телесное здоровье. «Христианская наука» получила широкое распространение в англоязычных
странах; издаваемая в Бостоне газета «Христианской науки» является старейшей из общенациональных
газет США.
94
Имеется в виду созданная в начале нашего века немецким врачом И. Г. Шульцем система
аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему
упражнений по расслаблению мышц, дыханию и самовнушению.
95
«Подвешенность» — другое выражение для «выжидания»; ср. преамбулу к настоящим примечаниям. В
герметической традиции — символ обретения самости через смерть.
96
Достопримечательно, что один протестантский теолог в своем сочинении по гомилетике имел
смелость требовать целостности личности проповедника — исходя из этической точки зрения — как
раз со ссылкой на мою психологию.
97
Артефакт — искусственно созданная вещь.
98
Экхарт Иоганн (Майстер, «Учитель») (1260-1327) — крупный немецкий
богослов неортодоксального толка, выдвигал учение об имманентности абсолюта душе.
99
Догма богоподобия столь же много значит при оценке человеческого фактора, не говоря уже о
догме боговоплощения.
100
То, что и черт может владеть душой, ни в коем случае не уменьшает ее значения.
101
Поэтому с точки зрения психологии совершенно немыслимо, что Бог есть просто «совсем иное»;
ибо «совсем иное» никогда не может быть кем-то сокровеннейше близким душе, кем Бог как раз и
является. Психологически правильны только парадоксальные и антиномические высказывания об
образе Бога.
102
«Великое таинство» — термин, связывающийся прежде всего с неофициальными
традициями богопознания (от гностиков до Якоба Бёме).
103
Тертуллиан: «Душа от природы христианка».
104
Поскольку здесь речь идет о вопросах, затрагивающих тему человеческого усилия, я не
рассматриваю акты благодати, которые находятся по ту сторону человечески—значимого.
105
«Жених» и «невеста» — термины, используемые как христианством, так и
алхимиками. В христианстве «жених» — Христос, «невеста» — с одной стороны, душа (особенно у
мистиков), а с другой — церковь как совокупность верующих (но она же — мистически — земное
тело Христа).
106
По-немецки «богоборец» также означает «штурмующий небеса».
107
Амплификация — усиление; здесь может означать «возвеличивание».
108
Пробабилизм — от лат. «вероятный». Пробабилизм был свойствен также
античным скептикам, но в смысле оценки истинности суждений.
109
Цёклер дает такое определение: «Пробабилизмом называют, вообще говоря, образ мыслей,
который в ответах на научные вопросы удовлетворяется большей или меньшей степенью вероятности.
Рассматриваемый нами здесь моральный пробабилизм заключается в основном положении, согласно
которому в актах нравственного самоопределения следует действовать не по совести, а в
соответствии с вероятно правильным, т.е. по тому, что рекомендовано авторитетом жизни или
учения». Иезуитский пробабилист Эскобар (ум. в 1669) придерживается, например, мнения, что если
исповедующийся ссылается на пробабильное мнение как причину своего поступка, то исповедник
вынужден отпустить грех, даже если он не разделяет этого убеждения. По вопросу о том, насколько
часто в течение жизни нужно давать обет любви к Богу, Эскобар цитирует ряд иезуитских
авторитетов. Согласно одному из мнений, достаточно одноразовой любви к Богу незадолго до
смерти, согласно другому, — один раз в год или один раз в каждые три-четыре года. Сам он
приходит к выводу, что достаточно любить Бога один раз — при первом пробуждении разума, а
затем по разу в каждые пять лет и, наконец, один раз в смертный час. По его мнению, большое
число различных моральных наставлений является главным доказательством в пользу благого
провидения Божьего, ибо благодаря этому ноша Христа становится легче (1.с., 5.68). Ср. об
этом у Гарнака.
110
Марии Профетиссе («Пророчице»), или Марии Египетской (III в.),
приписывается авторство некоторых алхимических текстов.
111
Философский Меркурий (в отличие от телесного Меркурия, т.е. ртути) —
огненный водяной дух, воздушный мировой дух, меркуриальная вода, философское море, — у алхимиков
всеобщая мировая субстанция, «первая материя металлов». В алхимическом процессе меркурий
выполняет функцию посредничества между противоположностями духа и тела, т.е. функцию души. Сам
Юнг пользуется этим символом («Правильный путь к целостности…» и т.д.).
112
«Первая материя» — первоначальный хаос, от которого алхимику предстоит
пройти путь к духу, т.е. к «философскому камню».
113
Tehom (древнееврейск.) в русской Библии упоминается как те «воды», над
которыми носился Дух Божий, творя мир. Позднейшей традицией было осмыслено как символ первой,
бесформенной материи: в каббалистическом трактате «Сефер Иецира» — линия, извивающаяся вокруг
мира.
114
Тиамат — в аккадской мифологии богиня, воплощавшая первоначальный
хаос; ее образ связывался с морем и драконом.
115
«Макрокосмическим сыном» — т.е. меркурием (архетип младенца у Юнга). В качестве «матери» у
алхимиков выступает первичный хаос, или первая материя.
116
«Великое дерево» — церковь как источник спасения. «Подвешены на излечении» — т.е. вынуждены
идти по пути, предлагаемому психологией (и алхимией), чтобы достичь самости («твердой опоры»)
как спасения, ибо в религии они его уже не находят.
117
Contritio, «cокрушение», есть «совершенное» покаяние.
Attritio, «раскаяние» — есть «несовершенное» покаяние (“contritio
imperfecta”, к которому относится также “contritio naturalis”, «естественное сокрушение»).
Первое рассматривает грех как противоположность высочайшего блага; последнее отвергает грех,
потому что он зол и мерзок, и из страха перед наказанием.
118
Совершенно естественно, что ввиду трагичности судьбы, которая есть неумолимая часть
целостности, пользуются религиозной терминологией как единственно адекватной в этом случае.
«Моя неумолимая судьба» означает то же, что демоническая воля к именно этой судьбе, воля,
которая не обязательно совпадает с моей «Я»—волей. Но если она противопоставлена этому «Я», то
нельзя не ощутить в ней «силу», т.е. божественное или инфернальное. Покорность судьбе называется
волей Божьей; бесперспективная и изнурительная борьба против предопределенного увидит в ней
скорее черта. Во всех случаях эта терминология общепринята и к тому же глубокомысленна.
119
Католичность — всемирность, вселенство.
120
“Imitatio” — «Только верой (спасется человек)», лозунг лютеранской Реформации, смысл которого
в эмансипации религиозной автономности субъекта: для спасения, «оправдания» нужно не внешнее
служение, а вера в искупление греха крестной смертью Христа. Эта позиция существовала в
христианстве задолго до Лютера (Тертуллиан, Августин, Бернар Клервоский). Противоположная
ей зафиксирована в Новом Завете (Иак. 2:14; 2:17). Она выражает точку зрения католицизма,
так что Юнг в этом важном вопросе как бы более консервативен, чем протестантские теологи
(его противники и пациенты). Но по смыслу этой формулы он выходит за рамки обеих конфессий.
121
Ляпис — лат. «камень», т.е. «философский камень» алхимиков. Поздний
алхимик (XVIII в.) дает такое определение: «Камень мудрых есть небесная, духовная,
всепроникающая устойчивая субстанция, которая делает совершенными все металлы, превращая их в
чистое золото, и выдерживает (оно) любую пробу». Алхимия формулирует свою цель как
совершенствование, исцеление, излечение несовершенных по природе (больных) субстанций
(металлов), почему и называет себя часто медициной. Кстати, этот медицинский аспект алхимии
яснее всего выражен в столь любимой Юнгом восточной традиции. У даосских алхимиков выплавление
«золотой пилюли бессмертия» (аналога «философского камня») происходит непосредственно в теле
человека. Цель этого процесса, как явствует из наименования пилюли, — полное одухотворение и
приобретение бессмертия, т.е. приобщение к Богу.
Здесь важно отметить три момента. Первый — некоторая степень апофатизма в характеристике
камня: он — камень и в то же время «не камень». Второй — то обстоятельство, что он, говоря
словами того же алхимика, «есть в каждом человеке, и его можно найти в любое время и в любом
месте». Третий — то, что, в отличие от меркурия, который посредничает между противоположностями,
камень является их актуальным совпадением, тождеством. У Юнга камень — архетип Самости.
122
Еще Парацельс говорил о «богах»; так же и сочинение Абрахама Элеамра, находившегося под
влиянием Парацельса (XVIII век).
123
Часть алхимиков вообще настаивали на нерукотворности процесса.
124
«Краеугольный камень» — еще одно название абсолюта алхимиков.
125
«Нигредо» (лат. «чернота») — первая стадия на пути превращений
алхимической субстанции, сублимации — диссолюция (растворение) тела, когда «грубое становится
тонким». Этот процесс описывается как столкновение и последующее сочетание («химическая
свадьба»), но также и как смерть (уничтожение, «гниение» тела), и по достижении субстанцией
полной черноты постепенно идет к белизне, альбедо (одухотворению субстанции). Алхимики