как это делал Абеляр. Мировая душа есть природная сила, ответственная за все явления жизни и психе. Как я показал в другом месте, такое понимание anima mundi проходит сквозь всю традицию алхимии, поэтому Меркурий здесь интерпретировался как anima mundi, то есть как Святой Дух[94 — См. Психология и алхимия, пар. 172, 265, 506, 446, 518.]. С точки зрения важности алхимических идей для психологии бессознательного, пожалуй стоит посвятить немного времени самому яркому примеру этого символизма искры.
Еще чаще чем мотив искры, встречается мотив рыбьих глаз, имеющий то же значение. Я говорил выше, что фрагмент из Мориена Римлянина приводится авторами как источник доктрины scientaillae. Этот фрагмент можно найти в трактате Мориена Римлянина. В нем говорится: «Purus laton tamdiu decoquitur, donee veluti oculi piscium elucescat…»[95 — «Liber de compositione Alchemiae» в Artis auriferae, II, p.32. «Чистое лато жарится до тех пор, пока оно не начинает сиять подобно рыбьим глазам». Таким образом, сами авторы трактуют oculi piscium как scintillae.]. Сказанное здесь тоже является цитатой из еще более раннего источника. У более поздних авторов рыбьи глаза всегда появляются неожиданно. У сэра Джорджа Рипли существует вариант, в котором сообщается, что остается «обезвоженная морская» субстанция, «сверкающая подобно рыбьим глазам»[96 — Opera omnia chemica (1649), p.159.] — очевидная аллюзия на золото и солнце (глаза Бога). Отсюда не удивительно, что алхимик[97 — Eiremaeus Orandus, Nicholas Flamel: His Exposition of the Hieroglyphicall Figures etc. (1624).] семнадцатого столетия использовал слова из Захария (4:10) в качестве эпиграфа для своей работы о Николае Фламеле: «Et videbunt lapidem stanneum in manu Zorobabel. Septem isti oculi sunt Domini, qui discurrunt in universam terram» (Ибо… радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю)[98 — Также подходит Зах. 3:9: «… на этом одном камне — семь очей». [Обе цитаты даны по русскому каноническому переводу Библии, который частично не совпадает с латинским текстом. — Прим. перев.]]. Очевидно эти семь глаз суть семь планет, которые, подобно солнцу и луне, есть глаза Божьи, никогда не отдыхающего, вездесущего и всевидящего. Тот же самый мотив, вероятно, лежит в основе многоглазого гиганта Арга. Его прозвище — «Всевидец», и оно выражает символизм звездных небес. Иногда он одноглазый, иногда — четырехглазый, иногда -стоглазый и даже обладатель бесчисленного множества глаз. Кроме этого, он никогда не спит. Гера перенесла глаза Арга Панопта на перья павлиньего хвоста[99 — Эта мифологема из важнейших в интерпретации cauda pavonis [хвоста павлина (лат.). — Прим, перев.]]. Как и стражу созвездию Дракона в цитируемых Аратом фрагментах из Ипполита также отводится место все-обозревающей инстанции. Дракон здесь рассматривается как тот, «кто с высочайшего полюса взирает на все вещи и видит все вещи, так что ничего из происходящего не может быть сокрыто он его взора»[100 -» Elenchos, IV, 47, 2, 3,. Cf. Legge, I, p.109]. Это недремлющий дракон, ибо Полюс «никогда не заходит». Часто его путают с извилистым солнечным путем проходящим через небо: «C’est pour се motif qu’on dispose parfois les signes du zodique entre les circonvolutions du reptile» (Это тот мотив, в соответствии с которым знаки зодиака иногда располагаются между кольцами рептилии (фр.). — Прим. перев.) говорит Камон[101 — F.Cumont, Textes et monuments figures relatifs aux mysteres de Mithra, I, p. 80.]. Иногда змея несет на своей спине шесть знаков зодиака[102 .» — Pitra, ed., Analecta sacra, V, р.300 Цит. из Robert Eisler, Weltenmantel und Himmelszelt (1910), II, p.389, 5.]. Как заметил Эйслер, на основании символизма времени всевидение дракона переносится на Хроноса, которого Софокл называет «о ;», тогда как в памятной дощечке для тех, кому выпадает Хирон, он назван ;»[103 — Eisler, p.388. «Всевидящий Хронос» и «всезамечающий демон».]. У Гораполлона Уроборос имеет значение вечности и космоса. Вероятно, отождествлением Bсевидящего со Временем объясняются глаза на колесе в видении Иезекииля (1:18: «А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз»). Мы упоминаем об этом отождествлении как особо важном: оно означает связь между mundus archetypus (Архетип вселенной, мироздания (лат.). — Прим. перев.) бессознательного и «феноменом» Времени — или, другими словами, указывает на синхронистичность архетипических событий, о которых я подробнее скажу в конце этой статьи.
Из автобиографии Игнатия Лойолы, которую он надиктовал Луису Гонсалесу[104 — The Testament of Ignatius Loyola, trans, by E.M.Rix, p. 72.], мы узнаем, что ему доводилось созерцать ярчайший свет и иногда это видение представлялось ему в форме змеи. Она являлась, исполненная сияющих очей, которые вместе с тем не были таковыми. Сначала его чрезвычайно тешила красота этого видения, однако со временем он признал в нем злой дух[105 — У Игнатия также было видение «res quaedam rotunda tanquam ex auro et magna», которое плыло перед глазами: вещь круглая, как будто бы сделанная из золота, и великая. Он интерпретировал это как явившегося ему Христа в образе солнца. Philipp Funk, Ignatius von Loyola, pp. 57, 65, 74, 112.]. В видении Лойолы преломляются, по сути все аспекты нашей оптической темы, и возникает наиболее впечатляющая картина бессознательного с его рассеянным свечением. Легко представить себе смятение средневекового человека перед лицом в высшей степени «психологической» интуиции, особенно если ему неведомы ни догматический символ, ни адекватная аллегория из патристики, которые могли бы прийти на помощь. Но на самом деле Игнатий был не так уж далек от цели, поскольку множество глаз — это атрибут Пуруши, космического человека индусов. В Ригведе (10.90) сказано: «Пуруша — тысячеглавый, Тысячеглазый, тысяченогий Со всех сторон покрыв землю, Он возвышался (над ней еще) на десять пальцев»[106 — [Перевод взят из: Ригведа. мандалы IX—X. Пер. Т.Я. Елизаренкова. М., Наука, 1999. — С. 235. Как объясняет Кумарасвами в American Oriental Society, LVI (1946), 145-61 «десятипальцевое пространство» (буквально: «десятипальцевый») относится «макрокосмически к расстоянию между небом и землей и, микрокосмически, к пространству между верхушкой головы и подбородком» человека. Он продолжает: «Поэтому я полагаю, что Ригведа 10.90 …показывает способ, каким Пуруша, используя всю землю в качестве подставки для ног, заполняет всю вселенную и правит ею посредством силы видения и т.д., исходящей от его лица, и которой аналогична собственная сила видения и т.д. человека; это лицо, будь оно Бога или человека, является … само образом целой триединой вселенной. — Прим. R.F.C. Hull.]]. Моноим у арабов, согласно Ипполиту, учил, , неделимую , и в то же самое время, составную , делимую (, и эта мельчайшая из единиц, соответствующая кунратовской scintilla, имеет «множество лиц» и «множество глаз» [107 — Elenchos, VIII, 12, 5 [см. также пар. 340 cл. — Изд.]]. Причем Моноим основывается здесь главным образом на прологе к Евангелию от Иоанна. Подобно Пуруше, его первый Человек есть вселенная [108 — Ibid., VIII, 12, 2.].
Такие видения следует понимать как интроспективные интуиции, которые каким-то образом врываются в сферу бессознательного, и вместе с тем как ассимилированные формы центральной христианской идеи. Естественно, этот мотив имеет тот же смысл и в современных снах и фантазиях, где он появляется то в виде звездного неба, то в виде звезд, отражающихся в темной воде, то в виде самородков золота или золотого песка, рассыпанного по черной земле[109 — Ср. с алхимическим изречением: «Seminate aurum in terram albam foliatam» (Ищи золото в белой, покрытой листьями земле).], или же как ночная регата со множеством огней на фоне темной поверхности моря, как один-единственный глаз, глядящий из морских глубин или из бездны, как парапсихическое видение светящихся шаров и т.п. Поскольку сознание всегда описывалось в терминах, производных от характеристик света, вполне допустимо предположить, что это множественное свечение соответствует тончайшим феноменам сознания. Если свечение проявляется в монадной форме, как нечто единичное — звезда, солнце или глаз, оно легко принимает форму мандалы и, следовательно, должно быть истолковано как Самость. Это не имеет ничего общего с «двойственным сознанием», поскольку ничто не указывает на диссоциацию личности. Напротив, символы Самости имеют характер «объединяющих»[110 — См. мои замечания в отношении «объединяющего символа» в «Психологических типах», ч. V, разд. 3 и 5.].
notes
Примечания
2
Hermann Siebeck, Geschichte der Psychologie.
3
В действительности это справедливо только для старой психологии. В настоящее время происходит значительное изменение точки зрения.
4
Psychologia empirica (1732).
5
В англо-саксонских странах существует степень «Doctor Scienti, а психологи обладают большей независимостью.
6
В настоящее время ситуация несколько улучшилась.
7
Пер. С.Н. Judd, pp. 227-28, из Grundriss der Psychologie. [Выделено Юнгом].
8
Guido Villa, Einleitung in die Psychologie der Gegenwart, p. 339.
9
Wilhelm Wundt, Grundzuge der physiologischen Psychologie, III, p. 327.
10
Pierre Janet, Automatisme psychologique, pp. 243, 238ff.
11
Gustav Theodor Fechner, Elemente der Psychophysik, II, p. 438: «…идея психофизического порога… дает прочную основу для идеи бессознательного в общем. Психологи не могут извлечь представления не только из бессознательных восприятий, но даже и из их эффектов».
12
Ibid., p. 439.
13
Grundzuge der physiologischen Psychologie, III, p. 328
14
Ibid., p. 326. Цит. из Wolfs Vernunftige Gedanken won Gott, der Welt, und der Seek des Menschen (1719), par. 193.
15
Ethnische Elementargedanken in der Lehre vom Meschen и Der mesch in der Geschichte, I, pp. 166ff., 213ff.; II, pp. 241ff.
16
Volkerpsychologie, V, Part II, p. 45.
17
Ibid., IV, Part I, p. 41.
18
Ср. с замечанием Фехнера, что «идея психологического порога является крайне важной, так как она подводит твердую основу под идею бессознательного в целом». Он продолжает: «Восприятие и представления в бессознательном состоянии, конечно, прекращают существование в качестве реальных… однако иногда остаются внутри нас в виде психофизической активности», и т.д. (II, р. 438 ff.) Этот вывод слегка неосмотрителен, поскольку психические процессы остаются в большей или меньшей степени теми же самыми, не зависимо от того, существует сознание или нет. «Представление» существует не только посредством своей «представимости», а также — и это главное — по своему собственному психическому праву.
19
Ср. Lipps, «Der Begriff des Unbewussten», pp.146ff; и Grundtatsachen des Seelenlebens, pp. 125ff.
20
Leitfaden der Psychologie, p. 64.
21
Ibid., pp. 65f.
22
Geschichte der neueren deutschen Psychologie. [Выделено К. Юнгом].
23
Я воспроизвожу здесь то, что Уильям Джеймс сказал о важности открытия бессознательной психе: «Самым значительным и важным шагом вперед, совершенным психологией с тех пор, как я еще в студенческие годы занялся изучением ее, я считаю сделанное впервые в 1886 году открытие, что — по крайней мере у некоторых людей, — сознание не ограничивается обыкновенным «полем», с его «центром» и «окраинами», но охватывает еще целый ряд воспоминания,