Скачать:PDFTXT
Архетип и символ

телесное здоровье. «Христианская наука» получила широкое распространение в англоязычных

странах; издаваемая в Бостоне газета «Христианской науки» является старейшей из общенациональных

газет США.

94

Имеется в виду созданная в начале нашего века немецким врачом И. Г. Шульцем система

аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему

упражнений по расслаблению мышц, дыханию и самовнушению.

95

«Подвешенность» — другое выражение для «выжидания»; ср. преамбулу к настоящим примечаниям. В

герметической традиции — символ обретения самости через смерть.

96

Достопримечательно, что один протестантский теолог в своем сочинении по гомилетике имел

смелость требовать целостности личности проповедника — исходя из этической точки зрения — как

раз со ссылкой на мою психологию.

97

Артефакт — искусственно созданная вещь.

98

Экхарт Иоганн (Майстер, «Учитель») (1260-1327) — крупный немецкий

богослов неортодоксального толка, выдвигал учение об имманентности абсолюта душе.

99

Догма богоподобия столь же много значит при оценке человеческого фактора, не говоря уже о

догме боговоплощения.

100

То, что и черт может владеть душой, ни в коем случае не уменьшает ее значения.

101

Поэтому с точки зрения психологии совершенно немыслимо, что Бог есть просто «совсем иное»;

ибо «совсем иное» никогда не может быть кем-то сокровеннейше близким душе, кем Бог как раз и

является. Психологически правильны только парадоксальные и антиномические высказывания об

образе Бога.

102

«Великое таинство» — термин, связывающийся прежде всего с неофициальными

традициями богопознания (от гностиков до Якоба Бёме).

103

Тертуллиан: «Душа от природы христианка».

104

Поскольку здесь речь идет о вопросах, затрагивающих тему человеческого усилия, я не

рассматриваю акты благодати, которые находятся по ту сторону человечески—значимого.

105

«Жених» и «невеста» — термины, используемые как христианством, так и

алхимиками. В христианстве «жених» — Христос, «невеста» — с одной стороны, душа (особенно у

мистиков), а с другойцерковь как совокупность верующих (но она же — мистически — земное

тело Христа).

106

По-немецки «богоборец» также означает «штурмующий небеса».

107

Амплификация — усиление; здесь может означать «возвеличивание».

108

Пробабилизм — от лат. «вероятный». Пробабилизм был свойствен также

античным скептикам, но в смысле оценки истинности суждений.

109

Цёклер дает такое определение: «Пробабилизмом называют, вообще говоря, образ мыслей,

который в ответах на научные вопросы удовлетворяется большей или меньшей степенью вероятности.

Рассматриваемый нами здесь моральный пробабилизм заключается в основном положении, согласно

которому в актах нравственного самоопределения следует действовать не по совести, а в

соответствии с вероятно правильным, т.е. по тому, что рекомендовано авторитетом жизни или

учения». Иезуитский пробабилист Эскобар (ум. в 1669) придерживается, например, мнения, что если

исповедующийся ссылается на пробабильное мнение как причину своего поступка, то исповедник

вынужден отпустить грех, даже если он не разделяет этого убеждения. По вопросу о том, насколько

часто в течение жизни нужно давать обет любви к Богу, Эскобар цитирует ряд иезуитских

авторитетов. Согласно одному из мнений, достаточно одноразовой любви к Богу незадолго до

смерти, согласно другому, — один раз в год или один раз в каждые три-четыре года. Сам он

приходит к выводу, что достаточно любить Бога один раз — при первом пробуждении разума, а

затем по разу в каждые пять лет и, наконец, один раз в смертный час. По его мнению, большое

число различных моральных наставлений является главным доказательством в пользу благого

провидения Божьего, ибо благодаря этому ноша Христа становится легче (1.с., 5.68). Ср. об

этом у Гарнака.

110

Марии Профетиссе («Пророчице»), или Марии Египетской (III в.),

приписывается авторство некоторых алхимических текстов.

111

Философский Меркурий (в отличие от телесного Меркурия, т.е. ртути) —

огненный водяной дух, воздушный мировой дух, меркуриальная вода, философское море, — у алхимиков

всеобщая мировая субстанция, «первая материя металлов». В алхимическом процессе меркурий

выполняет функцию посредничества между противоположностями духа и тела, т.е. функцию души. Сам

Юнг пользуется этим символом («Правильный путь к целостности…» и т.д.).

112

«Первая материя» — первоначальный хаос, от которого алхимику предстоит

пройти путь к духу, т.е. к «философскому камню».

113

Tehom (древнееврейск.) в русской Библии упоминается как те «воды», над

которыми носился Дух Божий, творя мир. Позднейшей традицией было осмыслено как символ первой,

бесформенной материи: в каббалистическом трактате «Сефер Иецира» — линия, извивающаяся вокруг

мира.

114

Тиамат — в аккадской мифологии богиня, воплощавшая первоначальный

хаос; ее образ связывался с морем и драконом.

115

«Макрокосмическим сыном» — т.е. меркурием (архетип младенца у Юнга). В качестве «матери» у

алхимиков выступает первичный хаос, или первая материя.

116

«Великое дерево» — церковь как источник спасения. «Подвешены на излечении» — т.е. вынуждены

идти по пути, предлагаемому психологией (и алхимией), чтобы достичь самости («твердой опоры»)

как спасения, ибо в религии они его уже не находят.

117

Contritio, «cокрушение», есть «совершенное» покаяние.

Attritio, «раскаяние» — есть «несовершенное» покаяние (“contritio

imperfecta”, к которому относится также “contritio naturalis”, «естественное сокрушение»).

Первое рассматривает грех как противоположность высочайшего блага; последнее отвергает грех,

потому что он зол и мерзок, и из страха перед наказанием.

118

Совершенно естественно, что ввиду трагичности судьбы, которая есть неумолимая часть

целостности, пользуются религиозной терминологией как единственно адекватной в этом случае.

«Моя неумолимая судьба» означает то же, что демоническая воля к именно этой судьбе, воля,

которая не обязательно совпадает с моей «Я»—волей. Но если она противопоставлена этому «Я», то

нельзя не ощутить в ней «силу», т.е. божественное или инфернальное. Покорность судьбе называется

волей Божьей; бесперспективная и изнурительная борьба против предопределенного увидит в ней

скорее черта. Во всех случаях эта терминология общепринята и к тому же глубокомысленна.

119

Католичность — всемирность, вселенство.

120

“Imitatio” — «Только верой (спасется человек)», лозунг лютеранской Реформации, смысл которого

в эмансипации религиозной автономности субъекта: для спасения, «оправдания» нужно не внешнее

служение, а вера в искупление греха крестной смертью Христа. Эта позиция существовала в

христианстве задолго до Лютера (Тертуллиан, Августин, Бернар Клервоский). Противоположная

ей зафиксирована в Новом Завете (Иак. 2:14; 2:17). Она выражает точку зрения католицизма,

так что Юнг в этом важном вопросе как бы более консервативен, чем протестантские теологи

(его противники и пациенты). Но по смыслу этой формулы он выходит за рамки обеих конфессий.

121

Ляпис — лат. «камень», т.е. «философский камень» алхимиков. Поздний

алхимик (XVIII в.) дает такое определение: «Камень мудрых есть небесная, духовная,

всепроникающая устойчивая субстанция, которая делает совершенными все металлы, превращая их в

чистое золото, и выдерживает (оно) любую пробу». Алхимия формулирует свою цель как

совершенствование, исцеление, излечение несовершенных по природе (больных) субстанций

(металлов), почему и называет себя часто медициной. Кстати, этот медицинский аспект алхимии

яснее всего выражен в столь любимой Юнгом восточной традиции. У даосских алхимиков выплавление

«золотой пилюли бессмертия» (аналога «философского камня») происходит непосредственно в теле

человека. Цель этого процесса, как явствует из наименования пилюли, — полное одухотворение и

приобретение бессмертия, т.е. приобщение к Богу.

Здесь важно отметить три момента. Первый — некоторая степень апофатизма в характеристике

камня: он — камень и в то же время «не камень». Второй — то обстоятельство, что он, говоря

словами того же алхимика, «есть в каждом человеке, и его можно найти в любое время и в любом

месте». Третий — то, что, в отличие от меркурия, который посредничает между противоположностями,

камень является их актуальным совпадением, тождеством. У Юнга каменьархетип Самости.

122

Еще Парацельс говорил о «богах»; так же и сочинение Абрахама Элеамра, находившегося под

влиянием Парацельса (XVIII век).

123

Часть алхимиков вообще настаивали на нерукотворности процесса.

124

«Краеугольный камень» — еще одно название абсолюта алхимиков.

125

«Нигредо» (лат. «чернота») — первая стадия на пути превращений

алхимической субстанции, сублимации — диссолюция (растворение) тела, когда «грубое становится

тонким». Этот процесс описывается как столкновение и последующее сочетание («химическая

свадьба»), но также и как смерть (уничтожение, «гниение» тела), и по достижении субстанцией

полной черноты постепенно идет к белизне, альбедо (одухотворению субстанции). Алхимики

Скачать:PDFTXT

Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн