подчеркивают, что именно на стадии нигредо, как нигде, от адепта требуются мужество, терпение
и выдержка, чтобы не прийти к сомнению и не погубить все дело, потому что процесс идет так
же медленно, как наступление ночи. Для достижения полной темноты нужно сорок дней. Ср.
«выжидание» у Юнга.
126
«Меланхолия» по-гречески «черная желчь» (см. гравюру А.Дюрера).
127
«Cошествие в преисподнюю» равнозначно не столько всему «деянию», сколько нигредо.
128
Следует добавить, что некоторые алхимики прямо заявляли, что алхимия — «благородное искусство
познавать себя самого», и что причина неудач на этом пути — «извращенные аффекты».
129
Имеется в виду механистически—рационалистический позитивизм XIX в., ассоциирующийся с
именами Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Юнг относил к этой традиции также и Фрейда.
130
Сам Юнг, конечно, относится к «слишком человеческому» без чрезмерного благоговения, следуя
в своей радикальной критике современного сознания за Ницше, философию которого он считал лучшей
«подготовкой к современной психологии». Ницше в предисловии 1886 г. к книге «Человеческое,
слишком человеческое» (1878) назвал свое философствование «специфически немецким способом
заниматься тем же самым, что существует под названием психологии во Франции и в России».
131
Гете Фауст. М., 1975. 4.1. С. 74 (строки 2031-2032, пер. Б. Пастернака).
132
Нарциссизм был «открыт» психоаналитиками в 1911-1914 гг. Было обнаружено, что многие
импульсы, исходящие на первый взгляд от «я», диктует либидо, которое направляется на саму
личность, уподобляющуюся, таким образом, самовлюбленному Нарциссу. Поскольку в состоянии
творчества художник остается наедине с самим собой, он ярко выраженный «нарцисс». С другой
стороны, поскольку художник создает образы, выходящие по своему значению за пределы его
личности, и способные к самостоятельному существованию, он уже не «нарцисс», а «пигмалион».
Это противоречие в рамках психоанализа, по Юнгу, неразрешимо.
133
Книга «Так говорил Заратустра» (1883-1884) писалась Ницше уже во время болезни, ранние
симптомы которой вынудили его уйти в отставку с кафедры классической филологии Базельского
университета в 1879 г.
134
Подразумевается миф Платона о темной пещере, в которой томятся люди—пленники, не отваживаясь
вырваться из чрева Земли к Солнцу (Государство, VII,514-517).
135
Концепция личности у Юнга двойственна. В данном контексте личность понимается как
«личина» (персона), «маска», или «социальная кожа» человека, его поверхностная социальная роль.
В других случаях Юнг называет личностью «самость», т.е. высшую полноту человеческого
существа.
136
«Самость» автора и его сознание тут как бы ничего не знают друг о друге и действуют
автономно. Однако это имеет место только у рядового человека, который из страха перед мощным
голосом своей сокровенной природы силится подавить ее в себе, расплачиваясь за это психическими
комплексами. Гений позволяет своей «самости», или, что для Юнга то же самое, своей подлинной
личности, «прорасти» сквозь маску личности наносной. «Невроз есть защита, выставленная против
объективной внутренней деятельности души, т.е. довольно-таки дорого оплаченная попытка
заглушить в себе внутренние голоса с их диктатом. За всяким невротическим извращением кроется
призвание, которому человек изменил, его судьба, становление его личности, осуществление
врожденной индивиду жизненной воли. Человек без преданности своему року есть невротик; он
упускает самого себя…»
137
Ницшевский отшельник говорит: «Вокруг меня всегда на одного человека больше, чем нужно… Ведь
всегда один на один — это получается в конце концов два!»
138
«Божественное неистовство художников» — выражение из платоновского диалога «Ион», где
собеседники замечают, что одержимые божественным вдохновением рапсоды «совсем не в своем
рассудке».
139
Образами коллективного бессознательного Юнг называет универсальные
архетипы, присущие национальной, расовой и, наконец, всечеловеческой психике. В силу своей
надиндивидуальной природы архетипы не являются самонаблюдением и идентифицируются лишь задним
числом из наблюдения повторяющихся символических структур.