опушке немецких лесов смеялся и
седлал Слейпнира .
Мы, опираясь на экономические, политические и психологические факторы, убеждены,
что новый мир — мир благоразумный. Но если мы забудем на мгновение, что живем в
1936г. от Рождества Христова, и отбросим действующую из самых лучших
побуждений человеческую — слишком человеческую — позицию, а также вместо себя
свалим на Бога — или богов — ответственность за сегодняшние события, то гипотеза о
Вотане нам сможет все прекрасно объяснить. Собственно говоря, я рискую сделать
еретическое предположение, что бездонная глубина и непостижимый характер старого
Вотана раскрывает национал-социализм глубже, чем все три разумных фактора,
сложенных вместе. Понятно, что каждый из этих экономических, политических и
психологических факторов объясняет какой-нибудь важный аспект положения дел,
происходящих в Германии, но все же Вотан объясняет лучше. Он особенно четко
выявляет то, что относится к общему феномену, такому необъяснимому и
непостижимому для чуждого человека, как бы глубоко он его ни обдумывал.
Общий феномен можно резюмировать как Одержимость (Ergriffenheit) — состояние
существа побуждаемого или почти одержимого. Это выражение недвусмысленно
обосновывает наличие некоего Одержимого (Ergriflener) — того, кто побуждаем чем-
либо, а также Одержащего (Ergreifer) — того или чего-либо, что побуждает или
;одерживает;.Вотан — это Одержащий людей, и он реально единственное объяснение,
4Библиотека группы Асатру
если только мы не хотим обожествлять Гитлера, то есть делать именно то, что и
сделали с ним сегодня! Да, Вотан разделяет свои качества со своим двоюродным
братом Дионисом, но похоже, что последний оказывает воздействие на женщин.
Менады -проявления женскогосексуального влечения, и, как гласит миф,
проявления достаточно опасные. Вотан ограничился берсерками ,нашедшими свое
призвание в охранении мифических королей.
Разуму, еще по-детски наивному, боги представляются так называемыми
метафизическими сущностями или существами (entia),бытующими в себе, либо же
он считает их несерьезной и суеверной выдумкой. С обеих точек зрения приведенная
параллель между redivivus Вотана и социальной, политической, психологической
бурей может быть ценной хотя бы как иносказание, т. е.;как будто бы;.Но разум
вырывается из своих оков, утверждая метафизическое существование богов. Такое
постулирование настолько же самонадеянно, как и мнение, что богов можно изобрести,
ибо несомненно, что боги — это персонификация психических сил. Тех психических
сил, которые не имеют почти ничего общего с сознательным разумом, хотя мы и очень
любим забавляться идеей того, что сознательный разум и психика тождественны. Это
только интеллектуальное предположение, но мы напуганы;метафизическим;и
поэтому развили манию все рационально объяснять. Эта пара всегда была братьями-
врагами, и естественно, что надо бояться их конфликта.;Психические силы;в
действительности относятся к бессознательному. Все, что подбирается к нам из этого
темного царства и приходит вроде бы извне, мы с уверенностью воспринимаем как
реальность. В противном же случае оно рассматривается как галлюцинация,
следовательно, как нечто неистинное. Идея, что нечто, не приходящее извне, может
быть верным, пока еще с трудом пробивается к человечеству.
Для облегчения понимания и избежания предубежденности надо было бы вместо
Вотана сказать о .
Но тут может идти речь более о сходстве, нежели полной замене, ибо получится, что
просто психологизация Вотана, что говорит нам лишь о том, что люди находятся в
состоянии;помешательства;.А так мы можем упустить ценную характеристику
феномена в целом, т. е. драматический аспект Одержащего и Одержимого, что является
наиболее выразительной частью немецкого феномена. Один человек, явно одержимый,
заразил всех людей так, что все пришло в движение и, более того, взяло опасный курс.
Мне кажется, что Вотан как гипотеза;попадает в яблочко;.Похоже, он действительно
дремал в Кифхойзеровской горе, пока вороны его не позвали и не возвестили
рассвет.Вотан — это основополагающая характеристика немецкой души,
иррациональный, психический ее фактор, действующий как циклон на высокое
давление цивилизации и сметающий ее прочь. Почитатели Вотана, несмотря на всю их
эксцентричность и причуды, похоже, оценивали эмпирические факты более верно, чем
поклонники разума. По-видимому, все до одного забыли, что Вотан представляет
первобытный немецкий фактор и что он — самое точное выражение и неподражаемая
персонификация основного человеческого качества, которое особенно характеризует
немца. Хьюстон Стюарт Чемберлен,правда, выступает симптомом, вызывающим
подозрение, что скрытые завесой боги могут дремать и в другом месте. Но в Германии
симптомы очевидны: выпячивание немецкой, т. е. арийской, расы, акцент на кровь и
связь с землей, народные обычаи, возвращенные к жизни, Вагалаусские (Wagalawei)
песни, полет валькирий ,пророк Иисус в виде белокурого и голубоглазого героя,
греческая мать Святого Павла, дьявол как международный Эльберих еврейского или
масонского сорта, нордическая Аврора Бореалис как светоч цивилизации и
презрение к;низшим;,средиземноморским расам. Все это — обязательные части сценария, который разыгрывается, и, по сути, все это означает одно: бог уже вступил во;владение;немцами и их дом полон;могущественным ветром;.Если я не ошибаюсь,
вскоре после того, как Гитлер захватил власть, вПанче;появилась такая карикатура:
торжествующий берсерк вырывается из своих оков. Дикая, иррациональная буря
разразилась в Германии, а мы все надеялись, что это обычные перемены погоды.
В Швейцарии дела идут сравнительно хорошо, хотя изредка доносятся порывы ветра с
севера и юга. Иногда ветер приобретает угрожающие звучания, а иногда кажется, что
он нашептывает совсем безвредно и даже идиллически, так что никто и не тревожится.
Мы достаточно мудры,чтобы позволить спящей собаке лежать,можем вести свою
жизнь, таким образом, достаточно разумно. Иногда можно услышать, что у швейцарца
особая сопротивляемость к своим проблемам. Я должен отвергнуть это обвинение.
Швейцарец является интроспективным, но он ни за что на свете не признается себе в
чем-либо, даже когда замечает ветер на своей земле. Вот так же и мы платим нашу
безмолвную дань немецкой эпохе бури и натиска.Но мы никогда не вспоминаем об
этом, что дает нам возможность чувствовать свое превосходство. Тем не менее это все —
немцы, у которых есть практический шанс поучиться, фактически имеется
благоприятная возможность, может быть, уникальная в истории. Они подвергают души
тем опасностям, от которых христианство пытается спасти человечество, и могут
научиться понимать природу этих опасностей в глубине своих душ.
Германия — земля духовных катастроф, где известные природные явления никогда не
предполагали большего, чем требование мира, не без соображений о мировом
господстве. Нарушитель спокойствия — ветер, дующий в Европу из бескрайней и
первобытной Азии, проносящийся по широкому фронту от Фракии до Балтики. Иногда
он дует извне и разметает народы перед собой, как сухие листья, а иногда действует
изнутри и внушает людям идеи, сотрясающие основы мира. Это стихийный Дионис,
врывающийся в Аполлонийский порядок. Назовем творца этой бури Вотаном, и мы
очень много сможем узнать о его характере, изучая историю и ход революций и
беспорядков, которые он породил в духовном и политическом мире. Но чтобы понять
его характер совершенно точно, надо вернуться в то время, когда человечество
использовало мифологический язык и не пыталось объяснить каждую вещь, примеряя
ее на человека и его ограниченные способности. Язык мифов уходит вниз, в
глубочайшие первопричины, в психику и ее автономные силы. Древнейшая интуиция
человека воплотила эти силы в богов и описала как можно полнее и тщательнее в
соответствии с их разнообразными характерами в мифах. Это стало возможным,
потому что здесь — проблема основных и неизменных типов или образов, присущих
бессознательному многих народов. Поведение народа получает свой специфический
характер из собственных, лежащих в основании образов, и, следовательно, можно
говорить о некоем архетипе;Вотана;.Как автономный психический фактор, Вотан
порождает эффекты коллективной жизни людей и в соответствии с этим также
раскрывает свой характер. Так что Вотан имеет характерную биологию, вытекающую
из его особенностей, совершенно независимую от природы человека. Лишь иногда,
время от времени, люди падают, сраженные непреодолимым влиянием этого
бессознательного фактора. Когда фактор бездействует, архетип Вотана осознается не
больше скрытой эпилепсии. Мог ли немец, уже будучи взрослым в 1914 г., предвидеть,
что произойдет в 1935 г.? Такое удивительное изменение — эффект бога ветра, что
;проносится там, где ему нравится, и ты вслед за ним слышишь звук, но не можешь
сказать, откуда он явился и куда он правит;.Он подхватил все лежащее на его пути и
вырвал с корнями все, что не крепко держалось. Когда несется ветер, все — ненадежно,
внешнее и внутреннее — все вскрывается.
Как раз недавно опубликовал монографию, посвященную Вотану, Мартин Нинк, —
весьма желанное дополнение нашему знанию о характере этого бога. Пусть читатель не
пугается того, что эта книга — обычное научное исследование с академической точки
зрения. Действительно, она очень объективно и вполне достойно оценивает правила
науки; в ней чрезвычайно обширный материал тщательно собран и приведен в
стройную систему. Но что важнее, чувствуется, что автор жизненно заинтересован в
материале, что струна Вотана вибрирует и в нем. Это не критика, наоборот, большое
достоинство книги, которая без этой вибрации легко опустилась бы до неинтересного
каталога. Авторская Одержимость внесла жизнь в программу, что особенно заметно в
последней главе;Обзор;.
Нинк действительно создает величественный портрет немецкого архетипа Вотана.