Скачать:TXTPDF
Жизнеописание, мировоззрение, цитаты

рассматривали специфические психические влечения, в то время как Юнг придерживался целостного подхода к человеку. Его целостная психология нацелена на то, чтобы человек выздоровел и прожил полную, насыщенную жизнь. Личность состоит из трех частей: Я-сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Центральное понятие человеческой души — это Самость (das Selbst). Самость включает как осознанные, так и бессознательные уровни личности и стремится к гармоничному состоянию души. Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. Осознанный уровень — это Я-сознание (Ich-bewiitsein), лишь малая часть человеческой личности, как верхушка у айсберга. Рабочие функции Я-сознания — это ощущение (восприятие) и мышление, чувства и интуиция. В зависимости от того, какая пара функций больше развита, человека можно отнести либо к интровертам, либо к экстравертам. Намного обширнее бессознательный уровень человека, который, в свою очередь, состоит из двух частей — личного бессознательного и коллективного бессознательного. К личному бессознательному принадлежат все вытесненные формы поведения и чувства, это так называемая Тень. Особый компонент этой Тени образуют вытесненные способы поведения, принадлежащие противоположному полу, — Анимус и Анима. Коллективное бессознательное — это образование, которое содержит общечеловеческий опыт. Коллективным оно называется постольку, поскольку состоит из образов и способов поведения, не приобретаемых человеком в течение жизни, но при этом доступных абсолютно всем людям, живущим в любое время.

Бессознательное — это все те «вещи», что влияют на нас и на наши действия, при этом проходя мимо сознания. Иными словами, мы не воспринимаем и не осознаем их. В личном бессознательном это могут быть забытые события, вытесненные инстинкты, фиксации и запрограммированные действия, стереотипы поведения, установившиеся еще в раннем детстве, скрытые творческие способности. Коллективное бессознательное — это общее понятие, включающее генетически запрограммированные предпосылки психологического функционирования, общий для всего человечества опыт. Установить, руководит ли в данный момент человеком бессознательное или нет, очень легко. Когда оно прорывается наружу, нарушается Я-сознание. Например, человек неоправданно эмоционально реагирует на определенное слово, прозвучавшее в ходе беседы. Видимо, слово затронуло некую душевную рану. В аналитической психологии такое отклонение поведения называют комплексом. Исследование комплексов — это путь к постижению бессознательного. Реакции окружающего мира на поведение человека оказывают на него влияние; через них он оценивает определенные, сами по себе нейтральные потребности, способы поведения или чувства как приятные или неприятные, правильные или неправильные. Так возникают комплексы. Одни компоненты личности получают положительный заряд, а другие — отрицательный. Человек, которым управляет комплекс, не может изменить свое поведение, потому что оно не подвластно сознательному контролю. Юнг выделяет два различных уровня комплексов:

• комплексы, возникшие в ходе жизни человека, при его социализации (адаптации к жизни в обществе), типичные для группы, общества и культуры, в которой мы живем;

• комплексы, унаследованные генетически и общие для всех людей. Их Юнг также называет архетипами (Urbilder) — это наше психологическое наследие, «память поколений». В качестве примера можно привести «байки», мифологические представления и сказки о духах, демонах, кобольдах, сказочных существах, бесах, домовых, возникающие во всех культурах как персонификации бессознательных комплексов.

Поскольку комплексы связывают человека по рукам и ногам и мешают ему нормально жить, следует от них избавляться. В этом может помочь наблюдение за Я-сознанием. Подавление определенных частей личности ведет к развитию отдельных «мини-личностей», которые принимают на себя подавленные части личности. Первая такая личность — это так называемая Тень. Тень включает честолюбие, эгоизм, агрессивность, зависть, жадность и т. д., это влечения, которые были вытеснены в бессознательное как несовместимые с его Персоной. Чем сильнее влияние Персоны в общей структуре личности, тем больше Тень, поскольку человеку необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество влечений. По Юнгу, без Тени человек так же неполноценен, как без других частей личности. С точки зрения Юнга, Тень нельзя игнорировать, не обращать на нее внимания. Правильное обращение с Тенью позволяет нейтрализовать ее вредоносное воздействие. Вторая личность состоит из аспектов Тени, свойственных противоположному полу. У мужчин эта личность называется Анимой, у женщин — Анимусом. На их развитие большое влияние оказывают родители (отец у девочки и мать у мальчика). Анима символизирует следующие подавленные, женские формы поведения: способность к общению наличные темы, сочувствие, хорошая приспособляемость, способность устанавливать отношения. Анимус символизирует подавленные мужские свойства, такие как агрессивность, мужество, готовность к риску, личная инициатива, духовная самостоятельность, дух новаторства. Поскольку эти составляющие невозможно подавить до конца, они дают о себе знать как проекции на других людей и вещи. Насколько человек находится в согласии с собой, настолько он находится в согласии с окружающим миром. Комплексы, общие для всего рода человеческого, Юнг назвал архетипами. Они существуют с тех пор, как у первобытного человека развилось сознание. Они возникли, потому что есть строгие физические и психические законы, которым подчиняются все люди. Если мы посмотрим в прошлое, то увидим, что во все времена людей волновали одни и те же вопросы и проблемы: взаимоотношения с природой, инстинкты и основные потребности, дихотомия добра и зла, отношения между полами, проблемы, связанные с различными периодами жизни, несчастье и смерть, вопрос о смысле жизни. Каждое общество и каждый человек сталкиваются с этими архетипическими проблемами. Если мы еще дальше углубимся в эту проблематику, то поймем, что она стара как мир и что люди на протяжении всей истории давали одинаковые ответы на эти вопросы. Коллективное бессознательное — это часть нашей души, которая присуща нам потому, что мы — люди, а следовательно, обладаем определенными основными функциями.

Я — это часть личности, которая включает собственную идентичность человека, его сознание. Его нам понять очень сложно, поскольку Я для нас — это нечто само собой разумеющееся, привычное. Я пытается ориентироваться в этом мире; для этой цели оно располагает четырьмя функциями: восприятием, мышлением, чувствами, интуицией. Как правило, у человека развиты только одна или две основные функции, поэтому его личность не может полностью раскрыться. Исходя из структуры души, Юнг создает свою типологию личности. Людей, склонных к восприятию и мышлению, Юнг называет экстравертами. Экстраверты больше ориентированы на Персону, внешнюю часть души. В своем поведении они больше руководствуются внешними нормами, установленными обществом. Крайняя форма выражения экстраверта — догматик. Их «антиподы», интроверты, больше доверяют чувствам и интуиции. В процессе своей индивидуализации они больше внимания уделяют внутренней части души, исходят в своей деятельности из собственных убеждений. Крайняя форма выражения интроверта — фанатик. Человек разовьет свое сознание, если будет заниматься разработкой функций, находящихся у него в зачаточном состоянии.

Однако крайние формы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, потому что Самость стремится к целостности личности и не дает той или иной стороне личности доминировать. Например, интроверт не любит и не умеет общаться с малознакомыми людьми, поскольку ему трудно понять точку зрения собеседника. Он либо уходит от разговора, либо отстаивает свое мнение до последнего. В то же время в семье раскрывается экстравертная сторона его личности, обычно подавляемая, и он показывает себя заботливым и теплым человеком. Экстраверт же в семье скорее деспот, не учитывающий интересов членов семьи, нетерпеливый и не терпящий возражений. Зато экстраверт хорошо строит отношения с большим кругом людей. Ось экстраверсии-интроверсии накладывается на четыре функции, описанные выше.

Юнг считал, что у каждого человека доминирует та или иная функция, которая в сочетании с осью экстраверсии-интроверсии определяет путь развития личности. Люди с доминирующим мышлением ценят идеалы, порядок, организацию. Люди, у которых доминирует чувство, склонны принимать спонтанные решения, идя на поводу у своих эмоций. Мышление и чувства — функции активные, связанные с оценкой и принятием решения. Ощущение и интуиция — функции скорее пассивные, связанные с восприятием информации.

Далее, Я образуется из двух основных способностей: Я-стабильности и Я-гибкости. Я-стабильность отвечает за классификацию, различение, отграничение одного от другого. Я-гибкость отвечает за восприятие новых веяний, за перемены.

Самость — это центр всей личности, «пункт управления», структурирующий все процессы развития. Все возможные варианты развития потенциально заложены в Самости, но то, будут они в жизни реализованы или нет, зависит от внешних факторов — общества, окружения человека. От того, насколько Я-сознание сумеет раскрыть себя Самости, зависит его развитие. Я — это осознанный представитель Самости, ее глаза, при помощи которых оно может познать себя. Самость может идентифицировать себя со зверями, кристаллами и звездами. Это Божественное в нас.

Индивидуация — это процесс, в ходе которого мы становимся теми, кто мы есть на самом деле. Это процесс развития всех способностей, талантов и возможностей человека. Цель данного процесса — реализация Самости.

Если говорить конкретно о становлении Я, то здесь важно развитие личности человека. При рождении Я отделяется от Самости. Чтобы преодолеть этот разрыв, человек проецирует свою Самость на других людей — на мать, классного руководителя или вождя — неважно. Самость, единая до рождения, после рождения раскалывается на две противоположности. Как правило, жизнь предоставляет мало возможностей для воссоединения этих двух половинок, поскольку человек постоянно вынужден приспосабливаться к социальному окружению, что происходит за счет его положительных задатков, не оцененных данным обществом. Поэтому человек начинает воспринимать эти «нежелательные», но относящиеся к Самости задатки как отрицательные и с этого момента отказывается от них.

В подростковом возрасте молодые люди пытаются ориентироваться на идеального человека своего пола. При этом у них, естественно, возникает стойкое отрицание свойств характера, не присущих данному полу. При обычном развитии событий такие люди, став взрослыми, будут стараться вести себя как «настоящие» мужчины или женщины и таким образом создадут себе Тень: Анимус либо Аниму, в зависимости от принадлежности к полу.

То, как человек презентует (представляет) себя другим, называется Персоной. Персона — это то, кем мы хотим быть в глазах окружающего мира. Здоровая Персона необходима для жизни в обществе. Персона может оказывать и отрицательное влияние на нашу жизнь. Если она доминирует, она подавляет индивидуальность человека и человек перестает отличать себя от Персоны, становится ею, играя навязанную обществом роль. С другой стороны, Персона оказывает нам помощь, так как ограждает душу от посторонних влияний, помогает общаться с незнакомыми людьми. И Персона, и Я-сознание полностью созревают в середине жизни (35–40 лет).

Для многих людей со становлением Я психическое развитие заканчивается. Жизнь идет по накатанной дорожке, растет потребность в упорядоченности и безопасности. Только меньшинство, пройдя «земную жизнь до половины», в основном в результате острого жизненного кризиса, оказываются лицом к лицу с вопросом: а что же будет дальше? Юнг считал, что развитие личности должно продолжаться всю жизнь человека, вплоть до смерти.

Индивидуация, то есть становление Самости, и вопрос о смысле жизни —

Скачать:TXTPDF

Жизнеописание, мировоззрение, цитаты Юнг читать, Жизнеописание, мировоззрение, цитаты Юнг читать бесплатно, Жизнеописание, мировоззрение, цитаты Юнг читать онлайн