Критика чистого разума
вы полагаете) реальностью, то вы уже в понятии субъекта полагали
вещь со всеми ее предикатами, принимая ее как действительную, и в предикате только повторяете это. Если же вы признаете, как и
должен это признавать
каждый разумный человек, что все суждения о существовании синтетические, то как же вы
тогда утверждаете, что
предикат существования
нельзя отрицать без противоречия? Ведь это
преимущество присуще только аналитическому суждению,
отличительный признак которого именно на этом и основывается.
Я надеялся бы прямо
свести на нет эти бесплодные хитросплетения точным определением понятия существования, если бы я не заметил, что
иллюзия, возникающая от смешения логического предиката с реальным (т.е. с определением вещи), не преодолевается
почти никаким поучением. Логическим предикатом
может служить все, что угодно, даже
субъект может быть предикатом самого
себя, ведь
логика отвлекается от всякого содержания. Но
определение есть предикат,
который прибавляется к понятию субъекта и расширяет его, следовательно, оно уже не
должно содержаться в нем.
Ясно, что
бытие не
есть реальный предикат, иными словами, оно не
есть понятие о чем-то таком, что могло бы
быть прибавлено к понятию вещи. Оно
есть только полагание вещи или некоторых определений само по
себе. В логическом применении оно
есть лишь
связка в суждении.
Положение Бог
есть всемогущее [
существо] содержит в
себе два понятия, имеющие свои объекты: Бог и всемогущество; словечко
есть не составляет
здесь дополнительного предиката, а
есть лишь то, что́
предикат полагает по отношению к субъекту. Если я беру
субъект (Бог)
вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и всемогущество) и говорю Бог
есть или
есть Бог, то я не прибавляю никакого нового предиката к понятию Бога, а только полагаю
субъект сам по
себе вместе со всеми его предикатами, и
притом как
предмет в отношении к моему понятию. Оба они должны
иметь совершенно одинаковое
содержание, и
потому к понятию, выражающему только
возможность,
ничего не
может быть прибавлено,
потому что я мыслю его
предмет просто как
данный (посредством выражения он
есть). Таким образом, в действительном содержится не больше, чем в только возможном. Сто действительных талеров не содержат в
себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают
понятие, а действительные талеры –
предмет и его полагание само по
себе, то в случае если бы
предмет содержал в
себе больше чем
понятие, мое
понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не
было бы адекватным ему. Но мое
имущество больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т.е. возможности их). В самом деле, в случае действительности
предмет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибавляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия.
Итак, если я мыслю
вещь посредством каких угодно предикатов и какого угодно количества их (даже
полностью определяя ее), то от добавления, что эта
вещь существует, к ней
ничего не прибавляется. В противном случае существовало бы не то же самое, а больше
того, что я мыслил в понятии, и я не мог бы
сказать, что существует именно
предмет моего понятия. Если даже я мыслю в
какой-нибудь вещи все реальности,
кроме одной, то от
того, что я скажу эта
вещь, в которой
чего-то не хватает, существует, недостающая реальность не прибавляется:
вещь существует именно с тем недостатком, с каким я ее мыслил, в противном случае
существование принадлежало бы к чему-то иному, а не к тому, что́ я мыслил. Если,
далее, я мыслю некую
сущность как высшую реальность (без недостатка), то все же еще остается
вопрос, существует оно или нет. Действительно,
хотя в моем понятии о возможном реальном содержании вещи
вообще ничего не упущено, тем не
менее в отношении ко всему моему состоянию мышления
чего-то еще недостает, а именно что
знание этого объекта возможно
также а posteriori.
Здесь именно обнаруживается
источник нашего основного затруднения. Если бы
речь шла о предмете чувств, то я не мог бы смешать
существование вещи просто с понятием вещи; ведь посредством понятия
предмет мыслится только как
согласный с общими условиями возможного эмпирического знания
вообще, а посредством существования он мыслится как содержащийся в контексте совокупного опыта. От связи с содержанием совокупного опыта
понятие предмета нисколько не обогащается, но наше
мышление благодаря этому понятию получает одним возможным восприятием больше. Если же мы хотим
мыслить существование только посредством чистой категории, то неудивительно, что мы не можем
указать никакого признака, чтобы
отличить его от
простой возможности.
Итак, что бы и сколько бы ни содержало наше
понятие предмета, мы во всяком случае должны
выйти за его пределы, чтобы
приписать предмету
существование. Для предметов чувств это достигается посредством связи с каким-нибудь из моих восприятий по эмпирическим законам; но что касается объектов чистого мышления, то у нас нет никакого средства
познать их
существование,
потому что его необходимо
было бы познавать совершенно а priori,
между тем как осознание нами всякого существования (
будь то непосредственно восприятиями или посредством выводов, связывающих
что-то с восприятием)
целиком принадлежит к единству опыта, и,
хотя нельзя утверждать, что
существование вне области опыта абсолютно невозможно, тем не
менее оно [имеет
характер] предположения, которое мы ничем
обосновать не можем.
Понятие высшей сущности
есть в некоторых отношениях чрезвычайно полезная
идея; но эта
идея именно
потому, что она
есть только
идея, совершенно не годится для
того, чтобы только с ее помощью расширять наше
знание в отношении
того, что существует. Она не в состоянии
расширить даже наше
знание о возможности. Аналитический
признак возможности, состоящий в том, что одни лишь полагания (реальности) не создают никаких противоречий,
нельзя,
правда,
оспаривать У него, но так как
сочетание всех реальных свойств в одной вещи
есть синтез, о возможности которого мы не можем
судить а priori,
поскольку эти реальности не даны нам специфически, а если бы и были даны,
отсюда еще не получалось бы никакого суждения,
потому что
признак возможности синтетических знаний
всегда следует
искать только в опыте, к которому
предмет идеи
принадлежать не
может, – то
знаменитый Лейбниц не сумел (
хотя он был уверен, что это ему удалось) а priori
усмотреть возможность столь возвышенной идеальной сущности.
Следовательно, все старания и труды, затраченные на
столь знаменитое онтологическое (картезианское)
доказательство бытия высшей сущности из понятий, потеряны
даром, и
человек столь же
мало может обогатиться знаниями с помощью одних лишь идей, как
мало обогатился бы
купец,
который, желая
улучшить свое имущественное
положение, приписал бы несколько нулей к своей кассовой наличности.
О невозможности космологического доказательства бытия Бога
Попытка извлечь из совершенно произвольно построенной идеи существование самого соответствующего ей предмета была чем-то совершенно противоестественным и представляла собой лишь нововведение школьного остроумия. В действительности этот путь никогда не был бы избран, если бы разум до этого не испытывал потребности допустить для существования вообще что-то необходимое (дальше чего можно было бы не идти при восхождении) и если бы он не был вынужден, так как эта необходимость должна быть безусловной и а priori достоверной, искать понятие, которое по возможности удовлетворяло бы такому требованию и позволило бы совершенно а priori познать существование. Такое понятие надеялись найти в идее всереальнейшей сущности, и потому эта идея использовалась лишь для более определенного знания о том, относительно чего мы на основании других соображений уже были убеждены или дали себя убедить в том, что оно должно существовать, а именно о необходимой сущности. Однако об этом естественном пути разума умалчивали и, вместо того чтобы заканчивать этим понятием, пытались начинать с него, чтобы вывести из него необходимость существования, к которой на самом деле это понятие должно было служить дополнением. Отсюда возникло неудавшееся онтологическое доказательство, не представляющееся удовлетворительным ни для естественного и здравого рассудка, ни для ученого исследования.
Космологическое доказательство, которое мы собираемся рассматривать теперь, сохраняет связь абсолютной необходимости с высшей реальностью. Но если онтологическое доказательство заключает от высшей реальности к необходимости существования, то космологическое доказательство скорее заключает от данной заранее безусловной необходимости некоторой сущности к ее безграничной реальности и постольку приводит все по крайней мере в колею, не знаю уж разумного или умствующего, но во всяком случае естественного способа выведения, наиболее убедительного не только для обыденного, но и для спекулятивного рассудка. И действительно, оно совершенно очевидно дает для всех доказательств естественной теологии первые основные направления, по которым всегда следовали и будут следовать, сколько бы их ни украшали и ни маскировали всевозможными гирляндами и завитушками. Это доказательство, которое Лейбниц называл также доказательством а contingentia mundi, мы изложим теперь и исследуем.
Оно гласит: если нечто существует, то должна существовать также и безусловно необходимая сущность. По меньшей мере существую я сам, следовательно, существует и абсолютно необходимая сущность. Меньшая посылка содержит в себе факт опыта, а бо́льшая посылка содержит в себе заключение от опыта вообще к существованию необходимого. Итак, это доказательство начинается, собственно, с опыта, стало быть, оно ведется не вполне а priori или онтологически, и так как предмет всего возможного опыта называется миром, то оно называется космологическим доказательством. Так как оно отвлекается от всех частных свойств предметов опыта, которыми наш мир может отличаться от всякого [другого] возможного мира, то оно уже по своему названию должно отличаться также от физикотеологического доказательства, которое нуждается в наблюдениях над особой природой нашего чувственно воспринимаемого мира.
Далее это доказательство развивается следующим образом: необходимая сущность может быть определена только одним-единственным способом, т.е. лишь посредством одного из всевозможных противоположных предикатов, следовательно, она должна быть полностью определена своим понятием. Но возможно только одно понятие вещи, полностью определяющее вещь а priori, а именно понятие об ens realissimum. Следовательно, понятие всереальнейшей сущности есть единственное понятие, посредством которого можно мыслить необходимую сущность, значит, высшая сущность существует необходимо.
В этом космологическом доказательстве сосредоточено столько софистических основоположений, что кажется, будто спекулятивный разум пустил здесь в ход все свое диалектическое искусство, дабы вызвать возможно бо́льшую трансцендентальную видимость. Однако, прежде чем мы исследуем его, мы вскроем хитрость разума, с какой он выдает старый аргумент в замаскированном виде за новый и ссылается на согласие двух свидетелей, а именно чистого разума и опыта, между тем как на самом деле присутствует только первый и меняет лишь