или Тень, состоит не только из морально неприемлемых тенденций, но и обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств — нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное.
О сновидениях
Сновидение — маленькая хорошо спрятанная дверь, которая ведет в ту изначальную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения Я-сознания и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, чего способно когда-либо достичь Я-сознание. Ибо Я-сознание полностью разъединено, оно познает единичное, отрывая его и различая, и увидеть при этом можно лишь то, что как-либо соотносится с этим Я. Я-сознание состоит из громогласных ограничений даже тогда, когда оно достигает самых далеких звездных туманностей. Сознание все разделяет, а во сне мы вступаем в мир глубинного, всеобщего, истинного, вечного человека, который еще находится в сумерках надвигающейся ночи, где он еще был Целым, а Целое было в нем, который находится в не имеющей различий, лишенной всякой «яковости» природе. Из этой всеобъединяю-щей глубины поднимается сон, каким бы детским, гротескным или аморальным он ни был.
Сновидения являются не преднамеренными и предвзятыми изобретениями, а естественными феноменами, которые не представляют собой ничего, кроме того, что они собой представляют. Они не обманывают, не лгут, не извращают и не затушевывают, а наивно возвещают о том, что они собой представляют и подразумевают. Они обижают нас и вводят нас в заблуждение, потому что мы не понимаем их. Они не применяют никаких искусственных трюков, чтобы что-нибудь скрыть, а говорят о том, что составляет их содержание, настолько отчетливо, насколько это позволяет сделать их образ. Мы не в состоянии понять, почему они столь своеобразны и сложны: ведь опыт показывает, что они всегда стараются выразить то, что наше Я не знает и не понимает.
Был и со мной самим случай, когда я слишком низко — и интеллектуально, и морально — оценил одну из пациенток. И вот во сне я увидел замок на высокой горе. На самой верхней башне был балкон, там сидела моя пациентка. Я не преминул тотчас рассказать ей этот сон; успех лечения, естественно, превзошел все ожидания.
Афоризмы
• Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу.
• Мы тянемся в прошлое, к своим родителям, и вперед, к нашим детям, в будущее, которого мы никогда не увидим, но о котором нам хочется позаботиться.
• Там, где правит любовь, не остается места для власти силы; а где возобладала сила, там недостает любви.
• Верите ли вы в Бога? Я не верю, я знаю.
Гороскоп Карла Густава Юнга[10 — По материалам статьи Ольги Соловьевой на сайте www.astrologica.ru.]
Этот великий психиатр и философ родился в Швейцарии в семье протестантского священника. Все его предки были теологами и врачами. Молва называла этого деда-священника внебрачным сыном самого Гёте, что для немецкоязычной части Европы было овеяно своеобразным ореолом святости.
В его гороскопе очень сильное Солнце во Льве в 7-м доме как раз и говорит о сильной фигуре отца, окруженного уважением, полностью зависимого от общественного мнения.
Но вот из-за того, что рядом, тоже в знаке Льва, находится Уран — планета свободы, — конечно, он взбунтовался и не стал священником, хотя у него в гороскопе в соединении с Восходящим Лунным узлом находится звезда Альдерамин (5 альфа-Цефея), а это очень хорошая звезда. Звезда духовной власти, педагогических способностей, инициации. Люди с этой звездой показывают пример другим, сохраняют творческие способности долгое время, имеют стабильную творческую энергию, сильное физическое тело. Эта звезда, находясь в сильном положении в гороскопе, дает человеку возможность быть священником, проповедником. Дает активность и способность расширять сферу своей деятельности, помогать другим людям, популярность и престиж, хорошие организаторские способности.
Он изучал медицину — это связано с влиянием Венеры и Меркурия в Раке в 6-м доме.
А вот то, что он «влюбился» в психиатрию и всю жизнь занимался психотерапией, причем связывал это с коллективным бессознательным, можно отнести к удивительной позиции Луны, окруженной двумя трансцендентными планетами — Нептуном и Плутоном.
Это дало ему и очень яркое воображение, и богатый внутренний мир. Солнце в 7-м доме, доме отношений, привело к тому, что еще в детстве будущего психолога заинтересовал вопрос поведения людей, но не каких-то гипотетических личностей, а весьма конкретных — родителей, учителей, друзей.
Пытаясь понять слепую веру отца в Бога, Юнг противопоставлял церковным догмам собственные представления о высшем разуме и высшей силе.
Юнг-старший был по жизни очень толерантным и сдержанным человеком, однако он не смог найти общий язык с сыном именно из-за религиозных разногласий.
Хотя Карл Юнг в детстве лелеял мечту пойти по стопам отца и стать священником, он достаточно рано увлекся философией. Не случайно многое в его жизни было связано с камнями (он буквально общался с большим камнем в детстве, строил свою Башню из камней как дом, увлекался скульптурой).
При его рождении восходил знак «каменного» Сатурна — Козерог, и сам великий Учитель Сатурн, да еще в соединении с Белой Луной, находился в его 1-м доме — доме Личности.
Быть бы ему святым — но вот в зените, точке, которая определяет цель человека, мы видим Черную Луну в знаке, определяющем идеологию человека.
Наверное, поэтому он приветствовал приход нацистов к власти, хотя впоследствии раскаялся в этом (о чем и написал в книге «Йога и Запад»).
Конечно, учитывая такую натальную карту, он не мог не быть сдержанным и достаточно закрытым человеком. В его биографиях мало информации. Зато в его книгах — ее очень и очень много (Луна в 3-м доме).
Интересная дата — 1907 год — судьбоносная встреча с Фрейдом. В этот кармический, фатальный момент Восходящий Лунный узел был в соединении с Солнцем Юнга. Он стал настолько ярким и заметным, что Фрейд не только пригласил его в гости, но и быстро сделал «наследным принцем» психоанализа. Однако какой же Лев долго сможет есть из чужих рук?
В октябре 1913 года Фрейд и Юнг окончательно разрывают отношения.
Посмотрим на карту. В этот момент транзитное соединение Восходящего Лунного узла с Черной Луной сделало много аспектов к его натальным планетам, и в том числе — секстиль — с его Плутоном в 3-м доме близкого окружения. И это сильно продвинуло его в личностном развитии — он обозначил свой метод (в отличие от психоанализа Фрейда, который даже подал на него в суд за неправильное использование этого термина) как «аналитическая психология».
После разрыва с Фрейдом в 1913 году Юнг посвятил следующие 20 лет путешествиям, писательской и психотерапевтической деятельности. Уже после того, как ему исполнилось 55 лет, он вернулся к академическому преподаванию и продолжал читать лекции и заниматься психотерапией вплоть до своей смерти в 1961 году. Он занимался природой религиозного опыта, сновидений и типичными мифологическими структурами, которые, казалось, были свойственны всему человечеству, независимо от культуры, расы или вероучения.
1912 год становится для Юнга началом тяжелого психологического кризиса. По его собственным словам, он был близок к безумию. Образы коллективного бессознательного вторглись в его жизнь, принеся с собой кошмарные видения. Юнгу мнились потоки крови, заливающие всю Европу, крушение мира. Эти видения прекратились лишь в 1914 году, с началом Первой мировой войны, когда эти зловещие образы стали реальностью.
В этот момент Уран, планета «яснознания», войдя в 1-й дом Юнга, начала делать оппозицию к его натальному Урану. Это происходит со всеми без исключения людьми и называется кризисом среднего возраста. Собственно, этот термин и ввел сам Юнг. Он считал, что человек обязан после 42 лет начать заниматься Душой.
Интересен и 1927 год — в этом году Юнг начал изучать алхимию! К этому опять «приложила руку» Черная Луна, соединившись с Прозерпиной, которая к тому времени как раз сделала секстиль с натальным Солнцем.
В 1944 году Юнг пережил клиническую смерть — Черная Луна вышла на его Асцендент и так «наградила» своего верного кавалера. Пережив клиническую смерть, он написал: «…этот мир все так же переполняет меня: эти растения и эти животные, эти облака, и день, и ночь, и самое вечность, заключенная в человеке».
Затем наступил последний этап его жизни — этап философского осмысления аналитической психологии, разговора с Богом от имени Иова. И сразу стало понятно, что юнгианский анализ не просто «штучный товар», он вообще не может существовать вне личности своего создателя. Не может существовать после 6 июня 1961 года, когда Юнг умер во второй раз (Черная Луна соединилась с его Ураном).
Апостол Петр (тот, который Камень) открыл ключом дверь в бессознательное — аспект бинонагон между Сатурном и Луной был проработан.Примечания
1
Немецкий драматург (1761–1819). Издавая в Веймаре и Мангейме крайне реакционный «Литературный еженедельник» (Literarisches Wochenblatt), Коцебу настроил против себя поборников демократии.
2
Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления // Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.
3
Франц Антон Месмер (1734–1815) — австрийский врач. Полагая, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил, выдвинул представление о «животном магнетизме» как особой естественной силе, «заряжаясь» которой от планет и излучая ее на других людей человек способен воздействовать на течение их физиологических процессов и изменение поведения. Разработанное на этой основе учение, получившее название «месмеризм», способствовало формированию научных представлений о гипнозе.
4
Рихард Крафт-Эбинг (1840–1902) — немецкий психиатр и невропатолог. Учился в Гейдельберге, Цюрихе, Вене и Праге. Основоположник клинического анализа паранойи, автор многочисленных трудов по психиатрии и невропатологии. Среди них — «Основы криминальной психологии» (GrundzugederKriminalpsychologie, 1872); «Учебник судебной психопатологии» (Lehrbuch der ge-richtlichen Psychopathologie, 1875); «Учебник клинической психиатрии» (Lehrbuch der Psychiatrie auf klinicher Grundlage, 1879); «Экспериментальное исследование в области гипнотизма» (Eine experimentelle Studie auf dem Gebiete des Hypnotismus, 1888); «Половая психопатия» (Psychopathia Sexualis, 1886), переведенная на семь языков, в том числе на русский (1995), «Учебник психиатрии» (Lehrbuch der Psychiatrie, 1897).
5
Якоб Буркхард (1818–1897), швейцарский историки философ культуры, основатель так называемой культурно-исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Его считают создателем систематической истории искусства. Произведение искусства рассматривалось им в культурно-историческом контексте, на фоне общественных изменений. Ему принадлежат труды по истории греческой культуры и по культуре Италии в эпоху Возрождения.
6
Пьер Жане (1859–1947) — французский психолог и психиатр. Разработал сложную иерархию поведенческих актов, от простейших рефлексов до высших проявлений интеллекта. Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию XX века.
7
По материалам статьи: Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Психоаналитический вестник. 1992. № 2.
8
По Фрейду, это принцип регуляции психической жизни. В его основе лежит бессознательное стремление человека избегать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение.
9
Богообраз: согласно Отцам Церкви, Imago Dei, (образ Бога) запечатлен в человеческой душе.