

Упанишад. Этот первый европейский перевод был сделан не с санскрита, а с персидской

версии XVII в., отсюда и название «Упнек-хат».

90

Блаватская, Елена Петровна (1831-1891) — основательница теософии,

Анни Безант (1847-1933) — ее последовательница, долгое время возглавляла

теософское общество.

91

Блаватская, Елена Петровна (1831-1891) — основательница теософии,

Анни Безант (1847-1933) — ее последовательница, долгое время возглавляла

теософское общество. Рудольф Штайнер (1861-1925) — начинал свою

деятельность в теософском обществе, но разошелся с ним (прежде всего в трактовке Иисуса

Христа); в 1913 г. был вместе со своими последователями исключен из теософского общества и

создал свое собственное, антропософское.

92

Рамакришна (1836-1886) — индуистский жрец храма Кали в Дакшинешваре,

признанный аватарой — воплощением Вишну. Выполнял исламские и христианские обряды, провозглашая

Кришну, Будду, Христа и Магомета воплощениями одного и того же божественного начала,

проповедовал единство всех вероисповеданий. Религиозная организация «Миссия Рамакришны» была

основана в 1897 г. учеником Рамакришны — Вивеканандой.

93

«Христианская наука» — религиозная организация, основанная М. Бейкер

Эдди (1821-1910). «Христианская наука» утверждает, что материальный мир иллюзорен, а

единственной реальностью является сознание; страдания и смерть суть результат ложного

мышления; исцеление от болезней происходит путем противопоставления иллюзиям правильного

мышления — богопознание, осознание универсальной гармонии дают не только ясность мысли, но и

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн