это центральные понятия теории Юнга. Индивидуация — это дальнейшее развитие души, хотя качественно это совершенно другой процесс, развивающийся в обратном направлении. Речь уже не идет о том, чтобы усвоить еще несколько видов поведения и стать еще симпатичнее для окружающих. Наоборот, человек углубляется в себя. Я сталкивается со всеми подавленными когда-то частями личности и пытается вновь интегрировать их в одну. В частности, это означает: осознание бессознательных комплексов, осознание Персоны, собственной Тени и установление отношений с Анимусом либо Анимой.
Проблема заключается в следующем: в процессе осознания Самости возникают те конфликты, которых человек пытался избежать, вытеснив их в бессознательную сферу. Я-сознанию приходится разрываться между полярными аспектами души. Только так оно приходит к осознанию жизненных противоречий. Избежать этих страданий при индивидуации невозможно. Человек должен выдерживать напряжение до тех пор, пока противоположности не соединятся. Осознавая и признавая собственную беспомощность и слабость, Я отдается на волю творческим, объединяющим противоположности импульсам Самости. Цель заключается в том, чтобы найти срединную область, оазис спокойствия, не затронутый конфликтами. Это состояние не является чем-то большим, значительным, святым. Его можно выразить в простых словах: раскрепощенность, мир с самим собой, способность принимать жизнь такой, какая она есть.
Индивидуация дает человеку смысл жизни и наполняет ее глубиной. Индивидуация — это поиск Божественного в себе. Юнг считал, что помочь человеку обрести себя можно, лишь проникнув в его сферу бессознательного через сновидения и их анализ.
Человек рассказывает аналитику свой сон, после чего аналитик начинает искать в нем постоянно повторяющиеся образы. Например, человек часто видит во сне дом, реку, пещеру, алтарь… За этими образами стоят архетипы из коллективного бессознательного. Например, Самость как архетип, стремящийся к цельности личности, является в образе мандалы — совершенной геометрической фигуры. Через сновидения архетипы подсказывают человеку, в каком направлении ему двигаться дальше, важно только уметь разглядеть эту информацию. Например, если человек видит во сне бурную реку, значит, что-то мешает ему перейти на другой берег — сделать важный шаг, что-то в прошлом держит его.
Юнг обратился к мифологии потому, что она помогала ему лечить пациентов с их реальными проблемами. Например, Юнг выявлял в сновидении пациента символ, который не мог интерпретировать. Тогда Юнг обращался к мифологии и находил миф, в котором такой символ встречался. Так как мифы описывают человеческие конфликты, Юнг благодаря мифу понимал, какой неосознанный конфликт переживает пациент.
ЕСЛИ МЫ попробуем абстрагироваться от личного в душе, мы почувствуем, что в ней есть еще что-то, что роднит нас со всеми мужчинами и женщинами на земле. Мы не можем ощутить и испытать это, поскольку это «что-то» лежит в бессознательном, на самых нижних уровнях нашей души. Мы можем судить об этом только по сновидениям и фантазиям, в которых оно дает о себе знать. Идея о коллективном бессознательном оттолкнула от Юнга ученых, исходящих из материалистической модели мира. Для современного рационального человека мысль о том, что он может иметь те же воспоминания, что и какой-нибудь средневековый бакалейщик, абсурдна. Мы отрезаны от природы и твердо верим, что все можно объяснить с материалистических позиций. Но материализм отдаляет нас от других людей и от природы; в своем материализме мы одиноки.
Психология Юнга предлагает нам заменить холодный и бездушный механистический мир на теплый и органичный, где человек является частью мироздания. Конечно, эта психология не может решить все человеческие проблемы, но, по меньшей мере, она дает нам возможность взглянуть на мир по-иному. Ощущение общности с окружающим миром не угрожает растворению человеческой личности. Каждый человек уникален, у каждого своя, неповторимая, судьба.
Цитаты из работ Юнга
О психотерапевтических методах
Было бы заблуждением считать, что есть более или менее пригодные методы лечения. В этом отношении теоретические предпосылки не значат практически ничего. Да и вообще следовало бы оставить разговоры о методе. Что в первую очередь важно для лечения — так это личное участие, серьезные намерения и отдача, даже самопожертвование врача. Я видел несколько поистине чудесных исцелений, когда внимательные сиделки и непрофессионалы смогли личным мужеством и терпеливой преданностью восстановить психическую связь с больным и добиться удивительного целебного эффекта.
О переходном возрасте
Я знаю одного набожного мужчину, возглавлявшего церковный приход. Примерно в 40 лет эта набожность переросла у него в несносную моральную и религиозную нетерпимость. При этом характер его становился все более невыносимым. В конце концов он стал мало чем отличаться от угрюмо глядящей церковной колонны. Так он прожил до 55 лет, пока однажды он вдруг не привстал посреди ночи с постели и не сказал жене: «Теперь я все понял. Я подлинный негодяй». Это озарение не осталось без практических последствий. Последние годы жизни он провел в свое удовольствие, истратив при этом большую часть своего состояния. Очевидно, не так уж несимпатичен этот человек, способный на обе крайности!
О культе смерти
Этот культ смерти рационально зиждется на вере во вневременность души, но его иррациональная основа обнаруживается в психологической нужде живых сделать «что-нибудь» для ушедших.
Эта простейшая нужда навязывает себя даже самым «просвещенным» индивидуумам, когда они сталкиваются со смертью близких или друзей. Вот почему, просвещение или непросвещение, у нас все еще существуют все виды церемоний по покойникам.
Если Ленин был подвергнут забальзамированию и выставлен напоказ в пышном мавзолее как египетский фараон, мы можем быть совершенно уверены — это не потому, что его последователи верили в воскресение его тела.
Об астрологии
Попытки человеческого духа создать типологию и тем самым внести порядок в хаос индивидуального — можно сказать с уверенностью — уходят корнями в древность. Бесспорно, что самую первую попытку такого рода предприняла возникшая на Древнем Востоке астрология в так называемых тригонах четырех элементов — Воздуха, Воды, Земли и Огня. Тригон Воздуха в гороскопе состоит из трех воздушных замков зодиака — Водолея, Близнецов и Весов; тригон Огня — из Овена, Льва и Стрельца и т. д. Согласно древним представлениям, тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, а это, в свою очередь, определяет соответствующий темперамент и судьбу. Поэтому физиологическая типология древности, то есть деление на четыре гуморальных темперамента, находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями. То, что раньше объяснялось зодиакальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке древних врачей конкретно в словах «флегматический», «сангвинический», «холерический» и «меланхолический», которые представляют собой не что иное, как наименование телесных соков. Как известно, эта последняя типология сохранялась по меньшей мере до 1800 года. Что же касается астрологической типологии, то она, всем на удивление, по-прежнему держится и даже переживает сегодня новый расцвет.
О бессознательной
Теоретически поле сознания ничем нельзя ограничить, поскольку его можно расширять до неопределенно высокого уровня. Но эмпирически оно всегда имеет границы со сферой бессознательного. Последнее состоит из всего, что неизвестно, что не состоит ни в каких взаимодействиях и взаимоотношениях с Я как центром поля сознания. Неизвестное разбивается на две группы объектов — группу чувственно познаваемых внешних объектов и группу непосредственно познаваемых внутренних объектов. Первая группа представляет собой неизвестное во внешнем мире, а вторая — во внутреннем. Последнюю область мы и называем бессознательным.
Все, что я знаю, но о чем не думаю в данный момент; все, что я когда-либо осознавал, но теперь забыл; все, что было воспринято моими органами чувств, но осталось без внимания со стороны моего сознания; все грядущее, вызревающее во мне и лишь затем осознающееся, — все это составляет содержания бессознательного.
К этим содержаниям относятся все более или менее осознанные изменения мучительных представлений и впечатлений. Сумму всех этих содержаний я называю личным бессознательным. Но кроме этого мы находим в бессознательном и не индивидуально приобретенные, а унаследованные свойства, инстинкты, побуждения к деятельности, которым следуют из необходимости и без сознательных мотивировок… (В этом «глубинном» слое психики мы находим и архетипы.) Инстинкты и архетипы составляют коллективное бессознательное. Я называю это бессознательное коллективным, потому что в нем заключены, в отличие от определенного выше личного бессознательного, не индивидуальные, то есть более или менее уникальные содержания, а содержания, распространенные повсюду и в равной мере.
Глубинные «слои» психики, погружаясь все глубже и становясь все более темными и смутными, утрачивают свою индивидуальную своеобразность. Они «опускаются вниз», то есть они, приближаясь к автономной функциональной системе и становясь все более коллективными, универсализуются и одновременно растворяются в материальности тела, химических единиц. Углерод тела — это углерод вообще. «На слишком глубокой глубине» психика — это мир вообще.
Об архетипе
Понятие архетипа… выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей. Эти типичные образы и взаимосвязи характеризуются как архетипичные представления. Чем они отчетливее, тем в большей мере им присуще сопровождаться особенно живыми эмоциональными тонами… Они оставляют впечатления, оказывают влияние и завораживают. Они проистекают из неосознаваемого самого по себе архетипа, бессознательной предформы, которая, по-видимому, относится к унаследованной структуре психики и вследствие этого может манифестироваться повсюду как спонтанное явление.
Я снова и снова сталкиваюсь с одним и тем же недоразумением, когда архетипы определяют содержательно, то есть как род бессознательных «представлений». Поэтому необходимо еще раз отметить, что архетипы определяются не содержательно, а только формально, и последнее делается лишь весьма условно. Содержательно можно определить только Первообраз, и то лишь тогда, когда он осознан и в силу этого наполнен материалом сознательного опыта. Его же форму, напротив… можно сравнить с осевой структурой кристалла, которая определенным образом предопределяет формирование кристалла в исходном растворе, не существуя сама при этом материально. Ее материальное существование проявляется лишь в способе и форме кристаллизации ионов, а затем и молекул. Сам по себе архетип представляет собой пустой формальный элемент, нечто иное, как praeformatio (предформирование), данную априори возможность той или иной формы представления. Наследуются не представления, но формы, которые тоже можно определять только формально. Точно так же нельзя обнаружить наличие архетипа самого по себе, как нельзя обнаружить и наличие инстинктов, пока они не проявят себя в чем-то конкретном.
Ни на мгновение нельзя предаваться иллюзии, что архетип можно объяснить раз и навсегда и на этом разделаться с ним. Даже самая лучшая попытка объяснения представляет собой лишь более или менее удачный перевод на другой образный язык.
Об Анимусе и об Аниме
В своей первоначальной бессознательной форме Аниму с является спонтанным и непреднамеренным стремлением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние, или дисторсию, на рассудок («Она вскружила ему голову»). Поэтому Анимус проецируется