Критика чистого разума
в
себе задатки к добрым целям; я говорю о склонности [человека] скрывать свои настоящие чувства и выставлять напоказ другие, считающиеся благородными и похвальными. Без сомнения,
благодаря этой склонности скрывать свою природу и придавать
себе лучший вид
люди не только цивилизовались, но и постепенно в известной степени морализировались, так как, не будучи в состоянии
сорвать маску благопристойности, честности и благонравия,
всякий находил для
себя школу для совершенствования в мнимых примерах добра, которые он видел
среди окружающих. Однако эта
склонность показывать
себя лучше, чем на самом деле, и высказывать убеждения, которых в действительности нет, служит только предварительно для
того, чтобы
вывести человека из грубости и
заставить его
сначала по крайней мере
усвоить манеры добра, известного ему, а
затем, когда правильные основоположения уже развились и вошли в
образ мышления, эта лживость должна
быть постепенно искоренена,
потому что
иначе она развращает душу и не дает добрым чувствам
подняться из-под сорной травы красивой внешности.
Мне
жаль, что ту же самую порочность,
притворство и
лицемерие я наблюдаю даже в проявлениях спекулятивного способа мышления,
хотя здесь люди встречают
гораздо меньше препятствий высказывать искренне и откровенно, как и подобает, свои взгляды и не имеют никаких выгод поступать
иначе. В самом деле, что же
может быть вреднее для познания, как сообщать
друг другу даже мысли извращенно, скрывать испытываемые нами сомнения в собственных наших утверждениях или придавать
видимость очевидности доводам, которые не удовлетворяют нас самих? Но пока эти тайные
козни имеют своим источником только личное
тщеславие человека (что нередко имеет
место в спекулятивных суждениях, не представляющих особенного интереса и нелегко доказуемых с аподиктической достоверностью), их публичному одобрению противостоит
тщеславие других людей, и в конце концов
результат получается
такой же,
какой был бы достигнут,
правда, значительно раньше, при самых благородных чувствах и искренности. Но в тех случаях, когда простые
люди полагают, что хитроумные софисты замышляют не
более и не
менее как
подкоп под самые основы общественного благополучия, им кажется не только умным, но и позволительным и даже похвальным помогать доброму делу
хотя бы мнимыми доводами, а не оставлять предполагаемому противнику добра даже и тех преимуществ, которые появились бы у него, если бы мы умерили
свой тон до степени лишь практического убеждения и признались, что у нас нет спекулятивной и аподиктической достоверности. Однако мне думается, что труднее всего
согласовать хитрость,
притворство и
обман с намерением
отстоять доброе
дело. Чтобы при взвешивании доводов разума в чистой спекуляции все
было честно – это самое меньшее,
чего можно требовать. Но если бы
можно было твердо
рассчитывать хотя бы на это меньшее, то
спор спекулятивного разума по поводу важных вопросов о Боге, бессмертии (души) и свободе был бы или
давно решен, или близок к разрешению. Так нередко благородные чувства обратно пропорциональны достоинству самого дела, и это
дело,
быть может, имеет больше искренних и честных противников, чем защитников.
Итак, допуская, что
есть читатели, которые не хотят
защищать правое
дело неправыми путями, я считаю, согласно основоположениям нашей критики, решенным, что, когда мы обращаем
внимание не на то, что происходит, а на то, что по справедливости
должно было бы
происходить, не
должно быть никакой полемики чистого разума. В самом деле, как могут два человека
вести спор о вещи, реальность которой ни
один из них не
может показать в действительном или
хотя бы только возможном опыте, о вещи, которую они вынашивают в
себе лишь как идею, стараясь
добыть из нее
нечто большее, чем
идея, а именно
действительность самого предмета? Какими способами могли бы они
выпутаться из
спора, если ни
один из них не
может даже
сделать свои положения (Sache) понятными и достоверными, а
может только
нападать на положения своего противника и опровергать их? Такова ведь
судьба всех утверждений чистого разума; так как они выходят за пределы условий всякого возможного опыта, вне которых
нельзя найти никакого подтверждения истины, но в то же
время вынуждены
пользоваться законами рассудка, которые предназначены только для эмпирического применения и без которых, однако,
нельзя сделать ни одного шага в синтетическом мышлении, то они постоянно открывают противнику свои слабые стороны и
каждый может использовать слабость своего противника.
Критику чистого разума
можно рассматривать как настоящее
судилище для всех его споров; действительно, в эти споры, непосредственно касающиеся объектов, она не вмешивается, а предназначена для
того, чтобы
определить права разума
вообще и
судить о них по основоположениям его первой инстанции.
Без критики
разум находится как бы в естественном состоянии и
может отстоять свои утверждения и претензии или
обеспечить их не
иначе как посредством войны. Наоборот,
критика, заимствуя все решения из основных правил его собственного установления,
авторитет которого не
может быть подвергнут сомнению, создает нам
спокойствие правового состояния, при котором надлежит
вести наши споры не
иначе как в виде процесса. В естественном состоянии
конец спору кладет
победа, которой хвалятся обе стороны и за которой большей
частью следует лишь непрочный мир, устанавливаемый вмешавшимся в
дело начальством; в правовом же состоянии
дело кончается приговором,
который, проникая
здесь в
самый источник споров,
должен обеспечить вечный мир. Сами бесконечные споры чисто догматического разума побуждают в конце концов
искать спокойствия в
какой-нибудь критике этого разума и в законодательстве, основывающемся на ней. Так,
Гоббс утверждал, что естественное
состояние есть состояние несправедливости и насилия и совершенно необходимо
покинуть его, чтобы
подчиниться силе закона,
который единственно ограничивает нашу свободу так, что она
может существовать в согласии со свободой всякого другого и тем самым с общим благом.
К этой свободе относится
также и
свобода высказывать свои мысли и сомнения, которых не можешь
разрешить самостоятельно, для публичного обсуждения и не подвергаться за это обвинениям как
беспокойный и
опасный [для общества]
гражданин. Эта
свобода вытекает уже из коренных прав человеческого разума, не признающего никакого судьи,
кроме самого́ общечеловеческого разума, в котором
всякий имеет
голос; и так как от этого разума зависит всякое
улучшение, какое возможно в нашем состоянии, то это
право священно и
никто не смеет
ограничивать его. Да и неумно
кричать об опасности тех или иных смелых утверждений или дерзновенных нападок на взгляды, одобряемые большей и лучшей
частью простых людей: ведь это значит придавать подобным утверждениям такое
значение, какого они
вовсе не имеют. Когда я слышу, что
какой-нибудь
выдающийся ум старается
опровергнуть свободу человеческой воли, надежду на загробную
жизнь и
бытие Бога, то я жадно стремлюсь
прочитать [его] книгу, так как ожидаю, что
благодаря его таланту мои знания расширятся. Я
заранее уже совершенно уверен, что он не решит своей задачи, не
потому, что я воображаю, будто я уже обладаю неопровержимыми доказательствами в пользу этих важных положений, а
потому, что трансцендентальная
критика, открывая мне все ресурсы нашего чистого разума,
полностью убедила меня в том, что, так же как
разум совершенно недостаточен для обоснования утвердительных положений в этой области, точно так же и еще в меньшей степени он не способен
дать отрицательный ответ на эти вопросы. Действительно,
откуда же так называемый
вольнодумец может заимствовать,
например, свое
знание, что
высший сущности нет? Это
положение лежит вне сферы возможного опыта и
потому также за пределами всякого человеческого познания. Догматического защитника доброго дела против этого врага я бы
вовсе не стал
читать, так как я
заранее знаю, что он
будет нападать на мнимые доводы противника лишь для
того, чтобы расчистить
путь своим доводам,
кроме того, обычная
иллюзия не дает столько материала для новых замечаний, сколько необыкновенная и остроумно придуманная.
Противник же религии, будучи по-своему догматиком, мог бы
дать хорошее
упражнение для моей критики и
послужить поводом к исправлению некоторых ее основоположений, причем у меня нет никаких оснований
опасаться его.
Но не следует ли по крайней мере предостерегать от подобных сочинений молодежь, которая доверена академическому обучению, и удерживать ее от раннего знакомства со
столь опасными положениями, пока ее
способность суждения не созрела или, вернее, пока
учение, которое желают
втолковать ей, не укоренилось в ней
настолько прочно, чтобы твердо
противостоять всяким противоположным убеждениям,
откуда бы они ни исходили?
Если бы в вопросах чистого разума приходилось
навсегда оставаться при догматическом методе и если бы
опровержение мнений противника
должно было, собственно,
быть полемическим, т.е. если бы вступали в бой, вооружась доводами в пользу противоположных утверждений, то в таком случае,
конечно,
было бы чрезвычайно
полезно для данного момента,
хотя вместе с тем напрасно и бесплодно для будущего времени,
взять ненадолго под опеку
разум молодежи и
охранять его по крайней мере в
этот период от искушений. Но если
впоследствии любопытство или
мода века даст ей в руки подобные сочинения, устоят ли
тогда эти юношеские убеждения? Тот, кто приносит с собой только догматическое
оружие для отражения нападок со стороны противника и не умеет
развернуть скрытую диалектику, присущую ему не
менее, чем противнику, видит, как сталкиваются мнимые доводы, имеющие то
преимущество, что они новые, и противоположные им мнимые доводы, утратившие уже это
преимущество и скорее возбуждающие
подозрение в том, что они злоупотребляли легковерием молодости.
Тогда юноше кажется, будто лучшее
средство доказать, что он вышел из детского возраста, – это
пренебречь такими доброжелательными предостережениями, и, привыкнув к догматизму, он жадными глотками пьет яд, догматически разрушающий его основоположения.
В академическом обучении
должно происходить нечто прямо противоположное тому, что
здесь рекомендуется, но, разумеется, лишь при условии основательного обучения критике чистого разума. Действительно, чтобы как
можно раньше
применить к делу ее принципы и
показать достаточность их даже при величайшей диалектической видимости, крайне необходимо
направить все
столь страшные для догматики
нападки против
хотя и слабого, но просвещенного критикой разума ученика и
заставить его попытаться
проверить неосновательные убеждения противника шаг за
шагом с помощью основоположений критики. Ему нетрудно
будет рассеять их как дым, и, таким образом, он
рано почувствует свою силу
полностью предохранять
себя от подобных вредных иллюзий, которые в конце концов должны
потерять для него всякую притягательность.
Правда, те же удары, которые разрушают
здание противника, должны
быть столь же губительными и для его собственных спекулятивных строений, если только он задумает
возвести их; тем не
менее он
может вовсе не
беспокоиться об этом: ему не нужно
жить в них, так как
перед ним открывается вид на практическое
поприще, где он с полным основанием
может надеяться
найти более