«…mancipem quemdam divjmtalis, qui ex hommibus deos feceril [который, передав в собственность некую божественность, сделал людей богами]». (TertuUian, Apologeticus adversus gentes, m.Migne, PL \, col 332 f)
[37]: ftnref37 Искупление терминологически связано с выкупом, с покрытием долга, уплаты которого требует Творец. Но это есть грубая форма социоморфизма. Духовно спасение можно понимать только как достижение совершенства, как богоуподобление. Самая идея оправдания приводит к ложным результатам и может вести к вырождению христианства. Трудно даже понять, что Богу нужно было оправдание, которое является результатом уголовного процесса, нужно было получать выкуп. В действительности в более глубоком смысле Богу нужно реальное изменение, преображение человека, творческий ответ на Божий зов. К чести русской религиозно-философской мысли нужно сказать, что она всегда резко восставала против судебного понимания христианства и искупления. Явление Христа понималось не как исправление греха, не как предложенный выкуп, а как продолжение миротворения, как явление Нового Адама.
Николай Бердяев «Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения»
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[38]: ftnref38… Иов тождествен царю Иоваву, правившему во II тысячелетии до н. э. в земле Уц, т. е. в Едоме…
Дмитрий Владимирович Щедровицкий «Беседы о Книге Иова»
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[39]: ftnref38 Определившее его миссию видение имело место в 592 г. до Р. X.
[40]: ftnref38 Вообще считать, будто всякое видение патологично уже как таковое,- заблуждение. Видения бывают здоровых людей – правда, нечасто, но и не так чтобы уж очень редко.
[41]: ftnref41 Знаменитый иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет о том, что Книга Даниила была показана в Иерусалиме Александру Македонскому в 333 году до н. э…
Дмитрий Владимирович Щедровицкий «Пророчества Книги Даниила.»
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[42]: ednref60 [Енох 1, 2, р. 239. («Книга Еноха» цитируется по изданию: DieApokryphenundPseudoepigraphendesAlienTestaments. C’bers. undhg. vonKmttzsch.)] [Цитаты из «Книги Еноха» даются здесь в переводе с немецкого оригинала юнговского текста.)
[43]: ftnref43 Нечто подобное – в гл. 87 ел. Из четырёх «животных, подобных белым людям», три ведут Еноха, одно же налагает оковы на некую звезду и кидает её в бездну (р. 290).
[44]: ftnref44 У троих из них лица животных, а у одного – человеческое лицо
[45]: ftnref45 Автор «Книги Еноха» выбрал в качестве героя своего повествования Еноха, сына Иареда, «седьмого от Адама», который «ходил пред Богом» и вместо того чтобы умереть, просто исчез, т. е. был восхищен Богом. [«… И не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24).]
[46]: ftnref45 В немецком языке слово, обозначающее так же адвокат, защитник
[47]: ftnref47 Риторический приём снижения выразительной силы в ряду близких по значению слов (греч.). зд.: снижение, падение.
[48]: ftnref47 Идея Бога, самодовольного и самодостаточного, чистого акта, самодержавного властелина, ниже идеи Бога, страдающего, тоскующего по Другому, любящего и жертвенного. Идея Абсолютного сама по себе холодная идея. По-настоящему должен происходить двойной процесс – процесс очищения и освобождения идеи Бога от ложного антропоморфизма, при котором он является обижающимся и мстительным существом, и процесс гуманизации идеи Бога, при котором Бог является существом любящим, тоскующим, жертвенным.
Николай Бердяев «Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения»
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[49]: ftnref49 Вследствие непорочного зачатия уже Мария отличена от прочих смертных, её телесное вознесение только закрепляет это отличие
[50]: ftnref49 Вероятно, «утренней звёзды». (См. Откр. 2, 28 и 22, 16.) Это планета Венера с присущими ей психологическими чертами, а вовсе не кто-то из malefici [злодеев], Сатурн или Марс.
[51]: ftnref51 Зло мира предполагает существование Бога, без этого Его нельзя узнать.
Николай Александрович Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[52]: ftnref52 [Апокрифическая вставка к Лк. 6, 4 («Человек, если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, если не ведаешь, то проклят и нарушитель закона ты») Codex Bezae Cantabrigiensis, ed. Scnvener, см. также Hennecke, Neutestament-liche Apokryphen, p. 37]
[53]: ftnref53 В немецком тексте – «синагога сатаны», отсюда словечко «однако»
[54]: ednref88 Здесь затронута тема «нуминозности» архетипов. [См. Jung C. G. Theo-retische Überlegungen zum Wesen des Psychischen. GW. Bd. 81
[55]: ednref90 Имеется в виду, что Иоанн сочинил сперва послания, а затем – «Откровение», в промежутке между которыми происходят описываемые психические процессы. Поэтому несколькими строками выше он назван автором посланий.
[56]: ednref94 [Этого предложения нет ни в первом издании 1952 г., ни во втором (1953 г.). Оно оявляется в исправленном издании 1961 г. и могло быть написано для первого английского издания (1954 г.), в которое Юнг внёс некоторые незначительные изменения]
[57]: ednref94 «Небо вверху, небо внизу». [См. Ruska, Tabula smaragdina, р. 2 Г, а также: Jung C. G. Die Psychologie der Übertragung. GW. Bd. 16]
[58]: ftnref58 Сочетанием противоположностей (лат.)
[59]: ftnref58 Правда, Иоанн, вероятно, знал миф о Лето и потому осознавал его. Однако бессознательной беспричинной была для него, видимо, возможность бессознательного использования этого языческого миф при изображении рождения второго Мессии.
[60]: ednref96 [См. Marie-Louise von Franz, Die Passio Perpetuae in: Jung, Aion.]
[61]: ednref96 Сыну соответствовал бы тогда filius sapientiae [сын мудрости] средневековой алхимии.
[62]: ftnref62 Свет от света (лат.)
[63]: ftnref63 Сопряжение противоположностей (лат.)
[64]: ftnref64 Вероятно, неслучайно, что здесь уже не упоминается «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», стоявших «пред престолом и пред Агнцем» (7, 9).
[65]: ftnref64 Они, собственно говоря, относятся к культу Великой Матери, поскольку соответствуют оскопленным галлам [жрецам] этой богини. См. странное место у Матфея (19, 12), где речь идёт о евнухах, кои «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного», как и жрецы Кибелы, оскоплявшие себя в подражание своему сынобогу Аттису.
[66]: ftnref64 Интересно, где это Юнг нашёл?
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[67]: ftnref67 Гёте И. В. Фауст 1 3. Имеется в виду известная сцена, где Мефистофель отвечает Фаусту, говоря о себе, что он – «…той силы малый ком, что жаждет только зла, добро творя кругом. Фауст: Что, кстати, значит эта ерунда? Мефистофель: Я – дух, что отрицает все всегда! И поделом, ведь все, что рождено, заслуживает тления равно». (Пер. мой – В. Б.)
[68]: ftnref68 См. в том числе Откр. 19, 5
[69]: ftnref69 [1. с. 14, 14 и 17.] В этой параллельной фигуре легко усмотреть самого Иоанна.
[70]: ednref102 Откр.19:11 Здесь можно было бы учесть и астрологическую спекуляцию о второй половине христианского эона, а именно Пегаса как восходящего рядом с Водолеем.
[71]: ftnref71 В Китае небо представляется круглым, а земля – квадратной.
[72]: ftnref71 [Tertullian, Adversus ludaeos, XIII (in.Migne, PL II, col. 635): «…ilia terra virgo nondum pluvus ngata, nee imbnbus foecundata, ex qua homo tunc plun-mum plasmatus est, ex qua nunc Chnstus secundum camem ex virgine natus est» («…та девственная, ещё не орошенная дождем и не оплодотворенная потоками земля, из коей первым был вылеплен человек и из коей теперь получил плоть Христос, рожденный девой»). См. Jung С. G. Psychologie unci Religion; Psychologische Typen.]
[73]: ftnref71 Философского камня (пат)
[74]: ftnref74 Христос не без оснований дал апостолу Иоанну прозвище «сын грома».
[75]: ftnref75 А также «период Антихриста»
[76]: ftnref76 Оборот речи (фр.).
[77]: ftnref77 Игра слов в оригинале: по-немецки «одержимый» – причастие прошедшего времени от глагола значением «обладать».
[78]: ftnref78 Закон исключённого третьего (лат. tertium non datur, то есть «третьего не дано»)
[79]: ftnref78 С точки зрения психологии, под понятие Бога подпадает любая идея чего-либо запредельного, первого или последнего, высшего или низшего. То или иное имя не играет здесь роли.
[80]: ftnref80 Но манихейские элементы проникли внутрь христианства. Христиане верили не только в силу Божью, в силу Христову, но верили и в силу дьявола. И нередко в силу дьявола верили больше, чем в силу Христову. Дьявол занял место манихейского злого Бога. И неизвестно осталось, кому принадлежит последнее слово – Богу или дьяволу, Христу или антихристу. Вера в вечный ад есть вера в то, что последнее слово принадлежит дьяволу, злому Богу. Бердяев – О назначении человека
Сноска добавлена в процессе создания FB2.
[81]: ftnref81 Понятие Бога как всеобъемлющей целостности включает в себя и бессознательное, а, стало быть, в противоположность сознанию, и объективную психику, столь часто перечеркивающую намерения и волю сознания. Молитва, например, усиливает потенциал бессознательного – отсюда её нередко неожиданные результаты.
[82]: ftnref82 Экхарт встречает «нагого мальчика», который ему заявляет, что он – царь, идёт от Бога и к Богу, а царство его – в собственном сердце. (См. Meister Eckhart. DerMorgenstern. Berlin, 1964. S. 384 f.) Скорее всего, это было не «видение», а притча, изложенная устно и записанная слушателями. «Мальчик» у Экхарта, вероятно, не архетип, а аллегория состояния «учёного неведения». В другой притче это – нищий.
[83]: ftnref83 [Вечного мальчика – «разного обликом – то белого, то черного» (Гораций. Послания 1Е. 2)
[84]: ftnref84 Constituted Apostolica «Munificentissimus Deus» in: Acta Apostolicae Sedis, Commentarium officiate (1950), §21. «Oportebat sponsam, quam Pater desponsa-verat, in thalamis caelestibus habitare». [Надлежит невесте, Отцом просватанной, обитать в небесах брачных чертогах] – Joannes Damasccnus, Encomium in Dormitionem и т. д., Horn. II, 14 (Migne, PGXCVl, col. 742). § 26: сравнение с невестой из «Песни песней». § 29: «…ita panter surrexit et Area sanctificatio-nis suae, cum in hac die Virgo Mater ad aethereum thalamum est assumpta». […и тогда же вознёсся и ковчег, им освященный,- в день, когда Дева Мать вознеслась в небесный брачный чертог] (Antomus von Padua, Sermones Dominicaies и т. д.).
[85]: Constitutio Apostolica, § 27: «Ас praeterea scholastici doctores non modo in varus Vetens Testament! Figuns, sed in ilia etiam Muliere amicta sole, quam Joannes Apostolus in insula Patmo (Apoc. 12, lss.) contemplates est, Assumptio-nem Deiparae Virginis sigmficatam viderunt» (А кроме того, вознесение Девы Богородицы ученые схоласты видели не только в многочисленных образах Ветхого Завета, но и в той жене, облеченной в солнце, которую на острове Патмос созерцал апостол Иоанн].
[86]: ftnref85 Бракосочетание Агнца повторяет annuntiatio et obumbratio Мапае (благовещение и покров Марии)
[87]: ftnref87 Codex Bezae к JIk. б, 4, см. выше.
[88]: ftnref88 Божественные знаки, намёки (лат).
[89]: ftnref89 Имеется в виду Апостольская конституция папы Пия XII (1950 г.), где было принято постановление «Об определении догмата о Вознесении Святейшей Девы Марии», которое здесь и обсуждается Юнгом.
[90]: ftnref89 Сыном Солнца и Луны, сыном мудрости (лат.)
[91]: ftnref89 [Посредник, устанавливающий мир между врагами (пат.).]
[92]: ftnref92 Папский отказ от психологического символизма можно было бы объяснить тем, что для папы важно в первую очередь подчеркнуть реальность метафизического события. А ведь из-за общераспространённой недооценки психики любая попытка адекватного психологического истолкования заранее подозревается