90
Персонаж или, точнее, «фигура» маленького рассказа («фрагмента») Кафки «Забота отца семейства».
91
Библейский персонаж, «сильный зверолов пред Господом Богом» (Быт 10: 9).
92
«Замок», гл. 15.
93
В третьей главе.
94
«Замок», гл. 3.
95
Лукач, Дьердь (1885–1971) — венгерский философ, публицист, критик и литературовед.
96
Енс, Петер Якобсен (1847–1885) — датский писатель и редактор.
97
Фердинанд Кюрнбергер (1821–1879) — немецкий писатель и публицист.
98
Герой романа «Америка».
99
Основа стилизации (лат.).
100
См. новеллу «В исправительной колонии».
101
Окнос — персонаж греческой мифологии, дряхлый старик, который не хотел умирать и за свою преступную любовь к жизни был в царстве теней осужден на вечное плетение каната, который тут же поедала ослица.
102
Букв.: «Диапсалматы ко мне самому» (греч., лат.) — первый раздел книги «Или — или». Обычно этот раздел именуют «Афоризмы» или «Афоризмы эстетика», но вот что пишет А. В. Михайлов в статье «Из прелюдий к Моцарту и Кьеркегору»: «…„диапсалматы“ — это инструментальные интерлюдии в библейских псалмах и — на письме — знаки, указывающие на такие инструментальные разделы. <…> В „Диапсалматах“ <…> читатель присутствует при настройке инструмента <…> Это <…> не афоризмы, но звучания музыки мысли» (Мир Кьеркегора. М., 1994. С. 95). Ср.: вводная заметка первого выпуска журнала Кьеркегора «Мгновение» называлась «Настройка».
103
Чего нет в документах, того нет на свете (лат.).
104
Незримый Бог (лат.).
105
В седьмой главе.
106
«Со дня на день уменьшается повод употреблять их; лишь болтуны нынче все еще не могут обойтись без них. <…> Мир не хорош и не дурен — и еще менее есть лучший или худший из миров. <…> От хулящего или славословящего миропонимания мы во всяком случае должны уклониться» (Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое, I, 28; пер. С. Л. Франка).
107
Архетипичный интеллект (лат.).
108
Из заметок Кафки, изданных посмертно под заглавием «Er» («Он»).
109
Теологическое исследование (лат.) — название одного из не дошедших до нас сочинений Аристотеля.
110
Залежалый ангел (англ.).
111
Афоризм № 27 из «Рассуждений о грехе…».
112
Имя героя Joseph. Адорно приводит окончание фрагмента «Ein Traum» («Сон»).
113
Иностранная литература. 1993. № 7. С. 167–168. Пер. М. Рудницкого.
114
Kafka-Kommentar. München, 1976. S. 162ff
115
Подробнее см.: Kafka-Handbuch. Stuttgart, 1979. Bd. 2.
116
Автобиографический роман писателя, страдавшего, как известно, психическим расстройством.
117
Kafka-Handbuch. Bd. 2. S. 422.
118
Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987. С. 249–250. Пер. Н. А. Темчиной и А. Н. Темчина.
119
Там же. С. 251.
120
Кафка Ф. Процесс. Torino, 1970. С. 6–7.
121
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 94. Пер. А. М. Руткевича.
122
Там же. С. 93.
123
Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 292. Пер. Т. И. Перепеловой.
124
Там же. С. 185.
125
Фромм Э. Душа человека. С. 185.
126
Логос. 1994. № 5. С. 146.
127
Там же. С. 190.
128
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 134. Пер. Е. А. Жуковой.
129
Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998. С. 113–114. Пер. Д. Кротовой.
130
Там же. С. 12.
131
Бланшо М. От Кафки к Кафке. С. 61.
132
Там же.
133
Там же. С. 62.
134
Там же. С. 93.
135
Камю А. Бунтующий человек. С. 94.
136
Батай Ж. Литература и зло. М., 1994. С. 106. Пер. Н. В. Бунтман.
137
Кафка Ф. Процесс. Torino, 1970. С. 4–5.
138
Иностранная литература. 1997. № 11. С. 214. Пер. В. Голышева.